Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Иными способами, предусмотренными Жилищным кодексом или другими федеральными законами.




--------------------------------

<1> Официальный сайт Московского областного суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.mosoblsud.ru/ss_detale.php?id=141890 (дата обращения: 02.12.2015).

 

Дела по жалобам граждан на нормативные правовые акты, принимаемые РФ и субъектами РФ (ст. 125 Конституции РФ), подведомственны судам. Вопрос о законности нормативных актов является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции. Так, Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции, в частности, дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств, касающихся прав и свобод граждан.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан не соответствующим закону и отменен решением суда с последующим восстановлением нарушенных прав участников жилищных отношений.

В соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" заинтересованными гражданами могут быть поданы в суд жалобы на действия и решения государственных органов и должностных лиц <1>.

--------------------------------

<1> Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан: Федер. закон [принят Гос. Думой 15 апреля 1993 г.; одобрен Советом Федерации 20 апреля 1993 г.] // Российская газета. 1993. 12 мая. С. 4.

 

Необходимым условием наступления ответственности за нарушение жилищных обязательств является наличие вреда, за исключением тех случаев, когда ответственность наступает в виде неустойки или пени за нарушение сроков уплаты квартплаты и коммунальных платежей <1>. Нарушением жилищных обязательств может быть причинен имущественный (например, разрушение жилого помещения) и моральный вред (например, создание обстановки невозможности совместного проживания).

--------------------------------

<1> См.: Филиппова Е.С. Жилищное право. С. 24.

 

Вина правонарушителя является субъективным основанием гражданско-правовой ответственности за нарушение жилищных обязательств.

Жилищное законодательство не предусматривает ответственности независимо от вины. Но Федеральный закон "О защите прав потребителей" содержит правило об ответственности независимо от вины в отношении наймодателей (арендодателей), обязанных предоставлять в соответствии с договором найма (аренды) пользователям коммунальные и иные услуги. В некоторых случаях предусматриваются специальные условия ответственности, например: систематичность нарушений, безрезультатность применения к правонарушителю мер предупреждения и общественного воздействия.

В результате применения норм жилищного законодательства возникают многочисленные споры. В судебной практике наиболее распространенными являются дела по спорам о признании за гражданами права на жилое помещение, расторжение договоров, обеспечение жильем в связи со сносом жилых домов и др.

А.Б. Галанин в качестве самостоятельных способов защиты жилищных прав называет предусмотренные ст. 66 ЖК РФ меры защиты нанимателя жилого помещения по договору социального найма при неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг. ЖК РФ предоставляет право нанимателю жилого помещения по договору социального найма в такой ситуации по своему усмотрению требовать:

- уменьшения платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме;

- возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя <1>.

--------------------------------

<1> См.: Галанин А.Б. Указ. соч.

 

Уже говорилось о том, что защита нарушенных жилищных прав может осуществляться и в административном порядке. Например, в ст. 23.55 КоАП РФ предусматривается рассмотрение органами государственной жилищной инспекции дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.21 (нарушение правил пользования жилыми помещениями), ст. 7.22 (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений) и ст. 7.23 (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами). Такие дела от имени органов государственной жилищной инспекции рассматриваются: главным государственным жилищным инспектором РФ, его заместителями; государственными жилищными инспекторами РФ; руководителями государственных жилищных инспекций субъектов РФ, их заместителями в соответствии с полномочиями соответствующих должностных лиц.

 

ЗАДАЧИ

 

1. В дверь гражданина Иванова А.А. около 20.00 позвонили сотрудники полиции, попросили впустить в квартиру и предъявить документы с целью проверки соблюдения правил регистрационного учета. Должен ли Иванов А.А. выполнить требования сотрудников полиции?

2. Молодому сотруднику казенного предприятия было предоставлено во временное пользование для проживания жилое помещение для временного проживания в административном здании. Регулируется ли возникшее отношение нормами жилищного права?

3. Собственник квартиры гражданин Д. решил продать ее гражданину Л. Кроме гражданина Д. в квартире проживают его супруга и двое детей 13 и 18 лет. Супруга Д. отказалась дать согласие на продажу квартиры. Можно ли отнести возникшие отношения к жилищно-правовым?

 

ТЕСТЫ

 

1. Выберите правильный ответ:

1.1. Нормы, регулирующие использование жилого помещения, относятся только к праву:

а) жилищному;

б) гражданскому;

в) административному;

г) налоговому, финансовому.

