Глава седьмая.. Подбираем ключи
Глава седьмая. Подбираем ключи
Учитель сказал: «Оценивая поступки человека, рассмотри их причины и пойми, вызывают ли они у него тревогу». Конфуций «Суждения и беседы»
Эта глава не о том, как подбирать ключи к людям (об этом разговор пойдет в десятой главе), а о том, к кому из сослуживцев надо (стоит) долго и тщательно подбирать ключи, для кого хватит примитивной отмычки, а о ком можно забыть (на кого можно забить). Тут главное что? Правильно: не терять попусту ни сил, ни времени, разумно распоряжаться своими ресурсами. Идеальная ситуация, которую многие из нас рисуют в своем воображении, выглядит примерно так. Вы приходите на новую работу и с первого же дня вливаетесь в коллектив. Очень скоро сослуживцы, тронутые (они все тронутые, это ни для кого не секрет) до глубины души вашими положительными качествами и не могущие устоять перед вашим обаянием (а кто вообще может устоять перед ним? ), признают ваше право на лидерство и всячески помогают вам делать карьеру. В одной деревне жила-была девочка по имени Красная Шапочка… Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба… Жили-были дед да бабка. Сидел как-то дед на печи, есть захотел и говорит бабке: «Испеки-ка, бабка, колобок! »… Зачем рассказывать сказки? И я о том же. Никто из сослуживцев не обратит внимания на ваши качества (сколько среди них положительных, если честно? ) Никто и никогда по доброй воле не признает ваше право на лидерство («Ишь, чего захотел! Видали мы таких прытких! »), а помогать вам делать карьеру… Дадим воображению отдохнуть или хотя бы переключим его на эротические фантазии, чтобы оно не мешало, и займемся вначале первым делом, потом вторым, и так по порядку.
Первым делом – классификация. Таков научный подход. Всех ваших сослуживцев надо разбить на три группы… Не «ослы», «козлы» и «бараны» – хотя эта классификация заслуживает того, чтобы считаться универсальной, ведь ее успешно можно применять в любом коллективе, – а «явные конкуренты», «потенциальные конкуренты» и «никакие не конкуренты». Познакомимся с каждой группой поближе. Явные конкуренты – ваши главные противники. Это карьеристы до мозга костей, живущие ради карьеры, во имя карьеры и ничем, кроме карьеры, серьезно не интересующиеся. Такой зубастый офисный планктон, мутировавший в некое подобие акулы. Только попадись им на пути – проглотят и не подавятся. Если бы ваши явные конкуренты дружно ополчились бы против вас, новичка, еще не обросшего броней, ваша карта тут же была бы бита, песенка – спета, а игра – проиграна. Но, к счастью, карьера – дело сугубо индивидуальное – все равно что кашу из тарелки есть, – и поэтому крайне эгоистичное. Принцип «один за всех, и все – за одного» здесь не работает, не тот случай, поэтому воевать против всех вам вряд ли придется. Правда, бывают и исключения. Так, например, если вы станете реальным претендентом на кресло босса, вскоре уходящего на повышение или на пенсию, то не исключено, что вам придется какое-то время воевать против всех, но и в этом случае ваши враги будут действовать не спаянно, а каждый сам по себе. И это хорошо, ведь удар кулака по силе и производимому эффекту не идет ни в какое сравнение со щелчками, даже если щелчков будет много. Явный конкурент – явный противник. Для вас. Вам же не стоит сразу обнаруживать свои карьерные амбиции, чтобы не быть смолотым в пыль. Прикиньтесь человеком без особых запросов, или, как выражался один бизнесмен, «личностью с обыденным набором потребностей». Иначе говоря, серой офисной мышкой. Прикинулись? А теперь за дело: присмотритесь к каждому из явных конкурентов, оцените его с точки зрения потенциальной опасности для вас лично.
