Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.




Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.

Прокомментируем вкратце структуру ЖК РФ. В разделе I закреплены общие положения, основные понятия, права и обязанности граждан, а также разграничение компетенции государственных органов различного уровня и муниципальных органов в области регулирования жилищных отношений. Важное значение имеют многообразие видов жилищных фондов и способов реализации прав граждан на жилище, а также регламентация основных жилищных прав и обязанностей граждан. Раздел содержит определения жилищного фонда и жилого помещения, а также правила перевода жилого помещения в нежилое, перепланировки помещения.

Раздел II устанавливает право собственности и другие вещные права граждан на жилище. Здесь содержатся не только права и обязанности собственников жилого помещения, а также права и обязанности других граждан, проживающих совместно с ними.

В разделе III конкретизируется порядок предоставления и использования жилых помещений по договору социального найма, по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования. В нем даются основания возникновения, действия, изменения и прекращения жилищных правоотношений при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, порядок заключения, оформления, расторжения вышеназванных договоров, права и обязанности наймодателя, нанимателя, членов семьи нанимателя, временных жильцов, а также пользования гражданами предоставленными им помещениями, обеспечения сохранности и ремонта жилого помещения, предоставленного по договору социального найма и по договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Раздел IV закрепляет условия предоставления гражданам служебных и иных специализированных помещений. В рамках этого раздела рассматриваются порядок предоставления служебных и иных специализированных помещений, порядок заключения, оформления и расторжения договоров найма служебного или иного специализированного помещения, права и обязанности субъектов в описываемой сфере.

В разделе V регулируются жилищные правоотношения, возникающие по поводу жилых помещений в жилищном и жилищно-строительном кооперативе, рассматриваются такие вопросы, как создание и деятельность жилищного и жилищно-строительного кооператива, права и обязанности членов правления кооператива, порядок приема в члены кооператива, правовое положение членов кооператива, порядок предоставления жилых помещений.

Раздел VI определяет порядок создания, ликвидации, реорганизации, а также деятельности товарищества собственников жилья, права и обязанности самого товарищества и его членов, правовое положение членов товарищества.

Раздел VII посвящен определению размера платы за жилье и коммунальные услуги.

В разделе VIII говорится об управлении многоквартирными домами. В его статьях установлены требования к договору управления, принципы управления многоквартирными домами, собственниками которых являются государство или муниципальные образования. На органы местного самоуправления возложена обязанность создания надлежащих условий для осуществления управленческой деятельности в данной сфере <1>.

--------------------------------

<1> См.: Жилищное право: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / П.В. Алексий [и др.]; Под ред. И.А. Еремичева, П.В. Алексия. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. С. 30 - 31.

 

Раздел IX закрепляет общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования; порядок формирования фонда капитального ремонта на специальном счете и фондов капитального ремонта региональным оператором; порядок проведения капитального ремонта <1>.

--------------------------------

<1> О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации: Федер. закон: принят Гос. Думой 14 декабря 2012 г.; одобр. Советом Федерации 19 декабря 2012 г. // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53. Ст. 7596.

 

4. Согласно Закону РФ от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" государственные и муниципальные органы могут бесплатно передавать в собственность граждан по их просьбе занимаемые ими жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Закон содержит правила приватизации жилищного фонда России и является правовым основанием для изменения формы собственности на конкретное жилое помещение у конкретного лица. Действие данного Закона ограничивается определенной датой - 6 марта 2016 г.

5. Градостроительный кодекс РФ определяет систему законодательства о градостроительстве, регулирует вопросы обеспечения права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, на выбор места жительства в пределах территории РФ при осуществлении градостроительной деятельности, на обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности соблюдения требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил. Градостроительный кодекс РФ регулирует также вопросы застройки территорий городских и сельских поселений, устанавливает государственные градостроительные нормативы и правила, контроль за осуществлением градостроительной деятельности, ответственность за нарушение законодательства РФ о градостроительстве.

