Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗПР при гиперкинетической форме.




Выраженные астено-адинамические проявления, двигательные нарушения, гипомимия, скованность нередко затрудняют оценку уровня интеллектуального развития ребенка. Однако при длительном наблюдении за детьми удается выявить у них достаточную интеллектуальную сохранность и дифферецированность эмоций. Они переживают разлуку с родителями, избирательно относятся к персоналу и сверстникам, адекватно реагируют на похвалу и порицание. Уже в раннем детстве их эмоционально-волевая сфера отличается повышенной чувствительностью к различным внешним раздражителям (яркому свету, громкому звуку). Дети пугливы, легко вздрагивают, эмоционально лабильны, склонны к различным страхам, у них долго сохраняется нередуцированный рефлекс Моро. В школьном возрасте нарастают повышенная ранимость, впечатлительность. Характерным является сочетание повышенной эмоциональной возбудимости с инертностью психики, назойливостью, прилипчивостью и излишним педантизмом в поведении. У подростков наблюдаются глубокие личностные реакции - обидчивость, переживание чувства физической неполноценности. Реже у этих детей наблюдаются расстройства поведения.

Динамика ЗПР у детей со спастической диплегией в большинстве случаев при своевременном и систематическом коррекционном воздействии благоприятна. Пространственные нарушения и нарушения функции счета при адекватных лечебно-педагогических мероприятиях частично редуцируются. Однако у подростков обнаруживаются трудности в процессе обучения предметам, требующим пространственной ориентировки (геометрии, географии, швейному делу и др. ).

Важно отметить, что отдельные локальные нарушения высших корковых функций - пространственного гнозиса и праксиса, функции счета, вплоть до выраженной акалькулии, могут наблюдаться и при других формах ДЦП. Однако эти нарушения чаще наблюдаются у больных со спастической диплегией в сочетании с другими своеобразными особенностями (относительно ранее развитие речи и др. ).

ЗПР при гиперкинетической форме.

В структуре интеллектуальной недостаточности детей с гиперкинетической формой ведущее место занимают речевые и слухоречевые расстройства. Большинство из них поздно начинают говорить в связи с выраженной гиперкинетической дизартрией, нередко осложненной дефектом слуха. ЗПР при данной форме характеризуется неравномерностью развития отдельных психических функций - недостаточностью развития речи и вербального мышления (из-за дизартрии, часто осложненной тугоухостью) и относительной сохранностью наглядно-образного мышления, пространственных функций. Многие из детей могут по наглядной инструкции выполнить задание по классификации предметных картинок и установить последовательность событий. Осмысливая сюжет, изображенный на картинке, они испытывают затруднения при речевом оформлении ответа, иногда лишь называют действие или предметы. Понимание простых рассказов также затруднено. Обнаруживается диссоциация между вербальной и зрительной памятью: объем зрительной кратковременной памяти несколько больше (в среднем 6-8 ед. ), чем объем кратковременной вербальной памяти (2-3 ед. ). задания, связанные с пространственной ориентировкой и манипулятивной деятельностью (рисование, конструирование), дети выполняют удовлетворительно, несмотря на наличие гиперкинезов.

Эмоционально-волевая сфера подобных больных также характеризуется своеобразными особенностями. Привязанности этих детей избирательны и глубоки. В раннем возрасте они адекватно реагируют на новую обстановку, беспокоятся, требуют постоянного внимания, оставленные одни - плачут. Такие дети проявляют живой интерес к окружающему, на прогулках следят за играми сверстников, при изоляции от сверстников выражают бурный протест, при этом у них усиливаются гиперкинезы, появляются выраженные вегетативные вегетативные реакции. При поступлении в стационар для лечения у многих детей раннего возраста наступает декомпенсация в форме реакции дезадаптации с психомоторным возбуждением, нарушением сна.

У детей школьного возраста при адекватной коррекции с учетом дефекта слуха проявления вторичной ЗПР в значительной степени компенсируются. Более отчетливой, чем в дошкольном возрасте, становится недостаточная критичность больных, которая проявляется в неадекватной оценке ими ситуации, отсутствии переживания своего дефекта. Недостаточная критичность обычно сочетается с эйфорией, однако параллелизма между этими состояниями не выявляется, так как у некоторых больных недооценка ситуации, отсутствие переживания дефекта наблюдаются и на фоне ровного настроения; у других отмечаются двигательная расторможенность, иногда импульсивность, повышенная эмоциональная возбудимость, драчливость. Некоторые аффективные вспышки могут быть отнесены к реактивным, возникающим в связи с нарушением контакта с окружающим из-за тугоухости. У таких больных при дефекте слуха, обусловливающем вторичную задержку психического и речевого развития, иногда ошибочно диагностируют олигофрению.

ЗПР при правосторонней гемипаретической форме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...