Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объединяющим эту группу детей феноменом нередко является анозогнозический тип реагирования на физический дефект, проявляющийся в его игнорировании. Как правило, больные не замечают своего дефекта, вспоминают о необходимости включать в движение парализован




Объединяющим эту группу детей феноменом нередко является анозогнозический тип реагирования на физический дефект, проявляющийся в его игнорировании. Как правило, больные не замечают своего дефекта, вспоминают о необходимости включать в движение парализованную руку (даже при относительной сохранности функции) лишь при напоминании. Параллелизма между выраженностью дефекта и степенью игнорирования функции конечности (руки) не наблюдается.

Поведение этих детей нередко характеризуется несобранностью, двигательной расторможенностью. Занятия по лечебной физкультуре они посещают чаще по принуждению, в то время как дети с правосторонним гемипарезом относятся к процедурам с чувством сознания их необходимости. Подростки, как правило, не переживают глубоко свою несостоятельность, для них нередко свойственно благодушие с некоторым эйфорическим фоном настроения. Этому же способствует их " лидирующее" положение в коллективе в связи с меньшей выраженностью двигательных нарушений. Иногда наблюдается анозогнозия как проявление выраженной деперсонализации, лишь в единичных случаях больные испытывают отчуждение парализованной руки - разговаривают с ней, бранят ее и т. д. Девушки нередко начинают переживать свой дефект уже после окончания школы, при первых увлечениях и разочарованиях.

В отличие от анозогнозии взрослых, являющейся типичным синдромом поражения правого полушария, у детей с ДЦП никогда не наблюдаются " незнание" дефекта и нарушения соизмерения своих возможностей и желаний (они чаще всего учитывают свои трудности).

Структура интеллектуальной недостаточности может осложняться поведенческими нарушениями. Дети чрезмерно подвижны, суетливы, двигательно расторможены, внимание их неустойчиво. Наряду с некритичностью, эйфорией для них характерны многоречивость, иногда резонерство (что контрастирует с недостаточной речевой активностью, наблюдаемой у детей с правосторонним гемипарезом). Более выраженные трудности поведения по типу психопатоподобных состояний отмечаются чаще у подростков с судорожными припадками.

4. 1. 2 Олигофрения при ДЦП

Клиническая картина олигофрении у детей с ДЦП характеризуется сочетанием признаков, свойственных для всех вариантов олигофрении (как для ее дифференцированных форм с известной этиологией - болезнь Дауна, микроцефалия и др., так и для недифференцированных с неуточненным происхождением) с некоторыми своеобразными особенностями, свойственными для данного заболевания. Качественная характеристика типичных признаков олигофрении определяется ее основной особенностью - тотальным, диффузным характером интеллектуального дефекта. При олигофрении страдает не только познавательная деятельность и ее предпосылки (восприятие, память, внимание), но и личность в целом. Признаки недоразвития обнаруживаются в речи, мимике, эмоционально-волевой сфере, во всех психических функциях. Другая особенность олигофрении - это преимущественное недоразвитие наиболее дифференцированных фило - и онтогенетических систем при сохранности более старых в эволюционном отношении функций. Страдают высшие формы познавательной деятельности, обобщение и абстракция. В познавательной деятельности преобладает конкретное мышление, устанавливаются лишь частные связи. Высшие формы отвлеченного мышления обычно недоступны. Они с тудом выделяют в сказке основную идею, устанавливают сходство и различие в предметах по внешним признакам, не способны к понятийному мышлению. При классификации предметных картинок затрудняются в выделении видовых и родовых обобщенных понятий (растения, животные и т. д. ). особые затруднения вызывает у них абстрактный счет, осмысление задач, в то время как с заданиями, основанными на конкретном материале, они справляются легче. Неспособность к отвлеченному мышлению отражается и в предпосылках к интеллектуальной деятельности - восприятии, внимании, памяти. В каждом познавательном акте страдает функция, связанная с анализом и обобщением воспринимаемых впечатлений. Интеллектуальная недостаточность обнаруживается уже на этапе восприятия: дети, рассматривающие предметные картинки, часто не дифференцируют различные образы (мальчика и взрослого, утку и курицу и т. д. ).

