Акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости).
Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания, сооружения, части здания или сооружения, в которых оно было расположено; 3) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); 4) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости; 5) копия документа, подтверждающего изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением сведений о таком здании или помещении) <1>. -------------------------------- <1> О государственном кадастре недвижимости: Федер. закон: принят Гос. Думой 4 июля 2007 г.: одобр. Советом Федерации 11 июля 2007 г.; по состоянию на 7 июня 2013 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
При этом верность представленных копий документа должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если здание или сооружение не поставлено на учет, постановка на учет помещения, расположенного в таком здании или сооружении, осуществляется при условии одновременной постановки на учет такого здания или сооружения. В этом случае представляются одно заявление о постановке на учет указанного помещения и такого здания или сооружения и необходимые для кадастрового учета документы.
После государственной регистрации права собственности на здание или сооружение допускается снятие с учета помещения, расположенного в таком здании или сооружении, на основании заявления собственника здания или сооружения либо его представителя и необходимых для кадастрового учета документов. После государственной регистрации права собственности на квартиру орган кадастрового учета снимает с учета комнаты в такой квартире. При осуществлении кадастрового учета здания или сооружения в связи с прекращением его существования орган кадастрового учета одновременно снимает с учета все помещения в таком здании. Основанием для снятия с учета этих помещений является заявление о снятии с учета такого здания. Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения либо не представлены необходимые для кадастрового учета документы. Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения ст. 26 Закона "О государственном кадастре недвижимости", в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если: - имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
- заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; - с заявлением о кадастровом учете обратилось ненадлежащее лицо; - истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении; - технический план или акт обследования заверен подписью неуправомоченного лица; - ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения. Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке. Кадастровую деятельность вправе осуществлять только физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера (далее - квалификационный аттестат). Квалификационный аттестат выдается физическому лицу при условии соответствия данного лица следующим требованиям: 1) имеет гражданство Российской Федерации; 2) имеет среднее профессиональное образование по одной из специальностей, определенных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, или высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования; 3) не имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
Квалификационные аттестаты выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации лицам, прошедшим аттестацию на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам. Таким образом, с 1 января 2013 г. начался фактический кадастровый учет жилой недвижимости на основании Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривающего строго регламентированную процедуру постановки на учет, снятия с учета, приостановления и отказа в проведении учета объектов недвижимости, в том числе жилой, а также нормы о лицах, имеющих право осуществления кадастровой деятельности. До указанной даты кадастровый учет зданий, строений, сооружений, относящихся как к жилищному фонду, так и другим видам недвижимого имущества, не осуществлялся и в отношении их имел место лишь технический учет, инвентаризация и паспортизация данных объектов <1>. -------------------------------- <1> См.: Новация. Технический план [Электронный ресурс]. URL: http://www.donnova.ru/tehnicheskij-plan/ (дата обращения: 22.04.2016).
ЗАДАЧИ
1. Попытайтесь составить схему, отображающую существующие виды жилищного фонда, на основе выбранной вами классификации. Назовите схему "Виды жилищного фонда в соответствии с классификацией по критерию...". 2. Составьте сравнительную таблицу на тему: "Полномочия органов, осуществляющих учет жилищного фонда". 3. Гражданин Иванов обратился в уполномоченный орган с просьбой зарегистрировать его по месту его постоянного проживания. Ему было отказано на том основании, что дому, в котором он проживает, присвоен статус дачного домика. Дом состоит из кирпичного одноэтажного здания, имеется печное отопление, в нем проведен природный газ. Кроме того, гражданин Иванов имеет в собственности квартиру в городе. Определите, относится ли указанное строение к жилищному фонду. И если да, то укажите вид жилищного фонда, к которому оно относится. 4. Стельмах И.Л. была зарегистрирована в общежитии государственного предприятия "Воронежгражданстрой" по адресу: г. <...>, с 16 ноября 1992 г. без указания номера комнаты; проживает в комнате N <...> с несовершеннолетней дочерью Стельмах А.В., зарегистрированной с 16 декабря 2002 г. Регулярно оплачивает коммунальные услуги.
