Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приложение 3. Доказательство иррациональности √2. Если I и J четные, можем упростить дробь на общий делитель 2 и повторить это действие столько раз, сколько понадобится, чтобы хотя бы одно из этих чисел стало нечетным




Приложение 3

Доказательство иррациональности √ 2

 

Если предположить, что число √ 2 рационально, это будет означать, что это число можно записать в виде I /J, где I и J – целые числа. А теперь, если удастся свести это утверждение к противоречию, мы докажем, что наше первоначальное предположение ложно.

Если I и J четные, можем упростить дробь на общий делитель 2 и повторить это действие столько раз, сколько понадобится, чтобы хотя бы одно из этих чисел стало нечетным. Это значит, что если √ 2 = I /J, то можно записать также √ 2 = M /N, где по крайней мере одно из чисел M и N или оба нечетные.

M/N = √ 2. Возведем это уравнение в квадрат и умножим на N, получим M ² = 2N ². Поскольку M ² получается умножением на два, это число четное. Значит, M тоже четное, поскольку квадрат нечетного числа всегда нечетный. А теперь я покажу, что N тоже четное.

Поскольку M четное, мы можем записать его как M = 2K, где K – еще одно целое число. Возведя это уравнение в квадрат, получим M ² = 4K ². Чуть ранее мы показали, что M ² = 2N ², поэтому 2N ² = 4K ². Разделив на 2, получим N ² = 2K ². Следовательно, число N ² четное, а значит, и N – тоже четное.

Мы получили противоречие с нашим выводом, что хотя бы одно из чисел M и N должно быть нечетным. Единственной возможной причиной (поскольку в остальном мы строго следовали правилам математики) оказывается то, что наше первоначальное предположение – о том, что √ 2 можно записать как I /J, – неверно. Таким образом, иррациональность √ 2 доказана.

Этот результат так интересен, в частности, потому, что его никак невозможно получить в рамках физики. Никакое измерение не в состоянии продемонстрировать, что число √ 2 иррационально. Это истина, лежащая за пределами физических измерений; она существует только в человеческом сознании. Это нефизическое знание.

Если интересно, можете попробовать доказать аналогичным способом, что иррационально число √ 4. Разумеется, это не так; √ 4 = 2/1. Попробуйте просто применить подход, который мы только что использовали, и посмотреть, где он не сработает.

 

Приложение 4

Творение

 

 

         Вначале было лишь ничто –         

         и не существовало            

         ни Солнца, ни Земли,             

         ни космоса, ни времени –            

         и пустота зияла.             

 

         Возникло время – и раздался взрыв:         

         ничто изверглось, словно лава,             

         наполнилась огнем живым            

         вселенская душа –            

         и сердце мира            

         в волнении затрепетало.             

 

          Стремительно как свет росло пространство,             

         а огненные бури утихали,             

         и появилась            

         материя первейшая.             

         Необычайно хрупкие песчинки,             

         из коих состоит Вселенная,             

         перемешались в беспорядке,             

         казалось, ожидая мощной силы,             

         которая бы усмирила их.             

 

         Вселенная остыла,             

         материя начала дробиться.             

         Она дробилась и дробилась            

         до предела. Мельчайшие частицы            

         (электроны, глюоны, кварки)            

         бросалися друг к другу, но бело‑ голубое пламя, что жгло нещадно,             

         не позволяло им соединиться.             

 

         Пространство расширялось,             

         а пламя остывало от бела до красна,             

         и наступила темнота.             

 

         И вот остановилось жженье,             

         частицы сжались и слилися            

         в атомы:             

         то были водород и гелий, из которых            

        все в нашем мире состоит.             

 

         Затем под силой притяженья            

         Те атомы соединились,             

         Из них возникли облака, и звезды, и галактики,             

         и их скопленья. И в пустоте впервые            

         Пространство появилося пустое.             

 

         И в звездном облаке            

         скопилось вещество –            

         материя            

         сжималась, нагревалась            

         и зажглась, и вот он – свет!             

 

         И ядра, что сокрыты            

         внутри таинственной звезды,             

         вдруг обратились в топливо            

         и через много лет            

         наполнили Вселенную всем, веществом –            

         то были углерод и кислород, железо –            

         материя жизни,             

         материя, что зарождалась долго в недрах звезд.             