Степень недоразвития речи, как наиболее молодой и специфической человеческой функции, находится в тесной зависимости от выраженности интеллектуальной недостаточности. При олигофрении в степени глубокой имбецильности и идиотии не только отсутствует экспрессивная речь, но и страдает понимание обращенной речи. При более легкой степени олигофрении - дебильности запаздывают в развитии все стороны речи - произносительная, понятийная, фонематическая, логико-грамматическая. Слово для больных олигофренией не несет той смысловой нагрузки, которая присуща здоровым детям, а употребляется как заученный штамп, как система пустых вербальных формулировок. У некоторых из них имеется музыкальный слух, они способны передавать мелодию, не владея даже членораздельной речью. Эти дети часто не выявляют познавательного интереса к прослушиванию сказок, рассказов, не интересуются книжками. Они проявляют любопытство, но свойственная здоровым детям любознательность у них отсутствует. Некоторые из детей могут задавать вопросы, но не ждут на них ответов. У детей раннего возраста отсутствуют или недостаточны ориентировочно-познавательные реализации. У больных олигофренией отсутствует одна из наиболее важных функций психики - потребность познавать окружающее. Для эмоционально-волевой сферы больных олигофренией характерна та же закономерность - недоразвитие более молодых в онтогенетическом отношении эмоций, связанных с отвлеченным мышлением. Больные не способны осознать радость и горе, возможные в будущем, живут непосредственными переживаниями сегодняшнего дня, у них недостаточно развиты абстрактные понятия - добра и зла, им недоступно осмысление чувство долга, ответственности. Их эмоции мало дифференцированы, однообразны, у них отсутствуют тонкие оттенки переживания (нередко они не плачут, а кричат), эмоциональные реакции их неадекватны. Многие из таких больных не способны отличить главное от второстепенного. Ничтожный повод может вызвать бурную вспышку гнева, но при этом могут остаться без внимания важные события в их жизни. В поведении, особенностях волевой и целенаправленной деятельности отмечается та же закономерность недоразвития высших, наиболее молодых в онтогенетическом отношении форм, при относительной сохранности более древних. Поведение таких детей характеризуется недостаточностью регулирующей роли ума. Они не критичны, не дооценивают ситуацию и свои возможности. Действия и поступки их импульсивны, реализуются по типу короткого замыкания, без обдумывания, борьбы мотивов. Это обусловливает их неадекватные и особо опасные действия. поэтому больные олигофренией всегда нуждатся в постоянном надзоре и коррекции их возможного неправильного поведения. Повышенная внушаемость детей с олигофренией может быть использована в целях воспитания правильных этических норм поведения. Поведение и деятельность больных олигофренией страдают не только вследствие сниженного интеллектуального уровня, но и из-за особенностей их темперамента: при торпидном типе - в связи со слабостью побуждений, недостаточной активностью; при возбудимом - из-за психомоторной рассторможенности. Больным свойственна склонность к повторению заученных штампов и стереотипных движений. При необходимости изменить привычный стереотип, шаблон поведения они теряются в связи с негибкостью, тугоподвижностью психики, у некоторых из них при этом возникает негативная реакция, стойкое упрямство. Признаки недоразвития при олигофрении часто проявляются и в дефектах различных органов (пороки развития). Указанные проявления свойственны для всех форм олигофрении у детей, в том числе и для олигофрении, наблюдающейся при ДЦП. Наряду с этим у детей сДЦП отмечаются своеобразные особенности, обусловленные патогенезом заболевания, которые проявляются как в структуре интеллектуальной недостаточности, так и в эмоционально-волевой сфере. Заключаются они в том, что в клинической картине заболевания наряду с олигофреническим слабоумием наблюдаются и признаки неравномерного развития тех систем и функций, поражение которых тесно связано с особенностью патогенеза и клинической формой ДЦП. У этого контингента больных на фоне диффузного психического недоразвития отчетливо проявляются и более грубые нарушения, наблюдаемые при той или иной форме ДЦП. При правостороннем гемипарезе - это зеркальное письмо, дисграфия и другие изменения, при левостороннем гемипарезе и спастической диплегии - нарушение функции счета, зрительно-конструктивной деятельности, при гиперкинетической форме - вербальное мышление в связи с дефектом слуха и дизартрией. Что касается эмоционально-волевой сферы больных, то для детей со спастической диплегией чаще характерны сочетание повышенной эмоциональной лабильности, возбудимости с инертностью психики, медлительностью, вялостью, слабым побуждением к деятельности; во многих случаях отмечаются неврозоподобные страхи, энурез.

4. 2 Нарушения личностного развития и эмоционально-волевой сферы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...