Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗПР при левосторонней гемипаретической форме.




При данной форме наблюдаются общие признаки, свойственные всем вариантам ЗПР (психоорганические проявления - инертность психики, замедленность включения в задание, трудности переключения и др. ); небольшой запас сведений и представлений, невысокий уровень отвлеченного мышления и другие проявления, отмеченные выше. Некоторое запаздывание развития речи, особенно фразовой, контекстной, о чем свидетельствует затруднение при пересказе. В то же время в других сферах большинство не обнаруживали отставания в практических навыках. После занятий с логопедом у них значительно улучшалась успеваемость по русскому языку. В целом клиническая картина напоминает состояние детей с легкой задержкой развития речи. Вместе с тем обнаруживаются и другие особенности. Наиболее частым симптомом интеллектуальной недостаточности у этого контингента больных является симптом зеркального письма. Зеркальный рисунок асимметричных фигур и зеркальное письмо асимметричных букв, цифр наблюдаются чаще при письме левой рукой, а иногда - обеими руками. Такие дети в противоположность здоровым сверстникам рисуют и пишут обычно справа налево. Симптом зеркального письма часто сочетается с элементами односторонней пальцевой агнозии и апраксии, конструктивной апраксии, нарушением счета. При исследовании способности узнавать пальцы на парализованной руке дети путают их (чаще 3 и 4) и затрудняются в воспроизведении позы пальцев по мышечно-суставному чувству без зрительного контроля (например, 1, 3, и 4 пальцы согнуты, а 2 и 5 - разогнуты и т. д. ). эти же задания на здоровой руке дети выполняют обычно правильно или со значительно меньшим числом ошибок.

Позже, чем у сверстников, у них формируется представление схемы тела, они долго путают правую и левую руку, затрудняются при выполнении заданий по пробе Хеда как по зрительной, так и по вербальной инструкции. При конструировании из палочек и кубиков иногда выполняют задания зеркально. Цифровой ряд строят справа налево таким образом, что цифры 10, 9… оказываются слева, а …2, 1 - справа.

У некоторых детей нарушена функция счета, семантические нарушения проявляются в затруднении осмысления сложных логико-грамматических оборотов речи с наречиями и предлогами, отражающими пространственные отношения предметов. У отдельных наблюдаемых детей школьного возраста оптико-пространственные нарушения в структуре ЗПР наблюдаются не только в процессе письма (" з" вместо " е" и т. д. ), но также и при чтении. Эти дети путают сходные графемы " ц" и " ч", в связи с чем искажаются слова, затрудняеся чтение.

Наряду с нарушением пространственного восприятия отмечаются и нарушения временных категорий. Дети с трудом запоминали последовательность дней недели, времен года, долго обучались определению времени по часам. Вместе с тем процессы обобщения и абстрагирования у них удовлетворительные. Дети отличаются особой сознательностью и заинтересованностью в интеллектуальной деятельности. Мнестические нарушения встречаются реже и выражаются в забывании названий предметов. Достаточная подвижность в играх, удовлетворительное развитие практических навыков контрастируют с их малой речевой активностью. В школьные годы такие дети слабее успевают по русскому языку в связи с недостаточностью фонематического слуха.

В эмоционально-волевой сфере детей с правосторонним гемипарезом нередко отмечается повышенная эмоциональная лабильность. Фобический синдром у них выражен в меньшей степени, чем у детей со спастической диплегией. Обращают на себя внимание их некоторая вялость, недостаточная активность, слабость побуждений к деятельности. Многих из их педагоги характеризуют как ленивых, неактивных, утомляемых. Тем не менее по отношению к собственному двигательному дефекту многие из этих больных проявляют обеспокоенность, стремление к его коррекции, эмоциональную заинтересованность в занятиях ЛФК и других процедурах, что отличает их от больных с левосторонним гемипарезом.

ЗПР при левосторонней гемипаретической форме.

Структура интеллектуальной недостаточности у детей с левосторонним гемипарезом также дисгармонична - преобладают пространственные нарушения, чаще проявляющиеся в наглядно-действенных заданиях в виде апраксии (при одевании), слабой ориентировки в направлениях, иногда в игнорировании левой половины листа бумаги, затруднениях при выполнении заданий по геометрии. Игнорирование дефекта парализованных левых конечностей рассматривается как проявление синдрома деперсонализации, иногда достигающей степени отчуждения.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста нередко отмечается игнорирование левой половины зрительного пространства - они рисуют чаще на правой половине листа бумаги, некоторые из детей не всегда замечают детали при рассматривании левой половины сюжетных картинок либо начинают читать от середины листа и только после привлечения внимания выполняют задание правильно. Подобные проявления у взрослых больных квалифицируются как зрительное левостороннее невнимание, иногда достигающее выраженных форм, при которых больные не только не пользуются левой рукой, но и не замечают собеседника слева, не способны представить и начертить план левой части комнаты.

У школьников при экспериментально-психологическом исследовании отмечаются отставание по геометрии, затруднения при проведении проб на пространственную ориентировку в сторонах света, по географической карте, реже нарушения конструктивного мышления (по кубикам Кооса) и функции счета.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...