1.2. Отношения по распоряжению жилым помещением из частного жилого фонда регулируются нормами права:

а) административного;

б) гражданского;

в) жилищного;

г) жилищного и гражданского;

д) жилищного и административного.

1.3. Жилищные отношения, связанные с предоставлением жилых помещений в домах социального использования, регулируются посредством метода:

а) административно-правового;

б) гражданско-правового;

в) жилищно-правового;

г) налогово-правового;

д) финансово-правового.

1.4. Принцип "неприкосновенность жилища" выражается в том, что никто не вправе проникать в жилище:

а) против воли проживающих в них лиц;

б) иначе как в случаях, специально оговоренных в законе;

в) иначе как на основании решения суда;

г) по совокупности всех указанных в п. "а" - "в" условий.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Определите место жилищного права в национальной правовой системе. В чем особенность данной отрасли права?

2. Дайте характеристику кругу отношений, составляющих предмет регулирования жилищного права. В чем состоит отличие жилищного и гражданского права по предмету правового регулирования?

3. Назовите известные вам основания систематизации жилищного права. Каким образом происходит систематизация жилищного права по виду регулируемых отношений?

4. Назовите основные способы регулирования жилищных правоотношений. Какие методы правового регулирования применяются для регулирования жилищных правоотношений?

5. Какие отраслевые принципы жилищного права вам известны? Охарактеризуйте названные принципы.

6. Раскройте содержание принципа "неприкосновенность жилища". В каком порядке могут быть выселены граждане, незаконно занимающие жилое помещение?

7. В чем состоят особенности защиты нарушенных жилищных прав? Назовите основные способы защиты жилищных прав и дайте их характеристику.

8. Каким образом происходит судебная защита нарушенных жилищных прав и охраняемых законом интересов? Назовите основные категории жилищных споров, рассматриваемых в судах общей юрисдикции.

 

Глава 2. ИСТОЧНИКИ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

 

В результате освоения данной темы студент должен:

знать:

- понятие и классификацию источников жилищного права;

- жилищное законодательство и механизмы функционирования межотраслевых институтов;

- состав жилищного законодательства;

- действие жилищного законодательства по аналогии, во времени, в пространстве и по кругу лиц;

уметь:

- ориентироваться в современных источниках жилищного права, уметь определять их взаимосвязь;

- оперировать источниками жилищного права в процессе правоприменительной деятельности;

- определять сферу правового регулирования различными источниками жилищного права;

- определять действие законодательного акта в определенный промежуток времени;

- разграничивать компетенцию государственных и муниципальных органов в регулировании жилищных отношений;

владеть:

- навыками работы с федеральными актами жилищного законодательства;

- навыками работы с муниципальными актами жилищного законодательства;

- навыками разрешения жилищных споров на основе норм и принципов конституционного, жилищного, гражданского права, гражданско-процессуального права, с учетом международной практики.

 

§ 1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА

 

В российском правоведении категория источника права является далеко не однозначной. В самом широком и обыденном смысле под источником понимают некий корень, из которого право произрастает. В социально-экономическом смысле под источником жилищного права некоторые авторы понимают совокупность социально-экономических факторов, определяющих сущность жилищного права и объективные законы развития правового регулирования жилищных отношений. К ним относятся рыночные отношения, поддерживающие три формы собственности, а также иные важнейшие социально-экономические отношения, определяющие сущность соответствующей социально-экономической формации.

Рассматривая развитие жилищного права в государственно-политическом аспекте, под источниками его следует понимать волю политически господствующего класса, нашедшую свое выражение в правовых нормах. Таким образом, в качестве источника права выступает внешняя форма выражения воли господствующего класса. В нашем государстве в правовых нормах выражена воля всего российского народа.

В науке российского жилищного права наряду с отмеченным социально-экономическим и государственно-политическим пониманием источника права можно выделить еще и юридическое истолкование данной категории. Государственная воля (воля всего народа), как известно, может быть выражена в различных формах в зависимости от тех целей, к достижению которых государство устремляет свою деятельность. В то же время следует иметь в виду, что далеко не каждый акт выражения государственной воли является источником жилищного права.

Для того чтобы акт выражения государственной воли мог рассматриваться в качестве источника жилищного права, необходимо наличие следующих трех элементов: во-первых, чтобы таким актом устанавливались определенные правила поведения (нормы права); во-вторых, чтобы орган, создавший акт, обладал соответствующей компетенцией на издание подобных актов; в-третьих, чтобы в ходе принятия рассматриваемого акта была соблюдена определенная процедура, установленная законом.