6. Закон РФ от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", будучи административно-правовым актом, является и источником гражданского права, поскольку обязывает граждан регистрироваться по месту проживания и ограничивает возможность их пребывания на некоторых территориях страны.

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и принятая на основании и в соответствии с этим Законом Инструкция о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения.

8. Важнейшим источником жилищного права является ГК РФ, в частности глава 35 "Наем жилого помещения" (ст. 671 - 688 ГК РФ).

9. КоАП РФ содержит нормы об ответственности за административные правонарушения в области охраны собственности, в частности об ответственности за нарушение правил пользования этими помещениями, правил содержания и ремонта жилых домов или помещений, нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.21 - 7.23 КоАП РФ).

10. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. регулирует правовое положение, в частности, земель поселений, т.е. земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений. В ст. 83 ЗК РФ специально указывается, что правила землепользования и застройки городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов РФ.

11. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

12. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. "О содействии развитию жилищного строительства", который регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами в целях содействия развитию жилищного строительства и формированию рынка доступного жилья, иному развитию территорий, а также устанавливает особенности создания и деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.

13. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

14. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

15. Постановление Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации". Постановлением утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации. Также установлено, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе. Государственному учету подлежат, независимо от формы собственности, жилые дома, специализированные дома (общежития, служебные жилые помещения, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Государственный учет жилищного фонда включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Порядок ведения технического учета устанавливает Государственный комитет Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и иными нормативными правовыми актами.

16. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2008 г. N 832 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий". В Постановлении изложен Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Сертификат больше не является ценной бумагой, а представляет собой свидетельство, удостоверяющее право гражданина РФ на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.

17. Постановление Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда". Устанавливаются требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда. Определяются правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации. Закрепляется обязанность граждан по своевременной оплате жилья, коммунальных услуг и по осуществлению выплат по жилищным кредитам. Приводится рекомендуемый перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, а также примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту.

18. Приказ ГТК России от 30 сентября 2003 г. N 1088 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в таможенных органах и учреждениях, подведомственных ГТК России".

19. Приказ Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 17 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма". Утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов РФ и органов МСУ по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Методические рекомендации разработаны с целью единообразного применения положений ЖК РФ органами государственной власти субъектов РФ и органами МСУ. Содержатся рекомендации по установлению органами государственной власти субъектов РФ и органов МСУ порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

20. Приказ Минрегиона России от 25 февраля 2005 г. N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма".

21. Приказ Госстроя России от 4 декабря 1997 г. N 17-127 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации".

22. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих". Устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

23. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2281 "О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы". Указом Президента РФ создается Федеральное агентство по ипотечному жилищному кредитованию для расширения использования ипотеки и иных форм кредитования населения при строительстве, реконструкции или приобретении жилья.

Органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано создавать на своих территориях региональные и местные фонды развития жилищного строительства для поддержки строительства жилья социального использования, для развития производственной базы домостроения, для осуществления выплат компенсаций (субсидий) малоимущим группам населения на оплату строительства, приобретение и содержание жилья и т.д.

24. Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации". В Положении регламентируется порядок формирования и использования фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, финансирования строительства (приобретения) и распределения жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев, а также организации компактных поселений вынужденных переселенцев и создания инженерной и социальной инфраструктуры в них. В связи с этим устанавливаются соответствующие полномочия федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления и территориальных органов Минфедерации России.

Перечисляются условия предоставления семьям вынужденных переселенцев жилья для временного поселения. В частности, устанавливается, что такое жилье предоставляется в порядке очередности исходя из его фактического наличия по нормам, установленным жилищным законодательством для общежитий. Лица, проживающие в жилых помещениях для временного поселения, не имеют права их приватизировать, осуществлять их обмен и бронирование, сдавать в поднаем, аренду или субаренду, осуществлять раздел занимаемой жилой площади, вселять временных жильцов без разрешения территориального органа Минфедерации России.

25. В Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливаются основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Определяются полномочия Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по установленным тарифам на товары и услуги. Сокращение затрат указанной организации не является основанием для досрочного (до даты окончания периода действия тарифов) пересмотра тарифов на товары и услуги данной организации.

