Совместим ли капитализм с христианским мировоззрением? 8 глава
С принятием возможности перевоплощения сами собой разрешатся, казалось бы, неразрешимые противоречия Библии. Например, в Исходе Ветхого Завета читаем:
- ... Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода … [2 Исх.20:5-6]
Однако в других местах написано совсем противоположное:
- зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: "отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина"? [2 Иез.18:2] - Вы говорите: "почему же сын не несет вины отца своего?" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. [2 Иез.18:19-20]
Кажущееся явное и неразрешимое противоречие приведённых фраз из Библии легко устраняется признанием возможности повторных рождений. Ведь именно повторные рождения приводят к глубинному онтологическому единству рода. Действительно, если полагать, что человек живёт лишь один раз, то, например, в роду Ивановых за последнюю тысячу лет существовало 100 разных душ. Если же полагать, что душа реинкарнирует, часто возвращаясь опять в желаемую для себя среду (к своему роду), то таких разных душ в роду будет существенно меньше. Но чем меньше разных душ в роду, тем крепче единство рода. Не так ли? В первой фразе из Библии говорится о наказании детей за вину отцов до четвёртого рода - за отца, деда, прадеда, прапрадеда. Но, если ребёнок родился после смерти своего отца или деда, то возникает большая вероятность того, что он есть реинкарнация своего отца или деда. Также он может быть и реинкарнацией прадеда или прапрадеда. В этом случае совершенно ясно, что наказание ребёнок несёт именно за свою вину из прошлых жизней, когда именно он был своим отцом, дедом, прадедом или прапрадедом.
Во второй фразе рассматривается случай, когда сын не является перевоплощением своего отца, деда, прадеда или прапрадеда. Именно поэтому он и не может нести вину за то, чего не совершал. Однако противники теории реинкарнации всё же не хотят принять очевидное и начинают утверждать, что подобное кажущееся противоречие гораздо легче разрешается, если вспомнить, что между Моисеем и Иезекиилем прошло шестьсот лет. И если евреям эпохи Моисея была нужна строгость закона, карающего до седьмого колена, то современникам Иезекииля это уже не было необходимо. Что на это можно ответить? Во-первых, прошло каких-то шестьсот лет и, как по мановению волшебной палочки, все люди вдруг стали сразу хорошими? Но разве не видно, что с каждым следующим поколением люди лишь всё более грешат, и это приведёт к тому, что они, в конце концов, так онечестивятся, что «на ура» примут антихриста. Во-вторых, утверждается, что в эпоху Моисея закон был более строгим. Но ведь речь идёт совсем о другом. Как это вообще возможно, с точки зрения всеблагости Бога и Его высшей справедливости, что бы закон карал человека за то, что тот никогда не совершал? Ведь если человек при Моисее был жестокосерден, то есть думал лишь о себе и своей выгоде, то какой смысл был в наказании его правнуков, до которых этому жестокосердному не было никакого дела? В-третьих, сколько времени прошло между Иезекиилем и Христом? Однако в то, что сын несёт вину отца своего, народ продолжал верить, что видно хотя бы из нижеприведённого отрывка из Евангелия:
- Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? [1 Иоан.9:2]
В-четвёртых, выражение «гораздо легче разрешается» указывает лишь на то, что подобная простота как говорится «хуже воровства». Если бы, например, в Библии ещё через шесть сот лет после Иезекииля опять появилась фраза о наказании за грехи отцов, то оппоненты смело объяснили бы её также «просто» - тем, что Бог, видя вновь появляющееся жестокосердие в людях, стал опять наказывать их до четвёртого рода.
Критики теории перевоплощения любят ссылаться на книгу диакона Андрея Кураева "Раннее христианство и перевоплощение душ", и в частности на статью о реинкарнации профессора РАН, востоковеда Шохина В.К. приведённой в ней. Попробуем и мы трезво разобраться в приводимых Шохиным аргументах.
- Прежде всего нельзя не вспомнить об одном давнем аргументе, в котором сомнению подвергается сам ретрибутивный принцип, составляющий raison d’etre данного учения: “падшие” люди наказываются воплощением среди демонов, животных и насекомых, при котором они, с одной стороны, не могут в их “новом” состоянии радикальной деградации осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания, с другой — прочнейшим образом “закрепляются” в этих формах в своем падшем состоянии.