Данная комната была предоставлена Стельмах И.Л. по ходатайству администрации "Областная детская клиническая больница N 2" в связи с отсутствием жилья. Решением Комитета по управлению государственным имуществом администрации Воронежской области от 30 июня 1994 г. общежитие было передано ЗАО "Воронежгражданстрой" на основании плана приватизации, право собственности которого зарегистрировано 17 августа 2001 г. В соответствии с договором купли-продажи от 1 августа 2008 г. дом <...> по ул. <...> перешел в собственность ООО "Ника". Стельмах И.Л. в 2013 г. обратилась в суд с иском о признании права собственности на комнату в порядке приватизации, указав на то, что между сторонами фактически сложились отношения, вытекающие из договора социального найма. Ответчик указывал, что данное жилое помещение находится в фонде коммерческого использования, поэтому Стельмах И.Л. не имеет права на приватизацию жилого помещения. Определите вид жилищного фонда, в котором находится спорное жилое помещение. Разрешите спор по существу.
ТЕСТЫ
1. Выберите правильный ответ: 1.1. Муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, находящихся в собственности: а) района, города; б) субъектов РФ; в) граждан или юридических лиц; г) РФ в целом. 1.2. Жилой фонд, находящийся в собственности двух лиц, принадлежит им на праве: а) частной собственности; б) общей собственности; в) личной собственности; г) коллективной собственности; д) указанной в подп. а) и б). 1.3. Если законом не предусмотрено образование общей совместной собственности на жилое помещение, находящейся в собственности нескольких лиц, то такая собственность на это жилое помещение является: а) смешанной; б) общей долевой; в) частной; г) личной. 1.4. Для коммерческого строительства утверждены проекты домов: а) до четырех и от пяти этажей и выше; б) только многоэтажные; в) от одного этажа до трех этажей; г) до четырех этажей. 2. Жилые помещения, входящие в жилищный фонд для временного поселения беженцев и вынужденных переселенцев, являются: а) муниципальной собственностью; б) собственностью общественных организаций; в) государственной собственностью; г) собственностью юридических лиц.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. На основе характерных признаков дайте определение понятию "жилищный фонд".
2. Классифицируйте виды жилищного фонда на основе критерия формы права собственности. 3. Дифференцируйте виды жилищного фонда в зависимости от целей его использования. 4. Назовите основные характеристики специализированного жилищного фонда. Охарактеризуйте виды жилых помещений, входящих в специализированный жилищный фонд. 5. Назовите законодательно установленные виды учета жилищного фонда. 6. Какими органами осуществляется государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда? Каковы основные полномочия данных органов? 7. Перечислите документы, которые необходимо представить для постановки на кадастровой учет, а также для снятия с такого учета здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства. 8. Назовите предусмотренные законом основания для отказа в осуществлении кадастрового учета здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства.
Глава 6. ПЕРЕВОД ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
В результате освоения данной темы студент должен: знать: - условия перевода жилого помещения в нежилое и наоборот; - порядок перевода жилого помещения в нежилое и наоборот; - перечень документов, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое и наоборот; - требования, которым должно отвечать жилое помещение; - основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания; - перечень оснований для отказа в переводе помещений; уметь: - применять нормы жилищного законодательства в вопросах осуществления перевода жилого помещения в нежилое и наоборот; - взаимодействовать с муниципальными органами государственной власти по переводу жилого помещения в нежилое и наоборот; владеть: - навыками определения наличия оснований отказа в переводе жилого помещения в нежилое и наоборот; - способами защиты нарушенных жилищных прав, связанных с вопросами перевода жилого помещения в нежилое и наоборот.
§ 1. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В НЕЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ И НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ
На сегодняшний день особую актуальность приобретают вопросы перевода жилого помещения в нежилое и наоборот, что обусловлено современным состоянием российского рынка жилья. В стране огромными темпами развивается инфраструктура городов, предприниматели, ориентированные прежде всего на рынок розничной торговли, тяготеют к центральным улицам с целью расположения на них точек сбыта продукции, своих офисов. Однако со временем возникает ситуация, когда практически невозможно найти в деловом центре свободное помещение или свободный земельный участок под строительство. В данном случае существует только одно решение: приобретение в собственность квадратных метров в уже существующем жилом здании с дальнейшим переводом их в разряд нежилых. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое - процесс обязательный, ведь объекты недвижимости должны использоваться строго по своему назначению. К тому же он еще и довольно затратный. Причем затратный не только в финансовом смысле, но и по времени. В лучшем случае идею удастся реализовать за 5 - 6 месяцев, а может, и более. Некоторые прибегают к услугам профессионалов, перекладывая за определенную сумму все хлопоты и заботы на их плечи, экономя при этом собственное время. Другие действуют самостоятельно, приобретая ценнейший опыт в этом нелегком деле. Как бы то ни было, процедура для всех едина. Е.И. Никифорова рекомендует прежде всего обратить внимание на то, что как жилые, так и нежилые помещения относятся к объектам недвижимости. И хотя ст. 130 ГК РФ прямо не указывает на это в приведенном перечне, конкретизацию правовой статус этих объектов получил в Федеральном законе "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В нем же нежилое помещение обозначается как часть здания (сооружения), тем самым ставится точка в давнем споре о соотношении данных понятий. Эта норма находит свое отражение и в сложившейся практике. В частности, Президиум ВАС РФ в информационном письме от 1 июня 2000 г. N 53 подчеркнул, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным. Причем нежилое помещение может самостоятельно использоваться для производства, хозяйственной деятельности и т.д. Ну и, конечно же, нежилое помещение не может использоваться для жилья, оно не является жилым и не отнесено к таковому. Это чердаки, подвалы, пристройки, технические помещения любого размера и т.п. <1>. -------------------------------- <1> См.: Никифорова Е.И. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое // Жилищное право. 2008. N 9. С. 31.