Для вас лично – означает для ваших собственных карьерных планов. Счастливчики и везунчики, сильно вас опередившие и готовящиеся сесть в то кресло, на которое вы претендовать пока не можете, ничем не угрожают. У вас свои планы, у них – свои. Подбирать к ним ключи не надо, но и ссориться не резон – вдруг когда-то судьба сведет вас с ними на одной из верхних ступенек и получится так, что вы окажетесь в зависимости от них. Ровные отношения – залог их возобновления на качественно новом уровне. «Чем больше меда, тем больше пчел. Помните это. Даже если у вас имеются все основания возмущаться, никогда не рвите отношения, особенно отношения деловые», – советовала предпринимательница Эсти Лаудер, основательница косметической компании имени себя. Вот еще один совет от нее: «Когда вы разгневаны, никогда не изливайте свое возмущение в письменном виде. Это все равно что запечатлеть ваш гнев на камне. Так порождают непримиримых врагов. Если вы поговорите лицом к лицу, то в конце концов оба остынете. Затем вы всегда сможете устранить ваши разногласия и сохранить отношения, а не потерять их навсегда». Очень ценные советы, их непременно следует запомнить. Кстати, именно Эсти Лаудер сказала, что инновация – не изобретать каждый раз колесо, это совершенно новый взгляд на нечто давно всем известное. Опасность для вас в первую очередь представляют те, кто нацелился на ту же должность, что и вы. Как это понять, если нет способа читать чужие мысли? Читать мысли невозможно, но людям, умеющим влезть человеку в душу, нетрудно выведать его сокровенные планы или хотя бы составить о них общее представление. С этой категорией конкурентов вы и будете бороться в первую очередь. Это ваши Главные Противники. Перейдем ко второй категории потенциальных или скрытых конкурентов, к тем, кто никак не обнаруживает своих карьерных планов, но по ряду признаков (образование, уровень профессионализма, возраст, наличие заслуг перед компанией и т. п. ) вполне может претендовать на повышение. Может, но вроде не хочет. То ли амбиций маловато (встречаются иногда такие люди), то ли успешно скрываются. Последнее наиболее вероятно, ведь именно так и поступают умные люди, такие как вы. Потенциальные конкуренты подобны сжатой пружине, которая может выстрелить в любой момент так, что мало не покажется. «Темные лошадки» такие, ничего хорошего от них ждать не стоит.
Приведу историю в качестве примера или наглядного пособия. Дмитрий начал работу в качестве менеджера гипермаркета и за полгода зарекомендовал себя перед дирекцией с самой лучшей стороны как добросовестный, ответственный и исполнительный сотрудник. Вырисовались некоторые планы: должность шефа сектора в новом, открывающемся через полгода гипермаркете. На эту должность претендовало несколько человек. Менеджер Ирина, с которой у Дмитрия сложились приятельские отношения, посоветовала Дмитрию проявить себя, обратившись с предложениями по улучшению работы не к директору гипермаркета, а в головной офис компании. Она утверждала, что подобная активность непременно будет оценена по достоинству и повысит шансы Дмитрия на повышение. Дмитрий поверил и вскоре отправил письмо на имя вице-директора сети гипермаркетов, в котором привел свои соображения по более рациональному использованию труда сотрудников. На следующий день директор гипермаркета утром, еще до открытия магазина, лично проинспектировал отдел Дмитрия и нашел там ровно столько нарушений, сколько было надо для расторжения трудового договора с Дмитрием. Вместо повышения не в меру ретивого менеджера ждут новые поиски работы. И все благодаря Ирине, которая тоже хотела стать шефом сектора. Она изящно устранила главного своего конкурента, выставив его в глазах директора гипермаркета далеко не в лучшем свете. Действительно, какой босс станет терпеть выскочку, кляузничающего через голову непосредственного начальства? Да ни один! Это все равно что хранить в ящике письменного стола мину замедленного действия. Что предприняла Ирина для того, чтобы расчистить себе путь к должности шефа сектора? Во-первых, хранила свои намерения в тайне от коллег, что ей и помогло их осуществить. Дмитрий вряд ли бы стал прислушиваться к совету явной конкурентки. Филип Честерфилд, английский писатель и государственный деятель XVIII века, недаром советовал: «Никогда не кажись ни умнее, ни ученее людей, тебя окружающих. Носи свои знания, подобно часам, в кармане и не вытаскивай их и не показывай лишь для того, чтобы продемонстрировать, что они у тебя имеются».