Хочу заметить, что концепцию перевоплощения человека в низшие формы разделяют далеко не все. Я, например, отношусь к их числу. В пифагорейско-платоновской традиции было принято учить о перевоплощении в низшие формы. Ксенофан, например, даже написал эпиграмму на Пифагора:
- Как-то в пути увидев, что кто-то щенка обижает, он, пожалевши щенка, молвил такие слова: “Полно бить, перестань! живет в нем душа дорогого друга: по вою щенка я ее разом признал.
С позиции здравого смысла, подобная реинкарнация может быть допустима, если она является лишь временным наказанием грешника, перед последующим воплощением его опять же в человеческое тело. Например, был человек живодёром, и в наказание за издевательство над собаками, его дух, после смерти, реинкарнировали в тело собаки. Та через месяц окажется у подобного живодёра, который живьём снимет с неё шкуру. Следующее воплощение для этого духа будет опять человеческим, но как вы думаете, останется ли подсознательный ужас от пережитого в душе вновь воплощённого человека? Будет ли способен такой человек в своей новой жизни повторно поднять руку на собаку? И заметьте, ничего ужасного, с точки зрения справедливости, не произошло. Просто на живодёре было реализовано предостережение «не делай другому того, чего не хочешь себе».
Всеблагость Господа проявится и в том, что перед Страшным судом, все, наказанные подобным образом, обязательно будут иметь человеческое тело. Можно предположить, что во времена Пифагора люди были более кровожадны по отношению к животным, поэтому и реинкарнирование в тело животного применялось чаще, чем в наши дни. В наше, более гуманное время, уже появляются законы, наказывающие человека за издевательства над животными. Из врага человека животное превратилось в друга, в меньшего брата. Поэтому возможность обращения человека в животное, вероятно, существенно уменьшилась, до такой степени, что стала несущественным фактором в концепции реинкарнации.
- Другой момент, который не может не насторожить рационально мыслящего — это допущение в “законе кармы” наказания без преступления.
Наказаний без преступлений кармический закон не допускает! Именно по этой причине многие справедливо считают его бездушным и безжалостным.
- Реинкарнации однозначно рассматриваются как состояние деградации…
Здесь необходимо пояснение. Человек изначально грешен по природе своей, и пока на нём лежит грех, человек подвержен перевоплощениям с целью искупления грехов прошлых жизней. Не будет греха – не будет и перевоплощений. Если в своей жизни человек стремится делать добро, то после смерти он перевоплотится в более комфортном для себя окружении, так как его душа станет более чистой. Поэтому ни какой однозначной деградации при реинкарнации не существует. Всё зависит лишь от свободной воли человека в выборе между добром и злом. Когда у человека все его благие поступки постепенно перевесят худые, он не перевоплотится более. Это и есть освобождение. Однако обычный человек до Страшного Суда не сможет самостоятельно нейтрализовать весь свой грех, именно поэтому ему и необходим Спаситель – Христос.
- Другое возражение по тому же поводу может быть связано с тем, что причиной перевоплощений является Незнание (авидья)…
Закон кармы может применяться лишь к тем, кто способен осознавать свои поступки. Например, кармический закон не применим к курице, ибо она не осознаёт, что есть добро, а что есть зло. То, что Незнание является причиной перевоплощения, не подлежит сомнению. Ведь если бы человек знал, к чему приведут его дурные поступки, он бы их не совершал. Не так ли? Однако, хотя человек и понимает, что совершает дурной поступок, в глубине души зачастую надеется, что никто об этом поступке не узнает, что наказания за него не последует.
- Одновременные крайности безграничного пессимизма и не менее безграничного оптимизма являются очевидными признаками проблематичности данного учения с точки зрения рациональности.
Что-то с рациональностью у автора проблемы. ВЕЧНЫЕ муки в аду или ВЕЧНОЕ блаженство в Царствии Небесном за один миг, прожитый человеком на земле - вот что действительно приводит к «крайности».
- Наконец, в учении о карме заложена фундаментальная логическая лакуна, связанная прежде всего с неразрешимой ни в одном из трех основных индийских религиозных мировоззрений проблемой самого субъекта кармического воздаяния.
