Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4. Психические нарушения при ДЦП




Таким образом, для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся как в виде обратимых нарушений (задержки доречевого и речевого развития), так и в виде более стойких системных расстройств всех сторон речи (общего недоразвития речи). Характер нарушений речевого развития определяет задачи и методы логопедической работы.

4. Психические нарушения при ДЦП

Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом, посвящено значительное количество работ отечественных специалистов (Э. С. Калижнюк, Л. А. Данилова, Е. М. Мастюкова, И. Ю. Левченко, Е. И. Кириченко и др. ).

Хронологическое созревание психической деятельности резко задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушения психики. Не существует четкой взаимосвязи между выраженностью двигательных и психических нарушений - например, тяжелые двигательные расстройства могут сочетаться с легкими психическими нарушениями, а остаточные явления ДЦП - с тяжелым недоразвитием отдельных психических функций или психики в целом. Для детей с ДЦП характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения. Многогранность не только неврологических (двигательных, речевых, сенсорных и др. ), но и психопатологических клинических проявлений объясняется мультифакторным психогенным влиянием и разнообразием локальных поражений мозга. Формирующаяся личность больного церебральным параличом является результатом интеграции многих социальных и биологических факторов.

При ДЦП нарушено формирование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

4. 1 Интеллектуальные нарушения

4. 1. 1 Задержка психического развития

Задержкой психического развития принято считать различные по этиопатогенезу состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и недоразвитием познавательной деятельности по типу олигофрении. На основе этиопатогенетического принципа выделяют ЗПР, обусловленные неблагоприятными условиями среды и воспитания, астеническими состояниями, соматическими заболеваниями и возникающие в отдаленном периоде мозговых инфекций и травм, а также вторичные варианты интеллектуальной недостаточности, связанные с нарушениями слуха, зрения, речи и с различными формами инфантилизма. К. С. Лебединская на основе этиологического признака выделяет следующие виды ЗПР:

1) обусловленные конституциональным происхождением (гармонический психический и психофизический инфантилизм);

2) соматического происхождения в связи с длительными заболеваниями;

3) психогенного происхождения в связи с неблагоприятными условиями воспитания;

4) церебрально-органического генеза. Основная роль в генезе задержки умственного развития у детей с ДЦП принадлежит биологическим факторам (инфекция, гипоксия, травма и др. ). Менее важную роль играют такие факторы, как неблагоприятные условия воспитания по типу гиперопеки, госпитализм, некоторый дефицит информации в связи с обездвиженностью больного. ЗПР у детей с ДЦП, вероятно, связана с нарушением созревания и функциональной недостаточностью более молодых и сложно организованных систем мозга, главным образом относящихся к теменным и лобным отделам полушарий, регулирующих сознательные акты человеческого поведения и деятельности.

При диагностике ЗПР и дифференциации ее с олигофренией при ДЦП возникают определенные трудности, которые объясняются выраженностью параличей и парезов, нарушением речи и многими другими факторами, затрудняющими обследование детей, нередко наблюдающейся их педагогической запущенностью, а также некоторыми сходными клиническими проявлениями (недостаточный запас сведений и представлений, слабость отвлеченного мышления и др. ).

Особенностью ЗПР, возникающей как при ДЦП, так и при других заболеваниях, формирующихся на фоне ранней органической недостаточности, является инертность психических процессов, замедленность включения и переключения в заданиях, перцептивные нарушения, недостаточность концентрации внимания и способности удерживать воспринятый материал, неустойчивость организационной деятельности и др. Значительно снижают интеллектуальную продуктивность и существенно осложняют клиническую картину церебрастенические проявления, нередко сочетающиеся с гипертензионным синдромом. Легкая утомляемость и быстрая истощаемость обычно наступают при незначительном психическом и физическом напряжении.

В клинической картине наблюдаются признаки незрелости эмоционально-волевой сферы - преобладание игрового интереса и игровой деятельности, непосредственность, внушаемость и выраженная недостаточная способность к занятиям, требующим волевого усилия. Для таких детей характерна недостаточная продуктивность во время школьных занятий, они предпочитают играть, неактивны в занятиях ЛФК, хотя и обнаруживают желание научиться ходить. Тем не менее в их поведении преобладают мотивы непосредственных удовольствий и желаний. Особенность инфантилизма у этого контингента детей заключается в его органической окрашенности. У них отсутствует живость, веселость, некоторые из них (чаще всего страдающие гемипаретической или гиперкинетической формами заболевания) эйфоричны, благодушны, расторможены, в игре не проявляют яркого воображения, фантазии. Привязанности и эмоциональные проявления у таких детей менее глубоки, хотя обычно они ласковы. Эти дети напоминают больных с неустойчивым вариантом органического инфантилизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...