53. Термины: лицо и природа.. 54. Понятие о грехе.
53. Термины: лицо и природа. Приро́ да (естество́, су́ щность) — бытие, характеризуемое сущностными различиями; онтологическое содержание ипостаси. 1. Сущность Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа одна – божественная. Бог един по сущности и троичен в Лицах. 2. Сущность по отношению к объектам тварного мира – общее неизменное «начало», охватывающее тварные индивидуумы, представляющие тот или иной низший вид (человек, лягушка, лиса) и объединяющее их как вид. В этом значении «вид» и «природа» – синонимы. 3. В Лице Господа Иисуса Христа заключены две сущности (природы): божественная и человеческая. Они соединены в Нём неслитно (не образовав чего-то третьего, полубога-получеловека), неизменно (без изменения природ), нераздельно (неотделимо в единстве Богочеловека), неразлучно (навечно). Ипоста́ сь – (от греч. ὑ π ό σ τ α σ ι ς (ипостасис) ипостась) – 1) богословский термин, обозначающий конкретное лицо, индивидуум, предмет, в котором действительным и конкретным образом осуществляется сущность; 2) основа, осуществление (Евр. 11: 1). Понятие «ипостась» в обиходном языке означало просто существование. Попадая в философию, оно стало принимать значение индивидуального бытия. Смысл этого понятия был преобразован православным богословием Великих Каппадокийцев: св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского. Прежде всего, Великие Каппадокийцы последовательно разграничили смысл понятий «сущность» (природа, естество) и «ипостась». Следуя их пониманию, различие между сущностью и ипостасью есть различие между общим и особенным (частным).
Отождествив Лицо и Ипостась, Великие Каппадокийцы ввели новое понятие – «личность», которого не знал языческий мир. Следуя их мысли, личность не является частью сущности или природы, не сводится к природному бытию, не мыслится в природных категориях. Божественные Лица, есть способ бытия Божественной природы. Природа Бога существует лично, она – живое личное бытие. При этом личное существование создавшего мир Бога превышает человеческий разум. Человеческий разум тварен, а создавший его Бог бесконечно превосходит тварное естество, раскрываясь человеку в непостижимом единстве нераздельных Божественных Лиц Троицы, Которая есть Начало всего, Творец мира. Ипостасью Богочеловека Иисуса Христа в Православии признается Ипостась Сына Божия, Нетварного Божественного Логоса. К Ипостаси Иисуса Христа прилагается наименование единой и сложной. 54. Понятие о грехе. Грех (греч. ἁ μ α ρ τ ί α — непопадание в цель, промах) — Грех – причина извращения человеческого естества вследствие отпадения человека от Бога, впадения его в противоестественное (нижеестественное) состояние. С другой стороны, грех рассматривается и как следствие извращения человеческого естества (подвергшегося порче в результате грехопадения прародителей). Грех есть беззаконие как нарушение норм (закона, порядка) человеческого бытия, определенных Богом. «Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой, в то, что противоестественно (противоприродно)» (св. Иоанн Дамаскин). Грех есть уклонение от цели назначенной человеку по природе (блаж. Феофилакт Болгарский). Слово грех – перевод греческого слова «ἁ μ α ρ τ ί α », которое буквально означает: промах или непопадание в цель. Грех и есть такое проявление человеческих возможностей, которое не соответствует цели человеческого существования, противоречит предназначению человека, как созданного по образу и подобию Божьему.
Впадение в грех именуется грехопадением. Первыми грехопадению подверглись прародители человечества. Человек живущий по закону греха именуется ветхим человеком. Закрепленные в человеке греховные навыки называются страстями. Грех несёт с собой три иллюзии: иллюзию свободы, иллюзию знания и иллюзию удовольствия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|