Предисловие. Введение.
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ПРЕДИСЛОВИЕ Эта книга адресована не только профессиональным педагогам, психологам и воспитателям. Описанные в ней методики и приемы могут использовать и родители, стремящиеся лучше узнать своих детей, а заодно и самих себя. Ведь непосредственное восприятие и интуиция ребенка часто точнее отражают тонкости отношений взрослых, чем те склонны предполагать. Нередко именно рисунок семьи, сделанный ребенком, раскрывает родителям глаза на скрытые проблемы, существующие в их взаимоотношениях Я надеюсь, что информация, которую вы получите о своей семье, своих детях и себе самих, позволит вам не только лучше понять детей, ной эффективнее помогать им в преодолении трудностей их развития. Вместе с тем можно сделать одно существенное замечание. На первый взгляд, простые методические приемы порождают соблазн использовать рисунок ребенка как экспресс-тест для оценки его интеллектуальных способностей. Данная методика совершенно не предназначена для этой цели. Она направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений, которые может пережить человек любого возраста и с любым уровнем интеллекта. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция использовать методику «Рисунок человека» для оценки готовности ребенка к поступлению в школу. Существует множество методичек и даже книг, в которых популяризируется эта практика. Более того, проводятся «критерии», по которым, якобы, можно судить о готовности ребенка к школьному обучению. Я неоднократно проводила простой эксперимент, который любой из вас может повторить. В различных аудиториях, где я читаю лекции — студентам (педагогам и психологам), учителям, преподавателям вузов, школьным психологам — предлагалось выполнить задание по методике «Рисунок человека», а потом применить к собственному рисунку критерии, данные, в этих методичках. Неизменно оказывалось, что из группы слушателей в 60—80 человек к поступлению в первый класс были готовы единицы.
Поэтому давайте использовать эту методику лишь для того, чтобы получить ответы на те вопросы, на которые она действительно может помочь найти ответ. И главное, давайте не будем уходить от этих вопросов, подменяя их другими, более легкими и удобными для нас взрослых. Например, вопросами об «уровне интеллекта". Ведь в любом взаимодействии между ребенком и взрослым правомерен не только вопрос взрослого " Почему мне сложно с этим ребенком? », но и вопрос ребенка «Почему мне сложно с этим взрослым? » И если ребенку трудно его высказать, то это не значит, что мы имеем право на него не отвечать. И еще одно замечание. В книге приведены лишь основные правила интерпретации рисунка. Я не ставила перед собой задачи составить полный каталог всех возможных деталей и признаков, которые могут встречаться на рисунках детей и взрослых. Да это и не нужно. Главным для меня было помочь читателю овладеть тем способом мышления, усвоив который, он мог бы и сам понимать смысл разнообразных элементов рисунка. объединяя их и связный текст истолкования. Приведу пример. Допустим, вы решили овладеть иностранным языком. И с этой целью вы выучили наизусть словарь, включающий тысячи слов. Но это не даст вам возможности говорить на этом языке и понимать окружающих, если вы не знаете, как из этих слов составляются предложения. А человек, знающий всего триста слов, но знакомый с правилами соединения их друг с другом, будет свободно общаться на этом языке, улавливая смысл незнакомых слов из контекста фразы. Овладеть навыками интерпретации рисунка можно только в ходе собственной практики, поэтому рекомендую вам начать с истолкования рисунков ваших близких или хорошо знакомых вам людей. Тогда вы сможете сопоставить свое знание о них с информацией, полученной в ходе истолкования их рисунков. Заодно вы увидите как «работают» приведенные мною правила.
ВВЕДЕНИЕ. Каким видит себя ребенок в родительской семье? Каким он воспринимает нас и наши отношения? Л какими мы видим себя и близких в своей семье? Достоверный ответ на эти вопросы дает рисунок семьи, если, конечно, мы научились правильно «считывать» заключенный в нем смысл. Давайте попробуем отвлечься от чисто эстетического восприятия своих рисунков и рисунков наших детей и настроить себя на истолкование их скрытого значения, опираясь на определенные правила, принятые при психологической интерпретации графики. Но прежде ответим на вопрос: с какого возраста ребенка применимы эти правила? Их можно использовать с того момента, когда человек на рисунке ребенка превращается из типичного для всех детей «головастика» (рис. 1) в существо, у которого голова отделилась от тела. Рис. 1
Итак, предложите ребенку нарисовать семью, не наводя его на мысль — кого или что он может нарисовать. Даже если он задаст вопрос типа: «Л бабушку рисовать надо? » — не отвечайте на вопрос прямо, а лучше скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Рекомендуем вам использовать для рисования простой карандаш (так лучше виден нажим) и бумагу без линеек и клеток. Правила интерпретации детских рисунков распространяются и на рисунки взрослых независимо от их возраста или профессии. Для рисования семьи лучше использовать половину листа стандартного формата. Если лист будет слишком большим, то ребенок может «растеряться», не зная, как его заполнить. А если лист будет слишком маленьким, то ребенок может вынужденно ограничить свой замысел только тем, что «поместилось». Не разрешайте ни в коем случае пользоваться ластиком. Если же ребенок сочтет, что его рисунок окончательно «испорчен», то в крайнем случае предложите ему другой лист, а потом сравните отличие первого рисунка от второго. А взрослым в том же случае скажите: «Вы можете просто зачеркнуть и нарисовать по-другому».
