Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правило 26. Пpaвило 28. Итак, что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом власти и автори­тета




Правило 26

Принципы линейной дистанции распространяются не только на мир людей, но и на мир предметов. Предмет, наиболее близко распо­ложенный к персонажу, в восприятии ребенка означает объект самой сильной привязанности персонажа. Например, на рис. 28 самый «близкий» для мамы — телефон.

Правило 27

Принцип вертикальной иерархии распространяется также и на мир предметов.

Итак, что на рисунке изображено выше всего, то и является самым главным в эмоциональном мире ребенка, символом власти и автори­тета. Отметим сразу, что большинство детей в углу или вверху листа рисуют солнце.

 Солнце на рисунке ребенка является символом верховной власти и защиты, высшего авторитета (рис. 29).

Бывает, что на рисунке, изображающем сцену в квартире, а не па свежем воздухе, нарисована люстра или лампа, замещающая в дан­ном случае то же в качестве источника света и тепла (рис. 30).

Пpaвило 28

Люди и предметы, изображенные на рисунке между автором и солнцем или другим источником света, воспринимаются как конкуренты, мешающие пользоваться в полной мере защитой и опекой.

Например, изображенная с гимнастическим обручем старшая сестра воспринимается младшей как препятствие на пути получе­ния достаточного внимания со стороны родителей. В этой семье старшая сестра в данный момент готовится к ответственным соревнованиям, и на нее направлено все внимание родителей (рис. 31).

Правило 29

Изображение большого количества мелких деталей предметов свидетельствует о фиксации на правилах, порядке, склонности к длительному удерживанию эмоций в себе, что чревато последую­щим «взрывом».


Рис. 25

     
 

Рис. 26

Рис. 27

 

 

 

Рис. 28

 

Рис. 29

Правило 30

Изображение большого количества предметов, относящихся к одной и той же сфере деятельности, подчеркивает особую значи­мость этой деятельности для членов семьи. Например, изображение холодильника, накрытою обеденною стола, плиты, кухонных принадлежностей недвусмысленно дает по­нять, вокруг чего сконцентрирована эмоциональная жизнь семьи. Обратите внимание, что у плиты и холодидьника даже есть имена (рис. 32).

Правило 31

Обилие мягкой мебели и нахождение на ней взрослых персона­жей означает особую ценность для данной семьи отдыха и расслаб­ления, но в таких ею формах, которые не характерны для ребенка — ведь дети доподросткового возраста не любят лежать. Одновременно это может означать для ребенка законность ею отвержения другими взрослыми, если они «устали».

Правило 32

Изображение большого количества закрытых шкафов (иногда даже с замочными скважинами) символизирует для ребенка нали­чие в семье тайны, к которой он не допущен.

Рис. 30

Правило 33

Большое внимание к прорисовке одежды персонажей может ин­терпретироваться различными способами в зависимости от других деталей рисунка.

В рисунке ребенка это, как правило, говорите важности для него психосексуальной роли своего и другого пола.

На рисунке взрослого это может означать совершенно разные ве­щи: закрытость, конформизм, демонстративность, (украшательст­во), проблемное отношение к телесности.

В последнем случае важным признаком является штриховка одежды (и соответствующего локуса тела).

О напряженном и неоднозначном отношении к телесности говорят и «римские бюсты" на рисунке семьи.

Как уже говорилось во введении, невозможно, да и не нужно, дать исчерпывающий список правил истолкования. Поэтому не хочу и не буду лишать вас удовольствия, которое вы получите от дальнейшего самостоятельного развития своих способностей к символическому ис­толкованию рисунка семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...