Устанавливается три метода регулирования тарифов: путем установления фиксированных тарифов на очередной период, путем установления предельных тарифов и путем индексации тарифов.

Приводится порядок определения платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки указанных объектов. Устанавливаются правила действия тарифов и надбавок, а также основания для их досрочного пересмотра.

Приведенный список нормативных актов различного уровня, конечно же, не является исчерпывающим.

 

§ 3. ДЕЙСТВИЕ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО АНАЛОГИИ,

ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

 

В случаях если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения, т.е. аналогия закона.

При невозможности использования аналогии закона обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости (ст. 7 ЖК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кудашкин А.В. Жилищное право. М.: Изд-во "За права военнослужащих", 2005. С. 15.

 

Статья 7 ЖК РФ определяет порядок применения правового механизма аналогии в жилищном законодательстве. Аналогия - механизм преодоления пробелов в законодательстве при регулировании общественных отношений. Согласно ст. 7 ЖК РФ в жилищном законодательстве, как и в остальных отраслях российского законодательства, применяются две разновидности аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Пункт 1 ст. 7 ЖК РФ регулирует особенности применения аналогии закона при наличии пробела в жилищном законодательстве. Аналогия закона в жилищном законодательстве заключается в применении к неурегулированным отношениям жилищного законодательства, регулирующего сходные общественные отношения. Для применения аналогии закона необходимо соблюдение следующих условий:

- жилищное отношение не урегулировано жилищным законодательством;

- жилищное отношение не урегулировано соглашением его участников;

- отсутствует норма гражданского или иного законодательства, прямо регулирующая данное жилищное отношение;

- возможно применение к данному жилищному отношению норм жилищного законодательства, регулирующих сходные отношения, не противоречащие существу жилищного отношения.

Пункт 2 ст. 7 ЖК РФ устанавливает порядок применения в жилищном законодательстве аналогии права. Аналогия права применяется лишь в том случае, если невозможно применить аналогию закона, и заключается в том, что жилищные права и обязанности определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом РФ (ст. 8 ЖК РФ) <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. В.М. Жуйкова) включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, 2007 (2-е издание, исправленное и дополненное).

 

<1> См.: Филимонов С.Л. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ / С.Л. Филимонов, Г.Ф. Шешко. М.: Ф 53 МЦФЭР, 2005. С. 89.

 

Статья 9 ЖК РФ устанавливает особенности соотношения жилищного законодательства Российской Федерации и норм международного права.

Соотношение этих двух правовых систем основано на конституционном принципе приоритета международного права над национальным законодательством Российской Федерации.

Жилищное законодательство в этом смысле не является исключением. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем установленные жилищным законодательством, то применяются нормы международного договора.

Статья 6 ЖК РФ определяет особенности действия норм жилищного законодательства во времени.

Акты жилищного законодательства вступают в действие со дня их опубликования, если в самом акте не указан другой срок.

Закон применяется к тем правоотношениям, которые возникают с момента его введения в действие.

Пункт 1 ст. 6 ЖК РФ распространяет на жилищное законодательство общеправовой принцип - закон обратной силы не имеет. Так, нормы жилищного законодательства по общему правилу не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу. Регулированию подлежат лишь более поздние отношения.

При этом придание обратной силы (ретроспективного действия) нормам жилищного законодательства все же возможно. Из правила есть исключение. Акты жилищного законодательства распространяют свою силу на отношения, возникшие до их введения в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этими актами.

Пункт 2 ст. 6 ЖК РФ устанавливает, что действие акта жилищного законодательства в жилищных отношениях, возникших до его введения в действие, может быть распространено на права и обязанности участников этих отношений, которые возникли уже после введения акта в действие. Иными словами, жилищное отношение до введения акта жилищного законодательства регулируется ранее действующими нормами, а после введения акта в действие - уже новыми нормами.

Наконец, акт жилищного законодательства распространяет свое действие на права и обязанности, возникшие из договоров до введения его в действие, лишь в том случае, если в данном акте прямо предусмотрено, что он распространяется на права и обязанности, возникшие из ранее заключенных договоров.