Во-вторых, Ирина стремилась поддерживать ровные отношения с коллегами, а с перспективными карьеристами типа Дмитрия даже приятельствовала, что позволяло ей быть в курсе их планов. В-третьих, она правильно оценила личность Дмитрия и поняла, что при всех своих напористости и хваткости особым умом он не блещет, способен попасться на элементарный крючок. В-четвертых, Ирина довела операцию «Дмитрий, выйди вон» до логического конца, сообщив о поступке Дмитрия директору гипермаркета. Заодно и лишнее очко преданности у босса заработала. Известный американский промышленник и финансист Оуэн Янг говорил: «Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет нужды когда-либо беспокоиться о том, что припасло для него будущее». А каковы ошибки Дмитрия? Первая ошибка – не продумал последствия своих действий, слишком сильно положился на совет Ирины, не подумав о том, что у нее может быть свой интерес в этом деле. Вторая ошибка – прежде чем критиковать работу гипермаркета через голову директора, следовало приблизить к идеалу порядок в собственном отделе, чтобы в случае чего (это никогда нельзя сбрасывать со счетов) иметь за спиной надежный тыл и обезопаситься от увольнения по инициативе администрации. Разумеется, если начальник хочет, он всегда найдет к чему придраться, но суды пока еще никто не отменял. Если высосать причину увольнения из пальца, любой суд восстановит сотрудника на работе в занимаемой должности и еще заставит администрацию выплатить ему зарплату за все время вынужденного прогула. Так что будьте осторожнее с «темными лошадками», «серыми мишками» и прочей незаметной живностью. Настанет день и час, и они себя непременно проявят, демонстрируя клыки и когти. «Никакие не конкуренты» – это все те, кто даже при всем желании карьеры не сделает вследствие недостатка профессионализма, отсутствия опыта, необходимого образования, возраста и т. п. Идеальные примеры таких сослуживцев – пожилой сотрудник без профильного диплома или молодая взбалмошная женщина, время от времени закатывающая истерики руководству, ввиду чего ее никто из боссов терпеть не может, просто на дух не переносит. Или сотрудник, проваливший важное задание и спущенный (вышвырнутый) к вам из головного офиса компании. Карьерный рост, как мы знаем, возвратно-поступательным не бывает. Если выпала планида облажаться по-крупному, то больше в этой компании о карьере можно не задумываться, все равно ничего путного не выйдет. Третья категория (какое символичное значение таят в себе слова «третья категория! ») ваших коллег – это те, кто отбывает свой рабочий день от звонка до звонка, особо не усердствуя, не желая участвовать в бешеной гонке за успехом, всякий раз дожидаясь начальственных указаний насчет того, что им следует делать.
Если люди не способны на карьерный рывок, это еще не означает, что они ни на что не способны и на них незачем обращать внимание. Они могут стать вашими помощниками (как, по-вашему, сумел бы д’Артаньян стать капитаном королевских мушкетеров, если бы не помощь верных друзей – Атоса, Портоса и Арамиса? ), источниками информации или просто пешками в вашей Большой Игре. Любой человек ценен как в целом, так и в частности, может представлять ценность для вашей карьеры. Рассмотрим еще один пример. Менеджер Иван, желавший стать директором регионального представительства, решил нейтрализовать своего коллегу-менеджера Дениса, у которого было больше шансов занять этот пост. Зная, что руководство компании придает большое значение тому, насколько хорошо кандидаты на повышение умеют ладить с людьми, Иван решил подпортить светлый образ Дениса в глазах начальства. Для этого он использовал Михаила, одного из самых вспыльчивых сотрудников офиса. Искусно переврав факты и смешав их с домыслами и намеками, Иван внушил Михаилу, что Денис, руководивший одним из проектов, присваивает себе результаты его труда. Масла в огонь, потихоньку разгоравшийся в душе Михаила, Иван подливал до тех пор, пока тот не устроил Денису громкий скандал в офисе. Отголоски скандала докатились до верховного