Относимость того или иного нормативного акта к числу источников жилищного права определяется его содержанием, т.е. по характеру тех правовых норм, которые устанавливаются, изменяются или отменяются данным нормативным актом.

Учитывая вышеизложенное, источники российского жилищного права в юридическом смысле этого слова определяются следующим образом: источниками российского жилищного права являются определенные формы выражения государственной воли, находящиеся в принятых в установленном порядке компетентными государственными органами нормативных актах, содержащих нормы жилищного права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Свердлык Г.А. Российское жилищное законодательство // Жилищное право. 2007. N 12. С. 5 - 10; Жилищное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата / А.А. Титов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. С. 75 - 76 (серия: Бакалавр. Академический курс).

 

В более узком понимании источники жилищного права рассматриваются как внешняя форма выражения права.

Источник жилищного права как внешняя форма выражения права - это нормативные акты различного уровня, содержащие нормы указанной отрасли права.

Национальные источники жилищного права подразделяются на две основные группы, т.е. в соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ они могут приниматься на двух уровнях правового регулирования - федеральном и региональном:

- федеральные жилищные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты - это федеральный уровень;

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также акты органов местного самоуправления - это региональный уровень.

Между актами жилищного законодательства существует следующая иерархия с точки зрения их юридической силы:

- общепризнанные принципы и нормы международного права;

- международные договоры;

- Конституция РФ;

- Жилищный кодекс РФ;

- иные федеральные законы в жилищной сфере;

- федеральные подзаконные правовые акты;

- законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

- нормативные правовые акты муниципальных образований.

 

§ 2. ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ И СУБЪЕКТОВ РФ

 

Жилищное законодательство - совокупность или система общеобязательных правовых актов, посредством которых устанавливаются, изменяются или отменяются жилищно-правовые нормы. В их состав входят федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними правовые акты, а также законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Жилищный кодекс РФ является основным нормативным актом в системе актов жилищного законодательства. Другие нормативные правовые акты, содержащие нормы жилищного права, не должны противоречить нормам Жилищного кодекса РФ и принимаются в соответствии с нормами ЖК РФ и в продолжение их развития. Подтверждением данного тезиса является ст. 5 Жилищного кодекса РФ, которая посвящена именно жилищному законодательству.

Не следует смешивать понятия "жилищное законодательство" и "жилищное право". Жилищное законодательство включает в себя Жилищный кодекс РФ, другие акты жилищного законодательства, которые принимаются специально для регулирования жилищных отношений. Жилищное право как отрасль права можно представить как совокупность (систему) всех правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

Нормы жилищного права содержатся не только в актах жилищного законодательства, но и в других правовых актах, например в Конституции РФ (ст. 25, 27 и 40) <1>, Гражданском кодексе РФ (гл. 18 и 35). Поэтому жилищное право, которое включает нормы жилищного законодательства и других актов, содержащих жилищные нормы, по своему составу (набору) правовых норм объемнее, чем жилищное законодательство.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Богданов Е.В. Конституция и жилищное законодательство России // Современное право. 2014. N 3. С. 59 - 64.

 

Вместе с тем жилищное законодательство - это основной правовой массив данной отрасли права, нормами которого регулируются жилищные отношения. К сожалению, сказанное выше не учтено в ст. 5 Жилищного кодекса РФ, которая называется "Жилищное законодательство". Следовало бы назвать указанную статью "Жилищное законодательство и иные акты, содержащие нормы жилищного права", как, например, это сделано в ст. 3 Гражданского кодекса РФ ("Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права").

По мнению В.Н. Литовкина, жилищное законодательство распространяет свое действие в основном на две большие группы неоднородных общественных отношений - гражданских и административных, регулируемых разными отраслями права, каждая из которых имеет свой состав:

- группа гражданских отношений - владение и пользование гражданами на условиях договора найма или безвозмездного пользования либо членства в потребительском объединении пользователей чужой жилой площадью, принадлежащей соответственно другим субъектам права собственности на жилище либо принадлежащей жилищному потребительскому объединению пользователей (жилищно-строительному кооперативу); отношения по осуществлению правомочий владения и пользования своим жильем, а также вещных прав других лиц, проживающих совместно с собственниками;

- группа административных отношений - учет граждан, не только нуждающихся в улучшении жилищных условий, но и нуждающихся в жилье; распределение, перераспределение и предоставление жилища гражданам; отношения по управлению жилищным фондом, организации ремонта и эксплуатации жилых домов; функционирование жилищного хозяйства; технический и государственный учет площади жилищного фонда. К ним примыкают небольшие сопутствующие группы земельных отношений, связанных с земельными участками, на которых находятся жилые дома, и семейных отношений, связанных с пользованием жильем и вещными правами на жилище совместно проживающих с титулодержателем; к ним примыкают сопутствующие смежные отношения, связанные с конституционными правами и свободами - неприкосновенностью жилища, свободой передвижения и выбором места жительства.

