Наряду с перечисленными общими особенностями интеллектуальной недостаточности отмечаются нарушения, характерные для определенных форм ДЦП.
У детей со спастической диплегией, которые составляют большинство страдающих церебральными параличами, чаще наблюдаются проявления тормозимого варианта органического инфантилизма (невропатического, или церебрастенического, по В. В. Ковалеву). В структуре личности при этом выражены астенический радикал - повышенная тормозимость, робость, пугливость, лабильность настроения, трудность адаптации в условиях детских учреждений. По данным других наблюдений, признаки детскости сочетаются с симптомами раздражительной слабости, легкой истощаемости, неустойчивости внимания и др. Поведение их также характеризуется инертностью психики в виде " назойливости", " приставучести". Клинически отмечается интеллектуальная слабость, недостаточность обобщения. Однако эти нарушения выражены нерезко и не являются ведущими. Такие дети способны к использованию помощи, имеют широкую " зону ближайшего развития" (Л. С. Выготский, 1960), уровень их абстрактно-логического мышления превышает таковой у детей с олигофренией. Особенностью интеллектуальной недостаточности детей с ДЦП является также неравномерно сниженный запас сведений и представлений, обусловленный, во-первых, социальной депривацией всвязи с их длительной обездвиженностью, ограничением социальных контактов, госпитализмом, педагогической запущенностью. Больные обычно знают лишь то, с чем сталкивались на практике. Во-вторых, недостаточность информации объясняется особенностями их двигательного дефекта, затрудняющего не только передвижение, но и познание свойств предметов окружающего мира путем манипулирования с ними и изучения с помощью мышечно-суставного чувства. В-третьих, у больных нередко затруднена фиксация взора в связи со слабостью бинокулярного оптического фиксационного рефлекса и наличием стволовых нередуцированных рефлексов (лабиринтно-тонического и др. ). нередко наблюдаются и сенсорные дефекты (аномалия рефракции, дефект слуха и пр. ), которые также снижают возможности к накоплению информации. Другой своеобразной особенностью ЗПР при ДЦП является неравномерный, диссоциированный характер интеллектуальной недостаточности - задержка формирования одних психических функций и относительная сохранность других. Динамика этого варианта интеллектуальной недостаточности при ДЦП относительно благоприятная. Клинические проявления в значительной степени редуцируются при адекватном лечебно-коррекционном воздействии.
Наряду с перечисленными общими особенностями интеллектуальной недостаточности отмечаются нарушения, характерные для определенных форм ДЦП. ЗПР при спастической диплегии. У большинства детей с ДЦП в форме спасической диплегии без грубых афазических и дизартрических расстройств структура ЗПР характеризуется своеобразной диссоциацией - удовлетворительным развитием вербального мышления и выраженной недостаточностью наглядно-образного в сочетании с нарушениями пространственных и временных представлений, слабостью счетных операций. Интеллектуальное развитие отличается крайней неравномерностью. С одной стороны, наблюдается удовлетворительное развитие вербального мышления, способность к абстрагированию и обобщению (дети могут выделить ведущую линию в рассказе, передать смысл сюжетной картинки и установить причинно-следственные связи), с другой - отмечается недостаточность наглядно-действенного мышления. Дети крайне несостоятельны при необходимости пространственной ориентировки: большинство из них не могут одеться из-за апраксии, не умеют рисовать, испытывают трудности при овладении навыком письма, слабо ориентируются в пространстве, долго не запоминают расположения кабинетов в школе и др. Эти дети сравнительно легко составляют группы предметных картинок, выделяют четвертый лишний предмет, справляются с заданием сравнения понятий, находят черты сходства и различия по существенным признакам. Выполнение заданий, требующих речевого оформления, не представляет для них особых трудностей. Вместе с тем они испытывают существенные затруднения при выполнении заданий на пространственную ориентировку, не могут правильно скопировать форму предмета, соединить точки на листе бумаги, скопировать направление стрелок. Для некоторых из них при этом характерно зеркальное изображение асимметричных фигур, они с трудом усваивают схему тела (правое-левое) и направления.
Нарушения счета выражаются в нарушении восприятия разрядного строения чисел, в трудностях глобального восприятия количества, в усвоении арифметических знаков и состава числа, сравнении целого и частей, в выполнении арифметических действий, особенно вычитания, деления. Нарушение пространственного восприятия и счета у детей со спастической диплегией некоторые авторы связывают с патологией формирования теменно-затылочных структур мозга. Наряду с пространственными нарушениями у некоторых больных со спастической диплегией отмечаются и симптомы расстройства функций лобных отделов мозга: вялость, недостаточность планирования действия при выполнении заданий, которое возможно лишь при постоянной стимуляции и дробном, поэтапном расчленении задания. Аналогичные нарушения при поражении лобных отделов наблюдались и у детей с ЗПР другой этиологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|