Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В) интернет-ресурсы. 4. Темы рефератов. 5. Справочные материалы к семинарским занятиям. 5. 1. Справочные материалы к семинару № 2




в) Интернет-ресурсы

1. Грамота. ру. Справочно-информационный портал «Русский язык». URL: http: //www. gramota. ru.

2. Культура письменной речи. URL: httpHYPERLINK " http: //www. gramma. ru/": //HYPERLINK"

3. Основы культуры речи и риторики. URL: http: //www. mediaterra. ru.

4. Служба русского языка: URL: http: //www. HYPERLINK " http: //www. slovari. ru/" slovariHYPERLINK " http: //www. slovari. ru/". ru.

5. Интерактивная энциклопедия современного языка. Данный сайт является интерактивным хранилищем профессиональных и социальных сленгов, сокращений, специальных терминов и т. п.; содержит объяснения различных жаргонизмов и слов, которые отсутствуют в обычных словарях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. jargon. ru/

4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Аргументация как форма риторического воздействия.

2. Деловые совещания и собрания как основные формы делового общения.

3. Динамика языковой нормы в России на рубеже XX - XXI вв.

4. Дистанционное общение.

5. Изменения в русском речевом этикете на рубеже XX - XXI вв.

6. Интернет: коммуникативные особенности пользователей.

8. Кинесические особенности невербальной коммуникации.

7. Территориальные различия в русской речи.

9. Культура делового письма.

10. Национальные различия невербальной коммуникации в современном обществе.

11. Ораторское искусство как социальное явление.

12. Особенности делового общения с иностранными партнёрами.

13. Особенности новых видов деловой корреспонденции в современной России.

14. Правила продуктивного спора. Способы борьбы с непозволительными уловками в споре.

15. Проксемические особенности невербальной коммуникации.

16. Речевая культура молодежи на рубеже XX - XXI вв.

17. Способы повышения речевой культуры в России на рубеже XX - XXI вв.

18. Этикет деловых приёмов.

19. Этикет и имидж делового человека.

20. Язык коммерческой и политической рекламы.

21. Языковой облик газеты/журнала (по выбору студента).

22. Заимствования (на фонетическом уровне, лексическом, грамматическом) и их место в языке (на примере названий одежды и обуви, офисной техники, сферы досуга и т. д. ).

23. Речевые конфликты в современном обществе и способы их разрешения.

24. Подготовка рекламных объявлений для размещения в метро.

25. Типичные средства выразительности в речи политика (на примере политической рекламы – 2016).

26. Логические уловки в споре (на материале политических дебатов – 2016).

27. Разговорная речь на чатах в Интернете.

28. Различия виртуального и реального общения.

5. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

5. 1. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ № 2

5. 1. 1. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания.

Формулы знакомства:

- Разреши(те) с Вами (с тобой) познакомиться.

- Я хотел бы с Вами (с тобой) познакомиться.

- Позволь(те) с Вами (с тобой) познакомиться.

- Позволь(те) познакомиться.

- Давай(те) познакомимся.

- Будем знакомы.

- Хорошо бы познакомиться.

При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы:

- Позвольте (разрешите) представиться.

- Моя фамилия Колесников.

- Я Павлов.

- Мое имя Юрий Владимирович.

- Николай Колесников.

- Анастасия Игоревна.

Если посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает:

- Как Ваша (твоя) фамилия?

- Как Ваше (твое) имя, отчество?

- Как Ваше (твое) имя? .

- Как Вас (тебя) зовут?

Во многих странах при знакомстве используются визитные карточки. Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представля­ются, должен взять ее, прочитать вслух, а затем во время разговора, если он происходит в кабинете, держать визитку на столе перед собой, чтобы правильно называть собеседника.

Представление бывает двусторонним и односторонним. Последнее происходит чаще всего тогда, когда собираются на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг.

Формулы представления:

- Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Зубкова. Анатолий Евгеньевич Сорокин.

- Я хочу (хотел бы) познакомить Вас с...

- Я хочу (хотел бы) представить Вас...

- Разрешите (позвольте) познакомить Вас с...

Иногда после представления, особенно в неофициальной обстановке, знакомя­щиеся обмениваются репликами:

- Очень приятно (рад)!

- (Я) рад (счастлив) с Вами познакомиться!

- (Мне) очень приятно с Вами познакомиться!

Этикет определяет и норму поведения. Принято мужчину представлять женщине, младшего по возрасту – старшему, сотрудника – начальнику.

Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия:

- Доброе утро!

- Добрый вечер!                             .

Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения:

- (Очень) рад Вас видеть (приветствовать)!

- Разрешите (позвольте) Вас приветствовать.

- Добро пожаловать!

- Мое почтение.

Среди военнослужащих принято приветствовать словами:

- Здравия желаю!

Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие.

Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон.

Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречавшиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин - чуть-чуть приподнятая над головой шляпа.

Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е. очередность приветствия.

Первыми приветствуют

- мужчина – женщину,

- младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую),

- младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее,

- младший по должности – старшего,

- член делегации – ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная).

Последнюю группу речевых формул этикета составляют формулы прощания. Они выражают:

- пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания!

- надежду на новую встречу: До завтра (субботы). Надеюсь на новую встречу.

- сомнение в возможности ещё раз встретиться: Прощайте! Вряд ли удастся ещё раз встретиться.

Таблица 1 - Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации

 

Выражение благодарности   За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами: Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать;   - Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку. - Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за... - Должен выразить начальнику отдела снабжению (свою) благодарность за... - Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность... - Я благодарен Вам за то, что... - (Большое, огромное) спасибо Вам (тебе) за... - (Я) очень (так) благодарен Вам! - Нет слов, чтобы выразить Вам (мою) благодарность! - Я до такой степени благодарен Вам, что мне трудно найти слова! - Вы не можете себе представить, как я благодарен Вам! - Моя благодарность не имеет (не знает) границ!
Замечание, предупреждение   - Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)... - К (большому) сожалению (огорчению) должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)...
Совет, предложение Побуждение к действию советом, предложе­нием может быть выражено в деликатной, вежливой или нейт­ральной форме:   - Разрешите (позвольте) дать Вам совет (посоветовать Вам)... - Разрешите предложить Вам... - (Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) Вам... - Я посоветовал бы (предложил бы) Вам... - Я советую (предлагаю) Вам...
Обращение с просьбой тоже должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:   Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью: - Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу... - Если Вам не трудно (Вас это не затруднит)... - Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите... - (Не) могу ли я попросить Вас... - (Пожалуйста), (очень Вас прошу) разрешите мне... - Настоятельно (убедительно, очень) прошу Вас (тебя)...
Согласие, разрешение формулируется следующим образом:   - (Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено). - Пожалуйста (разрешаю, не возражаю). - Согласен отпустить Вас. - Согласен, поступайте (делайте) так, как Вы считаете.
При отказе используются выражения:   - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие). - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить Вашу просьбу. - В настоящее время это (сделать) невозможно. - Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой), - Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить Вашу просьбу. - Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).
Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Комплимент относится к внешнему виду адресата, свидетельству­ет о его отличных профессиональных способностях, высокой нравственности, дает общую положительную оценку:   - Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. - Вы не меняетесь (не изменились, не стареете). - Время вас щадит (не берет). - Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны). - Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон). - Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство). - Вы умете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людь­ми, организовывать их.

5. 1. 2. Психологические барьеры общения.

В тот момент, когда мы или наш партнер начинаем разговор, у нас существует возможность выбора стиля поведения из множества вариантов. Одни из них способствуют нашему взаимопониманию, другие, напротив, его затрудняют. От нашего выбора очень сильно зависят и чувства, которые возникнут между нами, и желание встречаться и разговаривать в будущем.

Те способы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение, принято называть «барьерами общения», т. е. это те действия, которые уже в самом начале разговора приводят к его прекращению, но прекращению не в физическом, а в психологическом смысле: партнеры перестают слушать и понимать друг друга, совершенно перестают интересоваться смыслом разговора и реагируют только на то, что лежит на поверхности.

Таблица 2 - Виды психологических барьеров

 

Негативные оценки и ярлыки (оскорбления) Ты несешь абсолютную чушь! Ты совсем ничего не понимаешь?
Советы Мой тебе совет – прекрати сейчас же! Я бы не советовал так со мной обращаться!
Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать) Ты в своем уме? Как ты смеешь? Кто ты такой вообще?
Приказы Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же!
Ложные аргументации Вы никогда не идете мне навстречу! Люди для вас ничего не значат!
Обобщения, глобальные выводы из частных случаев Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)! Ничего хорошего я от тебя не видел(а)!
Ирония, язвительность Ну, ты просто герой! На тебя теперь все смотрят с восхищением!

 

Барьеры общения мешают людям достичь ясности в коммуникации, разрушают их взаимоотношения. Барьеры общения являются закрытой, то есть косвенной, непонятной для собеседника, а часто и оскорбительной для него формой выражения чувств.

Как распознать барьеры общения в речи? В барьерах общения всегда используются « Ты - высказывания»: «ты должен…», «ты не должен…. », «у тебя ничего не выйдет…» и т. д. Если же мы используем « Я - высказывания», т. е. в открытой форме выражаем свои чувства, желания и проч., то мы улучшаем взаимоотношения с партнером, увеличиваем ясность и прозрачность наших отношений и формируем у партнера мотивацию сотрудничества в решении нашей проблемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...