В рамках жилищного законодательства может осуществляться полномасштабное регулирование трех групп гражданских отношений:

- собственно жилищных отношений - самостоятельных отношений по владению и пользованию чужим жильем, принадлежащим другим субъектам на праве собственности, на условиях найма и безвозмездного пользования, а также владения и пользования на условиях недоговорного членского пользования жильем, принадлежащим жилищному потребительскому объединению. В этом формате могут быть урегулированы такие сделки с жилым помещением, как его обмен, наем.

К ним могут примыкать также договорные жилищные отношения, но несамостоятельные, устанавливаемые в рамках другого, не жилищного, основного договора (договора ренты).

По мнению В.Н. Литовкина, отношения, условно называемые жилищными, в отличие от собственно жилищных - по осуществлению правомочий собственником владения и пользования собственным жильем, двух из трех названных правомочий собственника жилища, слагаемых в самостоятельное право собственника, также несамостоятельны. Третье правомочие права собственности на жилище - правомочие распоряжения жилищем - ограничено его владением и пользованием (перепланировка, переоборудование жилого помещения) <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.Н. Литовкина "Концепция развития жилищного законодательства" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2000, N 5-6.

 

<1> См.: Литовкин В.Н. Концепция развития жилищного законодательства // Жилищное право. 2004. N 3. С. 14.

 

Таким образом, действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие "жилищные отношения".

Специфика норм жилищного законодательства и жилищных правоотношений состоит в том, что названные нормы и правоотношения касаются вопросов, связанных с удовлетворением потребностей граждан в жилье. В то же время отношения, связанные со строительством жилых домов, отводом земельных участков под строительство, осуществлением права собственности на жилые помещения, регулируются соответственно градостроительным, земельным и гражданским законодательством <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гонгало Б.М. Основные начала российского жилищного законодательства (комментарий законодательства) // Нотариус. 2005. N 3. С. 23.

 

Нормы, содержащиеся в жилищном законодательстве, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. Это вытекает из п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского законодательства, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Рахвалова М.Н. Нормы, регулирующие жилищные отношения, как составляющая жилищного и гражданского законодательства // Семейное и жилищное право. 2013. N 5. С. 44 - 46.

 

П.В. Крашенинников, характеризуя жилищное законодательство, полагает, что оно носит комплексный характер <1>, но отмечает, что значительная часть норм, содержащихся в актах жилищного законодательства, являются гражданско-правовыми <2>.

--------------------------------

<1> См.: Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2005. С. 13 - 14.

<2> См.: Якупова А.И. Характеристика жилищного законодательства Российской Федерации // Жилищное право. 2007. N 10. С. 11 - 13.

 

Анализ внесенных в последнее время изменений в ЖК РФ и разрабатывающихся законопроектов позволяет выделить несколько основных направлений совершенствования жилищного законодательства:

во-первых, уточнение полномочий органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в области жилищных отношений;

во-вторых, уточнение содержания или введения новых материальных норм, которые бы должным образом урегулировали жилищные отношения, в том числе и в области уточнения полномочий органов местного самоуправления и органов власти субъектов РФ;

в-третьих, увеличение гарантий социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения.

Оценивая состояние современного жилищного законодательства, нельзя не отметить в качестве основополагающей тенденции устойчивую интенсификацию работы по формированию регионального жилищного законодательства большинства субъектов РФ и органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Практически все субъекты РФ и органы местного самоуправления разработали акты о порядке и условиях признания граждан малоимущими, о порядке постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о размере учетной нормы площади и нормы предоставления, о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. И если в большинстве случаев принятые акты отвечают требованиям действующего законодательства, то некоторые из них отменяются именно в связи с несоответствием ст. 13 и 14 ЖК РФ: органы государственной власти и органы местного самоуправления выходят за пределы своих полномочий и принимают акты по вопросам, которые не относятся к их компетенции. Вместе с тем в юридической литературе наряду с содержанием соответствующих актов регионального уровня <1> активно обсуждается и правомерность позиции ЖК РФ, предусматривающего возможность принятия актов в области жилищных отношений органами местного самоуправления <2>.