Постоянно напоминайте, что отметок здесь не ставят и художественные способности не оцениваются. В ходе рисования незаметно следите за порядком появления персонажей и предметов. Существует большая психологическая разница между отношением автора к тому персонажу, кого он нарисовал первым, и к тому, кто будет нарисован последним, или кого вообще «забудут» нарисовать («просто не поместилось»). Не забудьте попросить автора подписать или назвать всех персонажей рисунка и предметы. Ведь и здесь вас могут поджидать неожиданности. Например, мама подписывает одну фигуру, изображающую младшую дочь, — «Машенька», а другую — «Моя старшая дочь». Из самих подписей видно различное эмоциональное отношение матери к девочкам. Если ребенок настойчиво требует цветных карандашей или фломастеров, предложите ему после выполнения рисунка семьи простым карандашом на другом листе рисовать цветом все, что он захочет. Информация, которую вы получите, ни в косм случае не должна использоваться для упреков («Почему ты не любишь бабушку? »). Это только повод для ваших размышлений, а не для воспитательных мероприятий или «карательных» санкций. Л теперь зададим себе вопрос: почему ребенок так странно деформирует различные части тела, одежду и черты лица «героев» своего рисунка? Неужели только потому, что он еще не научился «рисовать правильно? » Но ведь и на рисунках семьи взрослых людей (нехудож-ников) появляются те же искажения, да и профессиональные художники, стремясь усилить выразительность картины, часто обращаются к символизмам рисунка ребенка. Это, конечно, происходит не случайно и не вследствие неумения. Часто именно, «умение» выступает не средством раскрытия, а средством сокрытия чувств и переживаний автора рисунка. Ребенок еще не научился умело скрывать свои подлинные переживания ни в своей речи, ни в своем рисунке. Как и наш первобытный предок, ребенок видит мир одушевленным и очеловеченным, т. е. существующим по образу и подобию самого себя. Наделение окружающих предметов «человеческими чертами» отразилось и в языке. Например, «ножки» есть у стола и у стула, у кувшина — «ручка» и «горлышко», горшок может быть «пузатым», а у иголки есть «ушко».
Поэтому, усваивая речь, ребенок одновременно бессознательно усваивает, что части человеческого тела имеют не только привычный, обыденный, но и скрытый, символический смысл. Другой источник знаний о символическом смысле частей тела возникает в ходе практического, действенного, а не только языкового освоения реальности. Так, например, ребенок, начинающий холить, открывает для себя, что ноги — это «орган» опоры в реальности, и одновременно «орган» реализации свободы. Ведь, обретая «свободу передвижения», ребенок становится более независимым от мамы и получает для себя массу новых удовольствий. А сейчас давайте посмотрим, как отображается в рисунке ребенка его и наше (взрослое) отношение к неодушевленным предметам. Заметим сразу, что неодушевленные они только на наш, взрослый, взгляд. В восприятии ребенка мебель, игрушки, телевизор, телефон, одежда оказываются не только более одушевленными, но и могут вступать в разнообразные отношения между собой и с персонажами рисунка. И мы постараемся показать ниже, что ребенок здесь не так уж и не прав. Просто взрослым выгодно отрицать наличие собственного эмоционального отношения к своим «игрушкам». Хотя на самом деле оно, конечно, существует, и не обязательно в форме пресловутого «вещизма», а иногда и в виде достаточно нежной привязанности. Посмотрите на папу, «облизывающего» собственную машину, или на маму, часами говорящую по телефону. А дети, как я утверждаю, видят все. И уже самым маленьким не составляет труда заметить, сколько времени мама занята общением с телефоном, а папа — с телевизором и сколько времени — с ним и друг с другом. Еще один пример. Царапина на полированной стенке может вызвать всеобщую панику, поток «медицинских» мероприятий (возню с полиролью, ваточками, тряпочками), а царапина на коленке ребенка — всего лишь замечание: «Ничего, заживет». Сопоставление этих двух ситуаций тоже не составляет для ребенка труда, и из всего он делает соответствующие выводы. К сожалению, в психологической литературе распространено ошибочное мнение, будто если на рисунке ребенка изображено много неодушевленных предметов и мало людей, то это является свидетельством эмоционально бедной среды в семье. Это совершенно неверно. В такой семье эмоций не меньше, чем в любой другой. Вопрос только в том, на что эти эмоции направлены. И как раз направленность этих эмоций на мир предметов и отражается в детском рисунке.
Внутренний мир такой семьи требует некоторых комментариев. Не следует думать, что ребенка окружают примитивные, жадные люди, склонные к накопительству. Иногда ребенок лишь является выразителем ведущей потребности всех членов семьи, а именно потребности в стабильности и постоянстве эмоций. А ведь именно символом стабильности и постоянства является каждая вещь. В самом деле, вещь, в отличие от человека, не обладает собственной непредсказуемой волей, она будет стоять там, где ее поставили, создавая тем самым ощущение стабильности в нестабильном мире. И, в отличие от человека, она не может бросить своего хозяина. Поэтому с неизбежностью люди, испытывающие острую потребность в неизменных и стабильных отношениях и будучи не в состоянии удовлетворить ее среди людей, часть энергии этой потребности переносят на подконтрольный им мир предметов. Поэтому много предметов и мало людей может нарисовать даже ребенок, живущий в большой семье с разнообразными эмоциональными отношениями, в которых он не всегда может разобраться. И он рисует только то, что посильно возможностям понимания этого мира взрослых. Ребенок, а часто и взрослый не всегда могут выразить свое понимание в словах. Давайте попробуем с помощью рисунка семьи приблизиться к восприятию как детьми, так и взрослыми многообразного мира человеческих отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|