Почему автор упорно излагает лишь воззрения нескольких индийских религиозных мировоззрений? Почему как-то скромно «забывает», о Европе, о метемпсихозе? Метемпсихоз (греч. «переселение душ»). Я не буддист, для меня субъектом кармического воздаяния является именно дух + душа человека, то есть человеческое «я». Выше я уже писал о воззрениях Кришны, Гермеса, Орфея и Пифагора. Напомню:
- Кришна… поучал их бессмертию души, её возрождениям и её мистическому соединению с Богом. Тело - говорил он - внешний покров души, есть нечто конечное; но душа, пребывающая в нём, есть нечто невидимое, невесомое, недоступное тлению, вечное. Земной человек троичен подобно Богу, которого он отражает в себе: у него есть разум, душа и тело… Человек, возрождающийся на земле, является с теми же способностями и тем же разумением, которые он имел в прежнем теле; и он начинает снова работать, чтобы усовершенствоваться... Многие рождения остались позади меня... Я знаю их все…
- Я вижу, сказал Гермес... как осуществляется странствие человека через все эти миры?.. Они (зародыши душ человеческих) живут, как лёгкие облака в царстве Сатурна, счастливые, беззаботные, но не сознающие своего счастья. Но, опускаясь из сферы в сферу, они облекаются в оболочки всё более тяжёлые... по мере того, как они проникают в тела всё более плотные, они теряют воспоминание о своём небесном происхождении. Так совершается падение душ... Посмотри с этой стороны. Видишь ты этот рой душ (после смерти), пытающийся подняться в лунную сферу? Одни из них падают на землю, сметённые вихрем (перевоплощаются) ... другие сильными движениями... достигают высшей сферы... Достигая её, души снова начинают узнавать божественное... и ты можешь последовать за ними; для этого необходимо лишь одно: желание подняться…
- Обращаясь к своим ученикам Орфей говорил... после долгого круговорота тёмных существований, вы освободитесь из скорбного круга рождений и соединитесь все, как единое тело и как одна душа... Когда (после смерти) души возвращаются в обитель света, они несут на своих звёздных телах - подобно безобразным пятнам - все грехи жизни... И, чтобы изгладить их, душа должна перенести искупление и возвратиться на землю (перевоплотиться) ... И одни лишь чистые и сильные входят в обитель Диониса… Внимай же истинам, которые необходимо умалчивать перед толпой … - (Пифагор)... По мере того, как душа поднимается по ступеням эволюции, она принимает всё большее участие в выборе своих перевоплощений… относительно Пифагора существует придание, что, благодаря особой милости Богов, он помнил некоторые из своих прошлых жизней... люди, живущие одновременно, принадлежат к разнообразным ступеням эволюции, поднимающейся от полуживотного состояния отсталых рас до праведности святых... Нам становится понятен даже идиот, когда мы знаем, что его тупость, от которой он страдает, есть последствие преступного употребления разума в предшествующей жизни... Всякое страдание священно, ибо страдание есть испытание души.
- Учение о перевоплощении предполагает, во-первых, безначальность того, что соответствует душе, О какой безначальности идёт речь? Наш человеческий дух создан Богом «по образу и подобию своему». Реинкарнирует именно он, (а не какая-то безначальность) облачаясь вначале покровом души, а затем физическим телом.
- и, во-вторых, “свободный”, “нефиксированный” характер ее связи с телесными образованиями, которые выполняют для нее функцию внешних одежд, в которые она без труда переодевается. Обе эти “позиции” совершенно несовместимы с основными христианскими догматами.
Нефиксированный характер связи души (имеется ввиду душа + дух) с физическим телом настолько очевиден, что не может быть несовместимым с христианством. Разве тела: младенца, мальчика, юноши, мужчины и затем дряхлого старика выглядят одинаково? Тела разные, но душа и дух те же. В каком из этих тел воскреснет человек? И как быть со столь модной ныне переменой пола? Был Иван Иванович, стал Марья Ивановна. Если душа и тело человека жестко фиксированы, то, кем будет Мария Ивановна после воскресения?
- С догматом об Искуплении — поскольку оно предполагает, во-первых, глубинное, онтологическое единство человеческого рода, которое в свете учения о карме и сансаре совершенно “размывается”.
Глубинное онтологическое единство человеческого рода в свете учения о карме и сансаре не размывается, а лишь подтверждается, и я уже выше писал об этом. Действительно, если полагать, что человек живёт лишь один раз, то например, в роду Ивановых за последнюю тысячу лет существовало 100 разных душ. Если же полагать, что душа реинкарнирует, возвращаясь опять в желаемую для себя среду (к своему роду), то таких разных душ в роду будет существенно меньше. Но чем меньше разных душ в роду, тем крепче единство рода.
- и, во-вторых, уникальную возможность “стереть рукописания” человеческих проступков, которая несовместима с самим принципом “закона кармы”.