 

         Горело и страдало сердце            

         таинственной большой звезды. И обессилело вконец,             

         забилось в судорогах… Но… О чудо! Вспышка –            

         гравитационная энергия наружу вырвалась и, обрушая жар, воспрянула            

         и стала ярче тысяч звезд Сверхновая звезда!             

         Да, ярче, ярче тысяч, мириадов звезд,             

         светлее, чем галактики.             

         Крупицы углерода, железа, кислорода            

         исторглись в космос,             

         свободу обрели – и обратились в пыль.             

         То пепел был звезды            

         и жизни суть.             

 

         Что далее?             

         В галактике с названьем Млечный Путь,             

         что в сверхскопленье Девы,             

         пылинки делятся, соединяются, рождая            

         новую звезду. А рядом            

         из звездной пыли появляется планета.             

         И молодое Солнце сжимается и зажигает, согревая своим теплом            

         младую, девственную Землю.             

 

 

Приложение 5

Математика неопределенности

 

Принцип неопределенности в физике – всего лишь следствие из того, что частицы обладают волновыми свойствами.

Фундаментальная математика волновых колебаний разработана достаточно давно, и в ней есть знаменитая теорема, согласно которой буквально любой импульс можно представить в виде суммы бесконечных, но при этом непрерывных гармонических колебаний (синусоидальных и косинусоидальных). Эта область математики носит название Фурье‑ анализа [280] и считается частью продвинутого интегрального исчисления. Студентов на занятиях часто просят представить «квадратную волну» (периодический сигнал, состоящий из последовательности одинаковых прямоугольных импульсов) в виде суммы синусов и косинусов.

В Фурье‑ анализе есть одна очень важная теорема. Суть ее такова: если волна состоит из одного короткого импульса, такого, что большая его часть располагается в небольшой области ∆ x (читается «дельта икс»), то для ее описания с помощью синусов и косинусов потребуется много различных длин волн. Длины волн в математике обычно описываются числом k. Это такое число, что k /2π – это число целых волн (полных циклов), которое укладывается в единицу длины. Физики называют k пространственной частотой, или волновым числом (связанное понятие – волновой вектор: вектор, модуль которого равен волновому числу, а направление перпендикулярно волновому фронту). Волна, целиком заключенная в интервал ∆ x, должна содержать некоторый диапазон пространственных частот ∆ k. Тогда, по теореме Фурье, два этих интервала должны быть связаны следующим образом:

 

xk ≥ 1/2.

 

Это уравнение не имеет никакого отношения к квантовому поведению; оно получено методами интегрального исчисления. Теорема появилась раньше трудов Гейзенберга; Жан Батист Фурье умер в 1830 году. Это всего лишь математика волн: водяных, звуковых, световых, сейсмических, колебаний натянутой веревки и рояльной струны, волн в плазме и в кристалле. И эта математика верна для любых волн.

В квантовой физике импульс волны равен постоянной Планка h, деленной на длину волны (формула де Бройля). Длина волны равна 2π /k. Это означает, что мы можем записать импульс (традиционно обозначаемый буквой p ) как p = (h /2π )k. Взяв разницу между двумя значениями p, получим ∆ p = (h /2π )∆ k. Если умножить уравнение Фурье‑ анализа ∆ xk ≥ 1/2 на h /2π, получим:

 

(h /2π )∆ xk ≥ 1/2(h /2π ).

 

Далее подставим ∆ p = (h /2π )∆ k и получим:

 

xph /4π.

 

(Иногда можно увидеть запись ∆ xpħ /2, где ħ = h /2π – приведенная постоянная Планка, порой называемая постоянной Дирака. )

Это знаменитый принцип неопределенности Гейзенберга. Вот почему я сказал, что если мы примем предположение, что все частицы движутся как волны, то принцип неопределенности станет просто математическим следствием из этого факта.

В математике эта теорема не считается настоящим принципом неопределенности; скорее, она описывает диапазон пространственных частот, необходимых для получения короткого импульса. Но в квантовой физике диапазон частот превращается в неопределенность импульса, а ширина импульса становится неопределенностью положения частицы в пространстве. Все дело в копенгагенской вероятностной интерпретации волновой функции. Если для волновой функции доступны разные значения импульса (скорости) и пространственных координат, то акт измерения (к примеру, наблюдение за тем, как она отклоняется в магнитном поле) означает выбор одного из возможных значений. Как сказала мать Форреста Гампа о жизни: «[Это] как коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь, что у каждой конфеты внутри».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...