Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило 8. Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а боль­шая нижняя масть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний




Правило 8

Как я уже говорила, пространство листа есть аналог пространства жиз­ненного мира человека. И также как в реальной жизни, в плоскости листа каждый человек стремится занять столько места собой и продуктами своей деятельности, сколько, по его мнению, он «заслуживает». Причем, делается это, как правило, бессознательно. Иными словами, если кто-то мало значит сам для себя, то он займет мало места в жизненном мире, реализует лишь малую часть своих возможностей, а рисуя на листе бумаги, займет лишь небольшую его часть. Большая часть листа останется пустой.

Поэтому если человек «мельчит» изображение на листе, то у него в данный момент низкая самооценка.

 

Рис. 4

Правило 9

Если группа маленьких фигур изображена наверху листа, а боль­шая нижняя масть листа пустая, то это говорит о том, что низкая самооценка сочетается с высоким уровнем притязаний. Человек как бы говорит своим рисунком: «Мне в жизни многого хочется, но у меня мало что получается».

Если же группа маленьких фигур изображена внизу листа, а большая верхняя часть листа пустая, то это свидетельствует о соче­тании низкой самооценки с низким же уровнем притязаний (рис. 5). Рис. 5

Здесь «послание» уже другое: «Я уже и так в жизни много от чего отказал­ся, но даже та малость, на которую я претендую, у меня не получается».

Правило 10



Персонажи, непосредственно соприкасающиеся друг с другом на рисунке, например, руками, пребывают в столь же тесном психо­логическом контакте. персонажи, не соприкасающиеся друг с дру­гом, таким контактом, по мнению ребенка, не обладают.

Например, для этого ребенка папа находится в близком психологическом контакте только с автомобилем (рис. 6).

А для этого ребенка его мама находится в тесном психологическом контакте только со своей мамой, т. е. с бабушкой (рис. 7).

 

Рис. 11

Правило 11

Персонаж или предмет, вызывающий у автора рисунка наиболь­шую тревожность, изображается либо с усиленным нажимом ка­рандаша, либо сильно заштрихован, либо его контур обведен не­сколько раз (рис. 8). Но бывает и так, что такой персонаж обведен очень тоненькой, дрожащей линией. Ребенок как бы не решается его изобразить.

Перейдем теперь к правилам интерпретации «искажений» ребен­ком изображения человека. Не забудьте, что по тем же правилам можно интерпретировать и рисунок взрослого человека. Рис. 6

 
 


 

 

Рис. 7




Правило 12


Искажения, идущие по правой стороне изображенного человека, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их выражают для ребенка. Мир социальных норм для взрослого человека — это его работа, учеба, карьера, отношения с начальством. А для ребенка — это жизнь в детском саду, школе, отношение к правилам поведения, умелость во внесемейной жизни.

Искажения по левой стороне тела отражают проблемы отношений с наиболее близкими людьми, в сфере эмоциональных привя­занностей (рис. 9).

Рассмотрим теперь символический смысл частей тела человека, начиная с головы и лица.

Уже очень маленький ребенок считает свою голову чрезвычайно важной частью

Рис. 8

собственного тела. он чувствует, что умелость, ум взрослые как-то связывают с головой.

Правило 13

Самым «умным» членом своей семьи ребенок считает того челове­ка, кого он наделил самой большой головой. Например, на рис. 10 самый «умный», по мнению ребенка, — папа. А на рис. 11 — сам автор рисунка.

Теперь посмотрим, как нарисованы глаза. Как вы думаете, для чего человеку глаза? Если вы думаете, что для того, чтобы рассматри­вать окружающие предметы, то вы глубоко заблуждаетесь, по крайней окружающие предметы, то вы глубоко заблуждаетесь, по крайней мере с точки зрения совсем маленького ребенка. С его точки зрения, глаза вам даны для того, чтобы «ими плакать». Ведь плач — это первый естественный способ выражения ребенком запроса о помощи. Поэтому глаза — это «орган» выражения печали и просьбы об эмоциональной поддержке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...