Почему же не совместима? Закон кармы как раз разрешает “стереть рукописания”, но не простым прощением греха, как было показано выше, а эквивалентной компенсацией. Мученическая смерть Спасителя за нас грешных и есть та компенсация.
- С догматом о Воскресении — поскольку вочеловечившийся Бог соединяется после своей смерти со своим единственным телом… С догматом о Вознесении — поскольку воскресший Бог “подтверждает” здесь свое ипостасное единство со своим единственным телом…
Во-первых, не нужно равнять Бога и человека. Во-вторых, какой был смысл Христу воскресать в теле, которое не знакомо Его ученикам, если даже в преображенном теле Иисуса не узнавали, даже кода Он шёл рядом или разговаривал с учениками?
- И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. [1 Лук.24:15-16]
- А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. [1 Иоан.21:4-5]
- а вслед за ним и человеческие души должны соединиться со своими единственными (а не бесконечными) телами в конце времен.
Выше я писал, что у человека, в течение даже одной земной жизни множество различных физических тел. Какое из них единственное? Если ребёнок умер на следующий день после родов, в каком теле он воскреснет и в каком месте, ведь он ходить не умеет? Апостол Павел говорит:
- … при последней трубе… мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. [1 1Кор.15:52]
- Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. [1 1Кор.15:50]
Другими словами, тело преобразится, и тело воскресения будет совсем не то, что физическое тело.
- ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. [1 Матф.22:30]
Но ангелы не имеют физических тел. Если, например, святой имел физические недостатки, то неужели, при воскресении эти недостатки перейдут и на тело воскресения? Как будет выглядеть преображённое тело слепоглухонемого и, одновременно, горбатого и хромого? Если хромота исчезнет, горб рассосётся, ужасная гримаса лица выправится, человек прозреет и заговорит, то кто из знакомых узнает его в этом новом теле, его ли будет это преображённое тело? Даже Иисуса после воскресения не узнавали ученики, а Он ведь не был инвалидом. Коли Господь дал человеку свободу выбора, то, вероятно, человек примет самое непосредственное участие в формировании своего преображённого тела. Например, почивший глубоким стариком, пожелает иметь своё юношеское тело, а может быть тело зрелого мужчины или ребёнка. Но если тело воскресения может быть таким разным, то и вопрос, какое тело из прошлых воплощений выберет себе человек при воскресении, уже становится несущественным, ибо будут смотреть не на внешнее, а на внутреннее.
- Поэтому конечной задаче человека, поставленной перед ним в христианстве — “обожению”, идеал, непосредственно следующий из учения о реинкарнациях — “освобождение” противостоит самым радикальным образом. В первом случае речь идет о полном восстановлении личности в душевно-телесном единстве ее природы и о реализации в человеке “подобия” Божия. Во втором - о полном разъединении того, что можно назвать душевными и телесными компонентами индивида посредством последовательного демонтирования личностного самосознания (результат которого и мыслится как окончательное выздоровление субъекта).
Освобождение и есть обожение, по той простой причине, что освобождённая от перевоплощений душа уже не имеет греха, который «заставлял» её реинкарнироваться. Но безгрешная душа разве не обожена? Далее. О каком «полном разъединении того, что можно назвать душевными и телесными» идёт речь? Автор, вероятно, полагает, что после выхода человека из круга перевоплощений он не будет иметь никакой формы, то есть тела? Но это ведь не так. Божий мир не ограничен лишь одним физическим миром. После смерти в небесном мире и тело будет небесным. Об этом говорится и в Новом Завете:
- Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся. [1 1Кор.15:51] ,-
и, например, в тибетской книге мёртвых:
- На этой ступени он [человек] приобретает так называемое сияющее иллюзорное тело - майя рупа. Это тело образованно из невидимой эфироподобной материи и представляет собой точную копию человеческого тела, от которого оно отделилось после смерти. Это тело сохраняет сознание и эмоции. [63]
Теперь отвечу на вопросы о реинкарнации, часто задаваемые в разнообразных форумах.
- Часто аппелируют к всеблагости Бога, делая вид, что ясно понимают, что это такое. Не знаю, как для других, а для меня всеблагость Бога выражается в тех Его деяниях, которые ведут человека к спасению. Например, по отношению к австралийскому аборигену я вижу, что спасение последнего напрямую зависит от предоставления всеблагим Богом возможности ознакомления его с Евангелием до окончательного Страшного суда.
