Правило 14. Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих
Правило 14 Персонажи с большими, расширенными глазами воспринимаются ребенком как тревожные, беспокойные, нуждающиеся в том, что бы их спасали. Персонажи с глазами-«точечками» или «щелочками» несут в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости, боятся попросить о помощи. Например, в этой семье, с точки зрения ребенка, самый тревожный человек — мама. Ее чувства, конечно, передаются ребенку, но сам он их выражать боится (рис. 12). А теперь — об ушах. Уши — это «орган» восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Правило 15 Персонаж с самыми большими ушами больше, чем все остальные, должен слушаться окружающих. Персонаж, изображенный вообще без ушей, может игнорировать то, что о нем говорят. Например, на этом рисунке послушны все, кроме мамы, хотя и в разной степени. Сама же мама для критики недоступна (рис. 13) Рис. 8
Рис. 9 Рис. 9
Рис. 10 Рис. 12 Рис. 13 А на рисунке 14 папа прислушивается только к мнению посторонних, но не членам собственной семьи (вспомним правило 12). Вы никогда не задумывались, почему такой популярностью у детей пользуются ушастые и глазастые персонажи мультиков? А другие, не менее симпатичные на наш «взрослый» взгляд персонажи детьми легко забываются и восторгов у них не вызывают? По тем же причинам (см. правила 14 и 15). Ведь ребенку легко отождествить себя с героем, имеющим большие уши и широко распахнутые глаза. Например, Чебурашкой или Зайцем. Эти черты лица для ребенка — сигнал о том, что он и этот персонаж — родственные души. Ребенок, так же, как и его «герой», тревожен, нуждается в защите и хочет узнать, что о нем говорят.
Этим же объясняется и странная эпидемия повального рисования зайцев, подчас захлестывающая детские сады. Такого зайца вы, наверное, встречали, и не раз (рис. 15). А теперь вспомним, зачем человеку рот? Чтобы есть и говорить? Не только. Еще и для того, чтобы выражать агрессию: кричать, кусаться, ругаться, говорить обидные вещи. Поэтому рот — это еще и «орган» нападения. Например, на рисунке 12 ребенок опасается агрессии со стороны мамы (у нее самый большой и заштрихованный рот). Остальные члены семьи вообще не имеют права высказать собственное мнение, ртов у них почти нет, но зато есть большие уши (чтобы «маму слушаться»). Рис. 14
Рис. 15
Правило 16 Персонаж с большим и/или заштрихованным ртом воспринимается ребенком как источник угрозы, связанной с осуждением и словесным воздействием (не обязательно на повышенных тонах). Персонаж вообще безо рта или со ртом-«точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей (рис. 16). А теперь остановимся на истолковании скрытого смысла частей тела (шея, руки, ноги). Как известно, голова присоединяется к туловищу при помощи шеи. Но шея появляется на рисунке ребенка не сразу. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно «приклеенную» к туловищу (рис. 17). Кстати, так рисуют человека и многие взрослые. И вовсе не потому, что ее особенно трудно изобразить, а потому, что в их жизни еще не заняла прочного места та функция, которая символизируется на рисунке шеей. Что же эта за функция? Это — способность к рациональному самоконтролю, контролю разума («головы») над чувствами («телом»). Именно появление этой способности символизируется «обнаружением» ребенком шеи как посредника между рассудком и чувствами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|