В Конституции РФ закреплен общий для всех отраслей права принцип - закон, ухудшающий положение граждан и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет.

Законы, регулирующие жилищные отношения, действуют на всей территории Российской Федерации, если сфера действия закона прямо не ограничена какой-либо территорией.

Действие жилищного законодательства распространяется на всех участников жилищных отношений, определенных в ст. 4 ЖК РФ, но действие жилищного закона может быть распространено и на отдельные категории граждан. Например, на льготные категории граждан - лиц, в отношении которых у государства есть обязанность обеспечения их жилыми помещениями и т.п.

 

ЗАДАЧИ

 

1. Составьте схему "Источники жилищного права", отражающую основной комплекс, возможные уровни правового регулирования и иерархию источников жилищного права.

2. Найдите два-три источника жилищного законодательства субъекта РФ. Проанализируйте их на предмет: а) какие именно жилищные отношения регулируются данными нормативно-правовыми актами? б) какие методы правового регулирования использованы законодателем субъекта РФ в выбранных вами для анализа нормативно-правовых актах?

3. Иванов А.А. по договору купли-продажи приобрел садовый участок в размере 10 соток, на котором построил дом, установив печное отопление, подключился к электроэнергии, построил туалет, колодец и другие хозяйственные помещения. После этого он обратился с заявлением о регистрации в этом доме по месту постоянного жительства. Определите момент, с наступлением которого законодатель связывает признание данного строения жилым домом?

 

ТЕСТЫ

 

1. Выберите правильный ответ:

1.1. Что не является источником жилищного права:

а) указы Президента РФ;

б) постановления Правительства РФ;

в) муниципальные акты;

г) обычаи делового оборота.

1.2. Могут ли акты жилищного законодательства иметь обратную силу:

а) всегда имеют;

б) не имеют никогда;

в) только в случаях, прямо предусмотренных специальными законами об обратной силе;

г) только в случаях, прямо предусмотренных актами жилищного законодательства.

1.3. Возможно ли применять акты жилищного законодательства по аналогии закона:

а) нет, не возможно;

б) всегда возможно;

в) возможно применять аналогию гражданского законодательства;

г) да, если отсутствует норма прямого действия гражданского законодательства.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. На какие группы можно разделить источники жилищного права в соответствии с иерархией их применения?

2. Определите роль, место и значение ЖК РФ в системе источников жилищного законодательства.

3. Дайте правовую характеристику нормативным актам жилищного законодательства, принимаемым субъектами РФ, в сопоставительном анализе с актами жилищного законодательства иных уровней регулирования.

4. Назовите жилищные правоотношения, которые регулируются актами органов местного самоуправления.

5. Поясните, каким образом в жилищном законодательстве проявляется действие принципа "Закон обратной силы не имеет"? Приведите примеры.

6. Назовите основные международные акты в сфере жилищных правоотношений, участницей которых является РФ. Как действие указанных международных актов соотносится с национальным жилищным законодательством?

7. В каких случаях возможно применение аналогии закона при регулировании жилищных правоотношений?

8. Каким образом восполняются пробелы правового регулирования жилищных отношений посредством применения аналогии права?

 

Глава 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ

 

В результате освоения данной темы студент должен:

знать:

- международные акты, влияющие на конституционно-правовое регулирование жилищных правоотношений в Российской Федерации;

- содержание конституционных норм, определяющих основы жилищных правоотношений и их правового регулирования;

- сущность конституционного права на жилище и правовые гарантии его соблюдения;

уметь:

- применять международные акты, которые влияют на конституционно-правовое регулирование жилищных правоотношений в Российской Федерации;

- выявлять противоречия между международными актами и внутренними актами, регулирующими жилищные правоотношения;

- применять нормативно-правовые акты в соответствии с законодательно установленной иерархической очередностью;

владеть:

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности в жилищной сфере;

- навыками обращения во внутригосударственные судебные органы за защитой нарушенных жилищных прав;

- навыками обращения в международные судебные органы за защитой нарушенных жилищных прав;

- навыками разрешения жилищных споров на основе прежде всего норм и принципов конституционного, жилищного гражданского права, гражданско-процессуального права, с учетом международной практики.