- Зачем, собственно, Богу устраивать перерождения для людей? Не проще ли было бы, оставить всё как есть, лишь дать людям вечную жизнь?
Для этого есть разные причины. Например, выше я уже писал об истреблении Богом Содома и Гоморры. Представьте, что впав в грех, люди в Содоме и Гоморре продолжали бы жить вечно. Вечно бы жили, общаясь с подобными себе грешниками? Не более ли благим деянием со стороны Бога было бы разъединить этих грешников, чтобы в следующем воплощении предоставить им шанс к исправлению в иных условиях, среди значительно менее грешного окружения? Приведу ещё одну причину. У человека, как известно, объём головного мозга невелик. К старости наш мозг уже переполнен разнообразной информацией и, практически, не способен принять что-либо новое. Но, не приняв новое, грешник не изменит себя - не так ли?
- Апостол Павел сказал: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд».
А я вот припоминаю, что апостол Павел также ещё сказал:
- Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно… теперь знаю я отчасти… [1 1Кор.13:12]
Но, что касается именно этого стиха, то, действительно, человек, как уникальная личность умирает только один раз. Ведь в следующем воплощении его личность будет несколько иной, хотя его «я» (его дух человеческий) останется прежним. Например, он был мужчиной, а может стать женщиной. Также верно, что в промежутке между воплощениями человек пройдёт частный суд (вспомним мытарства Феодоры или, например, тибетскую книгу мёртвых).
- У всех ересей, какими бы разными они не были, есть одно общее - они логичны.
А Вам что же ближе к душе «верую, ибо абсурдно»? Не думаю, что действия Бога по сотворению мира алогичны. Достаточно ознакомиться с законами мироздания, чтобы это понять.
- Назовите ваше имя из прошлой жизни, адрес и членов семьи.
Если фанатичному христианину назвать своё прошлое имя, адрес и членов семьи, то он, вероятно, сразу же скажет, что это бесовское наваждение. Что это бесы внушили то, что я где-то когда-то уже жил и имел другое имя. Говорю так потому, что литература изобилует подобными рассказами. Приведу лишь два отрывка:
- Двенадцатилетняя Елена Маркард из Западного Берлина, прейдя в себя после тяжёлой травмы, заговорила на безупречном итальянском языке, которого раньше не знала. При этом девочка утверждала, что зовут её Розетта Кастельяни, жила она в Италии, родилась в 1887 году, а умерла в 1917. Когда девочку отвезли по указанному адресу, дверь открыла дочь давно умершей Розетты. Елена, узнав её, сказала: - Вот моя дочь Франса. [57 стр.49]
- Я - Суреш Варма, владелец магазина радиотоваров в Агре. Мою жену зовут Ума, у нас двое детей, - говорит пятилетний Торан... при этом тонкий голосок деревенского мальчугана неожиданно густеет, становится по-настоящему мужским. Услышав такое впервые, родители Титу (ласкательное от Торан) восприняли это как баловство. Однако мальчик повторял свой рассказ вновь и вновь, дополняя повествование всё новыми подробностями: - Однажды я возвращался домой с работы на машине. Подъезжая к дому, я дал гудок, чтобы Ума открыла ворота. Тут я увидел двух человек, бегущих к машине с пистолетами. Раздались выстрелы, и одна из пуль попала мне в голову... Смертельно перепуганные родители Титу поехали из своей родной деревни Вадх в расположенную на расстоянии 13 километров Агру и обнаружили, что там действительно проживал некий Суреш Варма, владелец магазина радиотоваров. Пять лет назад он был убит выстрелами в голову около своего дома. Имя его вдовы - Ума, у неё двое детей. Узнав о странном поведении Титу, Ума вместе с родителями покойного Суреша решила посмотреть на странного мальчика. При встрече он узнал всех троих, бросился к ним с объятиями. Увидев, что они приехали на автомобиле марки «Марути», спросил у Умы, где его старый “Фиат”. Огорчился, узнав, что его продали... Случай с Титу привлёк внимание учёных. Н.К. Чанда из Делийского университета и Е. Миллз из университета в Вирджинии (США) обследовали мальчика... Специалисты из Бангалорского института психического здоровья и невропатологии провели, в частности, исследования 250 зарегистрированных с 1975 г. случаев, подобных тому, что произошло с Титу... Исследования показали, что в 82 процентах случаев дети отчётливо вспоминали своё имя “в прошлом рождении“ подробности “ былой“ жизни. [216 стр. 38]
Коварные они - бесы. Показали несчастному мальчику какую-то чужую жизнь, не имеющую к нему ни малейшего отношения. Вероятно, делать этим бесам нечего, вот и внушают пятилетним чужие жизни. Однако почему же тогда мальчик говорит: «Я - Суреш Варма», - а не: «Я знаю, кто такой Суреш Варма». И почему, если «чужая падшая жизнь» была не его, он «бросился к ним с объятиями», будто сердцем чувствовал родство? Если не доверять чувствам малых детей, то будет логичным не доверять ни словам Господа нашего:
- и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное [1 Матф.18:3], -
ни пословице: «Устами младенца глаголет истина».