--------------------------------

<1> См.: Шешко Г.Ф. Жилищный кодекс Российской Федерации в системе жилищного законодательства: к вопросу реализации его положений в жилищных актах // Жилищное право. 2009. N 5. С. 24 - 36.

<2> См.: Литовкин В.Н. Обеспечительная функция жилищного законодательства. Изъяны обеспечительной функции постсоветского жилищного законодательства // Жилищное право. 2008. N 2, 4, 5, 6.

 

На сегодняшний момент систему жилищного законодательства можно с натяжкой признать практически сформированной. В 2013 г. принято большое количество норм, дополняющих ЖК РФ. И их практическая реализация (например, вопросы проведения капитального ремонта, его финансирования), очевидно, очень скоро вновь потребует принятия дополнительных нормативных актов различного уровня регулирования.

В настоящее время большинство жилищных отношений уже урегулированы нормами жилищного законодательства, но вместе с тем остаются вопросы относительно качества такого регулирования. Хотелось бы обратить более пристальное внимание законодателя на те многочисленные предложения по совершенствованию жилищного законодательства, которые составляют сегодня вполне аргументированный предмет научной полемики в специальной юридической литературе <1>.

--------------------------------

<1> См.: Суслова С.И. Анализ состояния современного жилищного законодательства и дальнейших перспектив его развития // Жилищное право. 2009. N 8. С. 97 - 101.

 

Говоря о развитии жилищного законодательства, необходимо отметить тот факт, что Концепция развития гражданского законодательства не называет каких-либо оснований для последующего перераспределения нормативного материала между отраслями гражданского и жилищного права, тем самым признавая достаточным имеющееся соотношение норм в ГК РФ и ЖК РФ и не требующим законодательных коррективов.

Применительно к жилищному законодательству ГК РФ (ст. 672) закрепил за собой регулирование договора найма жилого помещения (гл. 35) - "коммерческий наем". А жилищному законодательству ГК РФ предоставил урегулировать договор социального найма жилого помещения.

Е.А. Суханов оценивает роль регулирования наемных отношений в ГК РФ как "...классического инструмента регулирования в противовес регулированию социального найма жилого помещения (как необычного договорного отношения, которому предшествуют административные отношения очередности на получение жилого помещения, всякого рода льготы), которое закреплено в ЖК РФ".

Полагаем, было бы логичнее полностью передать институт социального найма ЖК РФ. Освободившееся в этом случае в ГК РФ место следует занять регулированием исключительно общих положений, интегрирующих все разновидности жилищного найма. В этом случае ГК РФ будет выступать законом, устанавливающим общие нормы института найма жилых помещений.

По мнению С.И. Сусловой, регулирование безвозмездного пользования жилым помещением в ЖК РФ, единожды упомянутого в ст. 30, но широко применяемого на практике, дополнило бы полноту регулирования жилищных отношений. Сегодня безвозмездное пользование жилым помещением подчиняется общим правилам гл. 36 ГК РФ "Безвозмездное пользование". Общий характер норм этой главы ухудшает положение льготника в сравнении с нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Например, вместо бессрочности пользования срок определяется договором, а если срок не определен, договор считается заключенным на неопределенный срок, пользователь (ссудополучатель) обязан нести расходы не только по текущему, но и капитальному ремонту, а также нести все расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 689, 695 ГК РФ). Иное и следовало урегулировать не в договоре, а в ЖК РФ, что не было сделано, хотя именно такой подход имел бы особое значение как для публичного, так и для частного жилищного фонда. В контексте изложенного гл. 36 ГК РФ должна содержать отсылку к жилищному законодательству при урегулировании этих отношений.

Таким образом, по нашему глубокому убеждению, в ГК РФ не должно быть специальных норм о конкретных жилищных обязательствах, кроме названных общих положений.

По-иному следовало бы решать проблему и вещных прав на жилище. В отношениях собственности и других вещных прав на жилые помещения ГК РФ (ст. 292) ограничен упоминанием жилищного законодательства, в котором предусматриваются только условия права пользования жилым помещением членами семьи собственника этого помещения, т.е. в ГК РФ не только оставлено регулирование общих положений вещного права, но и закреплено формулирование специальных норм (гл. 18 "Право собственности и другие вещные права на жилые помещения").

ЖК РФ по своей юридической природе пригоден к регулированию в своем формате и отношений, возникающих свободно, и отношений, возникающих из актов государственных органов (органов местного самоуправления), которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Литовкин В.Н. Жилищное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 47 - 53.

