Тема 4. Особенности языка и стиля служебных документов
Требования к текстам служебных документов - краткость и компактность изложения официального материала; - точность и определенность формулировок, однозначность и единообразие терминов; - последовательность использования технических приемов правотворчества; Язык – средство развития и усвоения культуры человеком. Каждый язык неоднороден и включает: - диалекты - просторечие - жаргон - литературный язык. Литературному языку присущи следующие функциональные стили: - научный - публицистический - официально-деловой - художественно-беллетристический - разговорный Официально-деловой стиль – это совокупность языковых средств, позволяющих обслуживать сферу официально - деловых отношений, которые возникают: между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их производственной, хозяйственной и юридической деятельности. Сфера применения деловой речи — официально–деловые ситуации и служебные документы, соответствующие официально-деловым отношениям. Различают три разновидности делового стиля: - собственно официально–деловой стиль (канцелярский) - юридический стиль (язык законов и указов) - дипломатический Специфика официально-делового стиля проявляются и в тексте (закономерности построения документа, его содержания) и в языке (стилистика, лексические стандарты, морфологические и синтаксические средства) Характерные черты официально-делового стиля: - подчеркнутая официальность - адресность - повторяемость пользования стандартных словарных единиц - нейтральность и лаконичность изложения - точность и ясность изложения - тематическая ограниченность излагаемого содержания
Стандартизация деловой речи заключается в универсализации многих слов, употреблении трафаретов, штампов, канцеляризмов, профессионализмов и речевых формул. Это придает деловой речи фразеологическую устойчивость и помогает сократить время на поиск форм выражения в стандартных ситуациях. Таким образом, стандартизация деловой речи повышает информативность документа, облегчает восприятия текста специалистами и способствует оперативности документооборота в целом. Редакторская правка служебных документов Редактирование (проверка и исправление текста) – один из важнейших этапов работы над документом. Документ, содержащий ошибки (фактические, стилистические, орфографические или какие-либо другие) осложняет процесс общения, требует дальнейших устных или письменных уточнений, отнимает время у участников коммуникаций; снижает авторитет подписавшего документ должностного лица или организации-автора документа, ставит под сомнение квалификацию сотрудников, работающих в сфере делопроизводства данной организации, является «бомбой замедленного действия», рано или поздно содержащиеся в нем неточные и неверные сведения могут быть использованы и нанесут получателю информации существенный вред. Этапы редактирования: · Ознакомление со всем текстом и выделение в нем абзацев. · Логико-смысловой и композиционный анализ текста. Текст должен быть тематическим связным. · Проверка построения сложных предложений, затем простых предложений и далее словосочетаний отдельных слов. Правка может быть стилистической (требует безупречной грамотности, тонкого чувства слова) и смысловой (основана на знании существа вопроса, владении фактическим материалом). Редактировать может автор документа и другие лица (степень вмешательства в текст должна быть минимальной, не затрагивающей смысл написанного).
Виды правки: - правка–вычитка (исправление опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок); - правка–сокращения (необходима для того, чтобы сделать документ короче или при избыточности информации); - правка-обработка (улучшение текста за счет уточнения стилевой принадлежности слов и языковых средств выражения, устранения стилистических и смысловых ошибок); - правка-переделка (полное изменение композиции текста). Отредактированный документ должен соответствовать следующим показателям: - Не содержит фактических ошибок и опечаток; - Идеально грамотен с точки зрения орфографии и пунктуации; - Имеет оптимальный объем; - Строится по законам логики - Соответствует стилистическим нормам русского литературного языка и специальным требованиям официально-делового стиля.
Лексические и грамматические проблемы, Которые возникают при составлении и редактировании официальных текстов
Рекомендуемая литература: · Делопроизводство (организация и технологии документационного обеспечения управления): Учебник для ВУЗов/Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.А. и др.; Под редакцией Кузнецовой Т.В. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. · Стенюков М.В. Конспект лекций по делопроизводству. – М.: «Приор-издат», 2004.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|