- Перечитайте притчу о работниках, нанятых на виноградник в различное время дня. Говоря о некоей "справедливости" Божией, Вы говорите лишь о справедливости человеческой.
Данная притча лишь о том, что если была предварительная договорённость, то её необходимо выполнять. Помните, чем она заканчивается:
- Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? [1 Матф.20:13]
Но о какой предварительной договорённости с Богом может идти речь для умершего семидневного младенца и умершего семидесятилетнего старика?
- То, что произошло с аборигеном, очень хорошо объясняется простой историей отпадения человека от Бога.
Почему вдруг все австралийские аборигены отпали от Бога? Не успел родиться абориген, а на нём уже печать прокажённого - отпавшего. Чем он так провинился пред Богом? Разве не в Божьих силах было вовремя дать племени аборигенов Евангелие?
- Спросится больше с того, кому больше дано, а с того, кому дано мало (аборигенам) и спросится мало.
Как бы мало не спросилось, а в Царствие Небесное людоеду не попасть. Об этом и идёт речь.
- Идея реинкарнации - "человеческая, слишком человеческая". В этой идее нет никакого откровения, но естественное желание ума обрести логику, смысл и справедливость.
Но закон всемирного тяготения тоже не претендует на откровение, хотя и существует. Для того, вероятно, и дал Бог разум человеку, чтобы постигать законы мироустройства, которые без логического мышления понять не представляется возможным. Можно, конечно, просто веровать «ибо абсурдно», но можно и попытаться понять замысел Божий, в отношении человека, благо, что инструмент для понимания дарован.
- Если новые души не создаются, а часть душ при этом погружается в Абсолют, население Земли должно медленно, но неуклонно уменьшаться. Однако это не так. Население планеты сегодня превосходит по численности любое из предыдущих поколений. Эта очевидная реальность ставит под большое сомнение достоверность теории реинкарнации.
Во-первых, почему утверждается, что новые души не создаются Богом, если Бог по определению Творец, ведь нам даже трудно представить человека, который ничего не делает? Во-вторых, на основании чего предполагается, что души могут существовать только на Земле? Галактик во вселенной миллионы, и в одной только нашей галактике около 200 миллиардов звёзд. Как известно, вокруг звёзд вращаются планеты. Поэтому совсем нелогично считать, что жизнь может существовать только на одной планете с именем Земля. Душа может придти на Землю для продолжения своего развития и с множества других планет, просто воплотившись в человеческое тело, как в оболочку. Почему, например, Христос Иудеям говорил, что они от мира сего, а своим ученикам, что те не от мира сего и, что Он зал это, потому и нашёл их? - Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. [1 Иоан.15:19] В-третьих, почему не учитывается время нахождения души в промежутках между её реинкарнациями? Ведь новое воплощение души на Землю может произойти как через месяц, так и, например, через тысячу лет. В-четвёртых, сейчас на Земле более семи миллиардов людей, что значительно больше, чем, например, сто лет назад. Если отрицать существование реинкарнации, то придётся признать тот факт, что Бог, ни с того ни с сего, вдруг стал создавать человеческие души ударными темпами. Если это так, то христианский догмат о свойствах Божьих неверен, ибо Бог неизменяем.
- Бог неизменяемый. [2 Иак. 1, 17; 2 Мал. 3, 6] Ничего нет в Мире постоянного и неизменного, все непрерывно изменяется - растет, стареет, уничтожается; одно сменяется другим. Только один Бог постоянный, в Нем нет никакой перемены, Он не растет, не стареет, Он никак, ни в чем и никогда не изменяется. Какой Он был всегда, такой есть теперь и таким останется навеки. Бог всегда одинаковый. Поэтому Он называется неизменяемым.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|