Изучение литературной критики в школьном курсе литературы
Методика изучения литературно-критических статей в старших классах. В курс старших классов входит изучение критических статей. Методика работы со статьями основывается на следующих принципах. 1. необходимо на всем протяжении курса раскрывать роль критики в развитии литературы, в общественном самосознании, в освободительном движении, помня, что передовая русская критика всегда была «голосом совести», «рупором передовых идей нации». 2. изучение критических статей должно идти в единстве с работой над литературными произведениями. Ученики как бы читают произведение вместе с критиком, советуются с ним, спорят, если пришли к иному мнению, - в общем, учатся критически мыслить, аргументировано анализировать явления литературы. 3. изучение критических работ следует вести во взаимодействии с изучением теоретико-литературных понятий, закономерностей развития литературы: обращение к критике помогает формированию научного подхода к литературе, вместе с тем научные представления, определения, термины нужны для понимания статей. 4. Нужно учитывать, что критика в природе есть словесное творчество, стоящее на грани между искусством и наукой. Критика обычно пользуется логическим доказательством, а не художественным образом. Но лучшие ее произведения обладают своим стилем, форма их целостна, авторская позиция выражается в единстве всего текста. Изучение критики в школе фрагментарно и не может охватывать всех ее особенностей. Оно предполагает соблюдение следующих требований: представить себе историческую обстановку, в которой появилась статья, постараться понять истоки суждений автора, логику его размышлений и выводов. Работу с критической статьей целесообразно начинать с установления ее места в системе преподавания. Изучение статьи должно естественно включаться в процесс анализа литературного произведения. Только тогда она будет воспринята учащимися как значительное и интересное событие литературной жизни. Подготовка к изучению литературно-критических статей начинается с первой темы курса, продолжается в ходе работы над монографическими темами программы.
Изучение литературно-критических статей в средней школе как методическая проблема. I. Изучение литературной критики в школе сегодня является методической проблемой, поскольку в условиях дефицита учебного времени на уроке все меньше уделяется внимания знакомству школьников с литературно-критической статьёй. Между тем исследование художественного произведения невозможно без глубокого изучения критического материала. Оно позволяет ученику обстоятельно ознакомиться с разными трактовками образной системы произведения, формировать собственное критическое мышление. В старших классах наряду с изучением художественных произведений осуществляется знакомство учащихся с отдельными литературно-критическими статьями и высказываниями, а также небольшими фрагментами литературоведческих трудов, которые посвящены интерпретации и анализу этих произведений. Методически правильно поставленная работа с критическими текстами на уроках и в процессе самостоятельной домашней работы может в значительной степени совершенствовать литературное образование школьников, их духовное, художественно-эстетическое развитие, речевую деятельность. Отечественная методика преподавания литературы уделяла значительное внимание работе с литературно-критическими материалами в системе уроков по изучению литературного произведения. В работах ученых-методистов, в конкретных практических рекомендациях было определено содержание анализа критических статей, способы привлечения критики к исследованию художественного текста, приемы сопоставления различных точек зрения, высказанных в статьях двух или нескольких авторов, организации по ним диспутов. Разработаны варианты изучения отдельных критических статей, показаны пути повышения самостоятельности школьников в освоении как полного текста статьи, так и ее фрагментов. В пособиях и методических рекомендациях детально раскрыты этапы и содержание работы над критическими произведениями И. А. Гончарова, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева. Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» можно познакомить учащихся с неоднозначной трактовкой образа Базарова - критические статьи Д.И.Писарева "Базаров" (1862 г.) и "Реалисты"(1864 г), А.И.Герцена "Еще раз Базаров" (1869 г.), М.А..Антоновича "Асмодей нашего времени" (1862 г.) При изучении романа И.А.Гончарова «Обломов» ученики прочтут критические статьи Н.А.Добролюбова "Что такое обломовщина?"(1859 г.) и И.Ф.Анненского "Гончаров и его Обломов" (1892 г.), заключающие самые противоречивые оценки образа Обломова.
II. Сложности современного периода общественно-политического и духовного развития российского государства, в частности системы образования, вызывают необходимость проявить усиленную заботу о совершенствовании данного направления в методике преподавания литературы при бережном сохранении положительных и оправдавших себя традиций. Требования к усилению работы по развитию творческой, самостоятельно мыслящей личности ученика, уважение к его внутреннему миру, развитие различных типов учебных заведений с углубленным изучением предмета, происшедшие изменения в содержании литературного образования, обусловленные публикациями художественных и литературно-критических произведений, которые ранее по идеологическим соображениям были недоступны читателям, — все это заставляет по-новому осмыслить задачи изучения материалов критики и литературоведения в старших классах современной школы, вносить в эту работу определенные коррективы. Изучение литературно-критических статей способствует решению существенных для литературного образования школьников задач. Прежде всего — это углубление восприятия художественного произведения. Статьи критиков, литературоведческие высказывания служат для школьников в содержательном и методическом отношении образцом анализа художественного текста. Знакомясь с критической статьей, сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно, составляя ее тезисы или конспект, учащиеся осваивают избранный автором путь разбора произведения; осмысливают его общественно-философские и эстетические позиции; оценки героев; поиски и решения актуальных проблем, поставленных в этом произведении; приемы сочетания в критическом тексте собственных размышлений автора с цитатным и внетекстовым материалом. Все это помогает создать ученику свои представления об анализе изучаемого художественного произведения, выработать свою методику обращения с художественной и учебной книгой. Развитие критического мышления способствует открытости ума, умению анализировать информацию, способности видеть проблему в целом, мобильности, самостоятельности суждений, ответственности за собственный выбор и результаты собственной деятельности. А это – первый шаг человека к социальному успеху.
Критика составляет существенный компонент курса литературы на историко-литературной основе. Она органично входит в обзорные и монографические темы, помогает старшеклассникам вникнуть в диалектику сложного, противоречивого взаимодействия литературного процесса и творчества писателя с историей и современностью, способствует глубокому освоению стандартов литературного образования. Обращение к значительным литературно-критическим интерпретациям при знакомстве с личностью, мировоззрением, творческими принципами автора статьи или очерка оказывает неоценимую помощь в усвоении учащимися материалов школьного курса литературы. III. Перед учителем выдвигаются следующие целевые установки: 1) создать у старшеклассников целостное представление о критике;
2) объяснить, почему автор статьи или эссе обратился к тому или иному произведению, творчеству того или иного писателя, литературному направлению и т.п. 3) помочь воспринять и осмыслить данный литературно-критический феномен, учитывая исторический период, общественное и культурное движение 4)способствовать плодотворной работе над статьей посредством тезирования, конспектирования, эвристического и проблемного обсуждения; 5) обеспечить плодотворное освоение изучаемого литературного источника. При этом критика функционирует как особое искусство, включаясь в процесс истолкования произведений как посредник между художественной словесностью и читателем. Она сохраняет и самостоятельную значимость как сфера творческой деятельности, предполагающая применение специфического таланта и даже гения, и как документ культуры определенной эпохи. На уроках литературы в 9-10 классах ученики знакомятся в основном с литературной критикой XIX века. В 11классе – XX века.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|