руководства, и на Денисе был поставлен карьерный крест. «Фу, как просто! » – скажет кто-то из читателей. Да. А зачем усложнять, ведь чем проще – тем лучше? Не будешь же по каждому поводу выдумывать и проводить в жизнь замысловатую интригу! Времени не хватит, ведь и работу свою надо делать, и не от звонка до звонка, а немного и сверх того, чтобы выглядеть в глазах босса ценным работником, и конкурентами заниматься… Графу Монте-Кристо хорошо было изгаляться с коварством, при его деньгах и свободном времени. А мы люди рациональные, нам надо попроще, а главное – чтобы действенно. Старый фильм «Приключения Буратино» все видели? Песню лисы Алисы и кота Базилио, написанную Булатом Окуджавой, помните? Для тех, кто не понимает, о чем идет речь (в конце концов сказки нравятся далеко не всем), прочитайте текст этой песни – универсального руководства к манипулированию людьми:
«Пока живут на свете хвастуны, Мы прославлять судьбу свою должны! Какое небо голубое, Мы не сторонники разбоя: На хвастуна не нужен нож, Ему немного подпоешь — И делай с ним, что хошь! Покуда живы жадины вокруг, Удачи мы не выпустим из рук. Какое небо голубое, Мы не сторонники разбоя: На жадину не нужен нож, Ему покажешь медный грош — И делай с ним, что хошь! Покуда есть на свете дураки, Обманом жить нам, стало быть, с руки. Какое небо голубое, Мы не сторонники разбоя: На дурака не нужен нож, Ему с три короба наврешь — И делай с ним, что хошь! »
Если вы – прирожденный лидер, то вы справитесь и не с такими проблемами. А знаете, какое главное качество лидера, по мнению генерала Дуайта Эйзенхауэра, 34-го президента Соединенных Штатов? Эйзенхауэр говорил: «Главное качество лидера – бесспорная цельность его характера. Без нее никакой реальный успех невозможен, будь это в рабочей бригаде, на футбольном поле, в армии или в офисе». В чем заключается цельность вашего характера? В следовании девизу «Все для карьеры! » Заставим одних сметать с нашего пути других, а третьим поручим сооружать фундамент нашего успеха, и все будет хорошо. Жизнь не очень похожа на шахматы, где между стартовой позицией пешки и превращением ее в ферзя лежит всего несколько клеток, но смысл одинаков: двигайтесь всегда неукоснительно только вперед, и вы непременно добьетесь успеха. Вперед – имеется в виду в глобальном смысле, обходные маневры и отступление на шаг-другой для лучшего разбега есть не что иное, как частные примеры движения вперед. Очень важно знать, какими ниточками связаны друг с другом ваши сослуживцы, ведь, дергая за эти ниточки, вы получите возможность манипулировать ими. Кто с кем чем связан, кто как к кому относится, кто кого ненавидит и кто кому симпатизирует, – все это вам надо не только досконально знать, но и постоянно отслеживать, проводить мониторинг, чтобы в любой момент вы могли четко представить, как аукнется и откликнется ваше действие. А то ведь и кувалдой по затылку бах! – и можно выносить безжизненное тело. Кроме отношений учитывайте еще иерархию, кастовое деление, если в вашем офисе таковое существует. Сунувшись в воду, не зная броду, можно не только вымокнуть, но и утонуть. И ради всего святого, избегайте стереотипов, гоните их прочь. Наша глобальная, всечеловеческая любовь к стереотипам есть универсальный крючок, на который ловит нас провидение, чтобы всласть посмеяться над тем, как мы станем трепыхаться. Все люди разные, и подгонять их под какой-то замшелый набор стереотипов глупо и нерационально. К тому же любовь к ним отучает вникать в детали, присматриваться к мелочам и вырабатывает привычку делать поспешные выводы. Возьмем, для примера, конан-дойлевского доктора Ватсона. Разве он глуп? Отнюдь. Разве он необразован? Нет – доктор, медицинский факультет в Лондонском университете закончил. Не самый светлый ум современности, конечно, но и далеко не последний. Так почему же он постоянно тупит? Потому что, в отличие от своего друга Шерлока Холмса, мыслит стереотипами, не обращая внимания на детали, и вечно торопится с выводами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|