 

Таким образом, можно выделить следующие меры по совершенствованию жилищного права, требующие скорейшей своей реализации на законодательном уровне:

- изъять из ГК РФ специальные нормы о конкретных жилищных обязательствах и оставить только общие положения, касающиеся регулирования жилищных правоотношений;

- восполнить недостаточность нормативного материала, направленного на решение проблемы вещных прав на жилище;

- уточнить полномочия органов власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в области жилищных отношений;

- детализировать содержание проанализированных материальных норм, а при их отсутствии закрепить новые материальные нормы, направленные на урегулирование жилищных отношений;

- укрепить гарантийные механизмы социальной защиты в области жилищных отношений наиболее уязвимых слоев населения.

 

СТРУКТУРА И СОСТАВ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

В отличие от гражданского законодательства, которое находится только в ведении Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому соответствующие правовые акты принимаются как на федеральном, так и региональном уровнях.

Исходя из положений ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ <1>. Определим структуру жилищного законодательства.

--------------------------------

<1> Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: Офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. С. 12.

 

На федеральном уровне регулирования это следующие акты:

а) законодательные акты Российской Федерации - законы и другие нормативные правовые акты, принятые федеральным законодательным (представительным) органом: Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации.

Кроме того, продолжают действовать и некоторые нормативные акты государственных органов СССР, которые применяются до принятия соответствующих законодательных актов РФ в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.

До принятия нового ЖК РФ наиболее значимыми актами жилищного законодательства были следующие:

- ЖК РСФСР 1983 г., несмотря на то что многие его положения противоречили Конституции, был одним из основных актов жилищного законодательства. В нем наиболее полно были урегулированы вопросы, касающиеся предоставления жилых помещений и пользования ими;

- Закон о приватизации жилищного фонда в РФ, который установил основные принципы и условия осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации, а также определил порядок обслуживания и ремонта приватизированного жилья. Теперь он имеет ограниченное действие;

- Закон "Об основах федеральной жилищной политики" (далее - Основы). Основы жилищного законодательства были качественно новым этапом в формировании правовой базы урегулирования жилищных отношений в условиях рыночных отношений. Основы содержали важные положения о новых подходах в решении жилищной проблемы, а также регулировали вопросы собственности и недвижимости в жилищной сфере. Они вышли за пределы вопросов, касающихся предоставления и использования жилищного фонда, что было характерно для ранее действовавшего жилищного законодательства, заложили не только общие направления применительно к жилищным отношениям, но и указали направления развития отношений собственности и земельных отношений. Кроме того, Основы содержали нормы прямого действия, например, относительно нового порядка оплаты жилых помещений и коммунальных услуг, заселения освободившихся в коммунальных квартирах жилых помещений (комнат). Этот нормативный акт теперь практически не действует.

В связи с принятием и введением в действие ЖК РФ были приняты многие законы и подзаконные акты, в том числе предусмотренные Кодексом. Например, в соответствии с ЖК РФ были утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. Правила пользования жилыми помещениями;

б) нормативные акты - указы Президента РФ (ст. 90 Конституции), а также утверждаемые указами положения (например, Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1180 "О жилищных кредитах" и Положение о жилищных кредитах, утвержденное этим Указом). В качестве примера можно назвать и Указ Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 430 "О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья", касающийся решения жилищной проблемы граждан в условиях рыночной экономики. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Указ Президента РФ от 24 октября 2011 г. "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации";

в) постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Примерами могут служить: Постановление Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N 743 "О государственной поддержке кооперативного жилищного строительства" (в редакции от 05.05.1995) <1> и Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы"; Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы"; Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1464 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2014 - 2016 годы".

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 1994. N 9. Ст. 1024.

 

При этом нужно иметь в виду, что источниками жилищного права являются и действующие постановления, принятые предыдущими правительствами. Правительство РФ также утверждает различного рода нормативные акты типа правил или положений, которые также являются источниками жилищного права. Например, Постановление Правительства РФ от 15 октября 2005 г. N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов", Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1203 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения";

г) нормативные акты министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти, которые могут их издать на основании законов и иных нормативных правовых актов в пределах их компетенции. Они могут носить как отраслевой, так и межотраслевой характер и содержать нормы жилищного права. Например, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда утверждены Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. N 170; Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 сентября 2011 г. N 531 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения".

Региональный уровень регулирования:

а) законодательные и иные нормативные акты субъектов РФ.

Субъекты РФ также принимают акты жилищного законодательства субфедерального значения. Такие а<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...