Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моральные последствия. Последствия грехопадения в отношениях между людьми. 50. Последствия Грехопадения во внешнем мире и отношениях между миром и человеком.




Моральные последствия

За своей физической и душевной немощью человек ощущает действие некоторого враждебного начала, подчиняющего себе человека и влекущего его ко греху часто даже помимо его воли: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7: 19–21,   23). В результате «вся гармония духовной жизни в человеке расстроилась, так как она держалась только единением духа с Богом... Это расстройство и извращение сил и способностей выражается в том, что человек оказывается влеком противоестественными, т. е. греховными, желаниями.

Последствия грехопадения в отношениях между людьми.

До грехопадения Адам и Ева были единое целое, жизнь одного являлась в то же время и жизнью другого. Грех рассекает это внутреннее единство человеческой природы. После падения каждая личность замыкается в самой себе. «В результате природа дробится на множество индивидов, каждый из которых живет лишь для себя».

До момента грехопадения были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились (Быт. 2: 25). Первым следствием греха явилось чувство стыда (см.: Быт. 3: 7) как к чужому человеку. Чужой человек смотрит на меня лишь как на объект собственных желаний и вожделений. Это вызывает отрицание любви, потребность в самозащите от опасности, что устанавливает отношения отчужденности, подозрительности и вражды между людьми.

50. Последствия Грехопадения во внешнем мире и отношениях между миром и человеком.

В силу особого, центрального положения человека в мире, грехопадение оказалось не только его «частным делом», но явилось поистине космической катастрофой. Свв. отцы учат, что человек является личностным возглавителем твари, проводником Божественных действий на всю тварь, его духовно-нравственным состоянием определяется состояние всего мира. Только через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Божественную благодать.

Поэтому в лице человека пал и лишился благодати весь тварный космос. Потеряв доступ к Божественной благодати, вся тварь совокупно стенает и мучится доныне (Рим. 8: 22).

Человек был введен Богом в мир как владыка твари (см.: Быт. 1: 28). В результате грехопадения человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновения своему господину и начинает «мстить» ему за причиненные страдания. Так, земля отказывается кормить своего хозяина, произращая терния и волчцы (Быт. 3: 18).

51. Уникальность человеческой личности.

В каждом человеке Бог отражается неповторимым образом, и это обусловлено уникальностью человеческих личностей.

В богословии «личность» – это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Бог есть Личность (точнее – три единосущные Личности), поэтому и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. Эти два понятия («образ Божий» и «личность») взаимосвязаны, но нетождественны. Личностное бытие человека – это, может быть, главная характеристика богообразности человека, однако это не значит, что образ Божий в человеке и личность – одно и то же. Человеческая личность в духовно-нравственном отношении может быть и положительной, и отрицательной. О диктаторах, тиранах, преступниках допустимо говорить как о яркой личности, описывая их качества и поступки, в том числе и негативные. Однако если мы попытаемся говорить о тех же людях как носителях образа Божия (согласно православному учению, образ Божий может помрачиться, но он неуничтожим человеческим грехом или смертью), то мы никогда не употребим нравственно-отрицательные категории. Значит, образ Божий и личность – это не одно и то же. Человеческая личность может свободно самоопределяться по отношению к Богу как в положительном, так и в отрицательном смысле, то есть человек может жить в соответствии со своей богообразностью или вопреки, но личностью он быть не перестает и образ Божий не утрачивает. Понятия «образ Божий» и «личность» взаимосвязаны друг с другом. Бог есть Личность, и человек есть личность, потому что он наделен образом Божиим. Личностное бытие – это проявление образа Божия, то есть взаимосвязь понятий выстроена по типу причины и следствия.

52. Творение богом человеческой души.

Из Книги Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2: 7). Святые отцы учат, что понятие «человек» приложимо только к сложной ипостаси, состоящей из души и тела, но не к душе или к телу в отдельности. Свт. Афанасий Александрийский: С одной стороны, сотворение человеческой природы, с другой — запечатление этой природы Богом, усыновление человека Отцу через Сына в Духе Святом. Таким образом, Бог по благодати становится Отцом тех, кого Он сотворил. В древности к дыханию было мистическое отношение. Почти во всех древних языках (древнееврейский, греческий и др. ) слова «дыхание» и «дух» являются однокоренными. Считалось, что с дыханием человека таинственным образом сопряжена жизнь человека, тайна его личности. По замыслу Творца, человек есть существо, которое изначально содержит в себе нетварную Божественную благодать. Сотворение человека, состоящего из души и тела, и вдуновение нетварной благодати суть моменты, которые надо различать лишь логически, в действительности — это единый акт сотворения, в котором одновременно сотворяются тело и душа, и одновременно сотворяемый человек запечатлевается благодатью Духа Святого и усыновляется Богу. Мысль о свободе человеческой души или прямо выражается, или предполагается в многих местах Священного Писания, и — во-первых, во всех тех, где даются человеку заповеди, и от него требуется повиновение Закону Божию; во-вторых, где за исполнение заповедей предлагаются человеку разные награды и особенно вечное блаженство; наконец, где за нарушение заповедей предрекаются повинному разные наказания, временные и вечные.

Свойства человеческой души: 1. Существо самостоятельное, различное от тела; 2. Существо невещественное, простое; 3. Существо свободное.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...