В) интернет-ресурсы. 4. Темы рефератов. 5. Справочные материалы к семинарским занятиям. 5. 1. Справочные материалы к семинару № 2
в) Интернет-ресурсы 1. Грамота. ру. Справочно-информационный портал «Русский язык». URL: http: //www. gramota. ru. 2. Культура письменной речи. URL: httpHYPERLINK " http: //www. gramma. ru/": //HYPERLINK" 3. Основы культуры речи и риторики. URL: http: //www. mediaterra. ru. 4. Служба русского языка: URL: http: //www. HYPERLINK " http: //www. slovari. ru/" slovariHYPERLINK " http: //www. slovari. ru/". ru. 5. Интерактивная энциклопедия современного языка. Данный сайт является интерактивным хранилищем профессиональных и социальных сленгов, сокращений, специальных терминов и т. п.; содержит объяснения различных жаргонизмов и слов, которые отсутствуют в обычных словарях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. jargon. ru/ 4. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Аргументация как форма риторического воздействия. 2. Деловые совещания и собрания как основные формы делового общения. 3. Динамика языковой нормы в России на рубеже XX - XXI вв. 4. Дистанционное общение. 5. Изменения в русском речевом этикете на рубеже XX - XXI вв. 6. Интернет: коммуникативные особенности пользователей. 8. Кинесические особенности невербальной коммуникации. 7. Территориальные различия в русской речи. 9. Культура делового письма. 10. Национальные различия невербальной коммуникации в современном обществе. 11. Ораторское искусство как социальное явление. 12. Особенности делового общения с иностранными партнёрами. 13. Особенности новых видов деловой корреспонденции в современной России. 14. Правила продуктивного спора. Способы борьбы с непозволительными уловками в споре. 15. Проксемические особенности невербальной коммуникации. 16. Речевая культура молодежи на рубеже XX - XXI вв. 17. Способы повышения речевой культуры в России на рубеже XX - XXI вв.
18. Этикет деловых приёмов. 19. Этикет и имидж делового человека. 20. Язык коммерческой и политической рекламы. 21. Языковой облик газеты/журнала (по выбору студента). 22. Заимствования (на фонетическом уровне, лексическом, грамматическом) и их место в языке (на примере названий одежды и обуви, офисной техники, сферы досуга и т. д. ). 23. Речевые конфликты в современном обществе и способы их разрешения. 24. Подготовка рекламных объявлений для размещения в метро. 25. Типичные средства выразительности в речи политика (на примере политической рекламы – 2016). 26. Логические уловки в споре (на материале политических дебатов – 2016). 27. Разговорная речь на чатах в Интернете. 28. Различия виртуального и реального общения. 5. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ 5. 1. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ № 2 5. 1. 1. Этикетные формулы знакомства, представления, приветствия и прощания. Формулы знакомства: - Разреши(те) с Вами (с тобой) познакомиться. - Я хотел бы с Вами (с тобой) познакомиться. - Позволь(те) с Вами (с тобой) познакомиться. - Позволь(те) познакомиться. - Давай(те) познакомимся. - Будем знакомы. - Хорошо бы познакомиться. При посещении учреждения, офиса, конторы, когда предстоит разговор с чиновником и необходимо ему представиться, используются формулы: - Позвольте (разрешите) представиться. - Моя фамилия Колесников. - Я Павлов. - Мое имя Юрий Владимирович. - Николай Колесников. - Анастасия Игоревна. Если посетитель не называет себя, тогда чиновник сам спрашивает: - Как Ваша (твоя) фамилия? - Как Ваше (твое) имя, отчество? - Как Ваше (твое) имя? . - Как Вас (тебя) зовут? Во многих странах при знакомстве используются визитные карточки. Визитная карточка подается во время представления. Тот, кому представляются, должен взять ее, прочитать вслух, а затем во время разговора, если он происходит в кабинете, держать визитку на столе перед собой, чтобы правильно называть собеседника.
Представление бывает двусторонним и односторонним. Последнее происходит чаще всего тогда, когда собираются на заседание, совещание, на какое-то торжество, брифинг. Формулы представления: - Познакомьтесь (пожалуйста). Анна Сергеевна Зубкова. Анатолий Евгеньевич Сорокин. - Я хочу (хотел бы) познакомить Вас с... - Я хочу (хотел бы) представить Вас... - Разрешите (позвольте) познакомить Вас с... Иногда после представления, особенно в неофициальной обстановке, знакомящиеся обмениваются репликами: - Очень приятно (рад)! - (Я) рад (счастлив) с Вами познакомиться! - (Мне) очень приятно с Вами познакомиться! Этикет определяет и норму поведения. Принято мужчину представлять женщине, младшего по возрасту – старшему, сотрудника – начальнику. Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия: - Доброе утро! - Добрый вечер! . Помимо общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: - (Очень) рад Вас видеть (приветствовать)! - Разрешите (позвольте) Вас приветствовать. - Добро пожаловать! - Мое почтение. Среди военнослужащих принято приветствовать словами: - Здравия желаю! Приветствие часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное приветствие. Однако следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать, когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон. Невербальным эквивалентом приветствия, когда встречавшиеся отдалены друг от друга, служит поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин - чуть-чуть приподнятая над головой шляпа. Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т. е. очередность приветствия. Первыми приветствуют - мужчина – женщину, - младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую), - младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее,
- младший по должности – старшего, - член делегации – ее руководителя (независимо от того, своя делегация или зарубежная). Последнюю группу речевых формул этикета составляют формулы прощания. Они выражают: - пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания! - надежду на новую встречу: До завтра (субботы). Надеюсь на новую встречу. - сомнение в возможности ещё раз встретиться: Прощайте! Вряд ли удастся ещё раз встретиться. Таблица 1 - Этикетные формулы, используемые в деловой ситуации
5. 1. 2. Психологические барьеры общения.
В тот момент, когда мы или наш партнер начинаем разговор, у нас существует возможность выбора стиля поведения из множества вариантов. Одни из них способствуют нашему взаимопониманию, другие, напротив, его затрудняют. От нашего выбора очень сильно зависят и чувства, которые возникнут между нами, и желание встречаться и разговаривать в будущем. Те способы ведения разговора, которые мешают людям понять друг друга, ухудшают их взаимоотношения, вызывают злость, протест и раздражение, принято называть «барьерами общения», т. е. это те действия, которые уже в самом начале разговора приводят к его прекращению, но прекращению не в физическом, а в психологическом смысле: партнеры перестают слушать и понимать друг друга, совершенно перестают интересоваться смыслом разговора и реагируют только на то, что лежит на поверхности.
Таблица 2 - Виды психологических барьеров
Барьеры общения мешают людям достичь ясности в коммуникации, разрушают их взаимоотношения. Барьеры общения являются закрытой, то есть косвенной, непонятной для собеседника, а часто и оскорбительной для него формой выражения чувств. Как распознать барьеры общения в речи? В барьерах общения всегда используются « Ты - высказывания»: «ты должен…», «ты не должен…. », «у тебя ничего не выйдет…» и т. д. Если же мы используем « Я - высказывания», т. е. в открытой форме выражаем свои чувства, желания и проч., то мы улучшаем взаимоотношения с партнером, увеличиваем ясность и прозрачность наших отношений и формируем у партнера мотивацию сотрудничества в решении нашей проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|