 

§ 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ, ВЛИЯЮЩИЕ

НА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Международными актами, влияющими на правовое регулирование жилищных отношений в РФ, являются:

1) Всеобщая декларация прав человека (далее - ВДПЧ);

2) Пакт "О гражданских и политических правах";

3) Пакт "Об экономических, социальных и культурных правах";

4) некоторые нормативные акты, регулирующие деятельность Совета Европы, Европейской комиссии по правам человека, Европейского суда по правам человека;

5) Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

В вышеупомянутых нормативных актах сформулированы три принципиальных тезиса, имеющие прямое отношение к жилищу:

1) каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая жилище (ст. 25 ВДПЧ);

2) неприкосновенность жилища;

3) свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 12 Пакта "О гражданских и политических правах").

Все эти положения нашли свое отражение в Конституции РФ. Так, в соответствии со ст. 15 Конституции РФ "...общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы", а в ст. 7 Конституции РФ наше государство провозглашается социальным, т.е. заботящимся о достойной жизни человека.

В соответствии со ст. 25 ВДПЧ под достойным уровнем жизни понимается то, что каждый человек имеет право на пищу, одежду, жилище и др. В силу этого наше государство обязуется предоставлять малоимущим и социально незащищенным гражданам жилье бесплатно.

Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (участником которого Российская Федерация является в качестве правопреемника СССР) "участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-члены примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая большое значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11).

Необходимость уважения жилища человека провозглашена также в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конституционная норма о праве граждан на жилище появилась в нашей стране сравнительно недавно. Впервые это право было закреплено в Конституции СССР 1977 г., а затем нашло отражение в Конституции РСФСР и Конституции РФ, а также в кодифицированных и других жилищных законах (Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик 1981 г.; ЖК РСФСР, Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 9-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики").

Далее в ст. 25 Конституции РФ закреплен принцип "Жилище неприкосновенно", а в ст. 40 Конституции РФ провозглашается, что каждый имеет право на жилище.

Свобода передвижения и выбора места жительства закреплена не только в Конституции РФ (ст. 27), но и в Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ".

 

§ 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ НОРМЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

ОСНОВЫ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

К основам жилищных правоотношений, закрепленных в Конституции РФ, можно отнести следующие положения:

1) Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (ст. 4 Конституции РФ);

2) ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ;

3) ст. 8 Конституции РФ гласит, что в РФ признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;

4) земля и другие природные ресурсы могут находиться в различных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ);

5) ст. 17 Конституции РФ гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;

6) ст. 35 Конституции РФ - недопустимость произвольного лишения жилища;

7) ст. 40 Конституции РФ:

Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами;

8) ст. 45 Конституции РФ - каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом;

9) ст. 60 Конституции РФ - гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и сделки с жилыми помещениями;

10) ст. 62 Конституции РФ - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и исполняют обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

 

§ 3. СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЛИЩЕ

И ЕГО ГАРАНТИИ

 

Рыночные преобразования в РФ обусловили пересмотр прежнего подхода к удовлетворению жилищных потребностей граждан и поиск новых путей решения этой проблемы, в том числе с участием государства.

В современных условиях роль государства в решении проблемы улучшения жилищных условий граждан определяется содержанием права граждан на жилище, закрепленным в Конституции РФ. Изменение государственного подхода к вопросу собственности определило новое содержание права граждан на жилище, а также новый механизм его реализации, отраженный в Жилищном кодексе РФ.

Статья 40 Конституции РФ провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Цитович Л.В., Никишов А.Б. Право граждан на жилище // Законодательство и экономика. 2015. N 7. С. 24 - 27.

 

В ч. 1 ст. 40 Конституции РФ провозглашается право каждого на жилище.

Часть 2 ст. 40 Конституции предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Что же касается предос<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...