Понятие жилого помещения дается в ст. 15 ЖК РФ. Это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Правовое регулирование перевода жилого помещения в нежилое основывается на Жилищном кодексе РФ, градостроительном законодательстве, куда входит Градостроительный кодекс РФ, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации. Регулирование перевода жилых помещений в нежилые и наоборот также осуществляется на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу". До вступления в силу Жилищного кодекса РФ сфера перевода была существенно ограничена. Данному вопросу посвящалась единственная ст. 9 ЖК РСФСР 1983 г. "Перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые", которая допускала перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений только в исключительных случаях. При этом исключительные случаи при переводе не затрагивали индивидуальный жилищный фонд вообще. По мнению А.Н. Гуева, соблюдение требований ЖК РФ означает необходимость учитывать: а) ст. 23 ЖК РФ о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение; б) ст. 24 ЖК РФ о том, что отсутствуют основания для отказа в таком переводе <1>. -------------------------------- <1> См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ. М., 2005. С. 61; Макеев П.В. О проблемах реализации положений ЖК РФ при переводе жилого помещения в нежилое // Жилищное право. 2009. N 12. С. 68.
Без сомнения, при переводе применяются нормы ст. 36, 40, 44 - 48 ЖК РФ, регулирующие вопросы владения, пользования и распоряжения собственниками помещений в многоквартирном доме общим имуществом, уменьшения его размера, порядка принятия соответствующих решений собственниками помещений в многоквартирном доме. Статья 23 ЖК РФ устанавливает порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое при соблюдении условий, предусмотренных этой же статьей. Не допускается перевод жилых помещений в нежилые: - для размещения объектов, оказывающих вредное воздействие на человека и запрещенных п. 4.10 - 4.15 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"; - для размещения складов, камер хранения и других пожароопасных помещений, запрещенных СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения"; - если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению; - если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином для постоянного проживания; - если право собственности на данное помещение обременено правами третьих лиц; - если квартира в многоквартирном доме расположена выше первого этажа и непосредственно находящиеся под данной квартирой помещения являются жилыми; - если жилое помещение не находится в наемном доме социального использования. Согласно п. 1 ст. 23 ЖК РФ решение о переводе жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое принимается органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений). Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) представляет документы, перечень которых закреплен в п. 2 ст. 23 ЖК РФ: 1) заявление о переводе помещения. Заявление пишется по установленной форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировке жилого помещения", с указанием адреса переводимого помещения, адрес заявителя, причины перевода и цели использования помещения после перевода, предполагаемого функционального назначения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии) - договоры, по которым заявитель приобрел помещение в собственность; 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае если переводимое помещение является жилым - технический паспорт такого помещения (приложение N 8)); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуется для обеспечения использования такого помещения в качестве соответственно жилого или нежилого). Помимо этих пяти документов орган местного самоуправления, осуществляющий перевод помещений, никаких документов требовать не может. Только в случае, если перевод жилого помещения в нежилое требует создания отдельного входа, необходимо согласие собственников жилых помещений многоквартирного дома, так как фасад здания находится в общей собственности. Но на практике все складывается совершенно иначе. Должностные лица настаивают на получении от заявителя еще целого ряда "необходимых" документов, будь то согласие на перевод от собственников квартир, примыкающих к переводимому помещению, или согласие всех собственников, проживающих в доме. Понятно, что это порой существенно затягивает процедуру сбора документов или, того хуже, делает перевод вообще невозможным. Разберемся в данной правовой ситуации. Как уже было сказано, перевод жилого помещения в нежилое и наоборот допускается с учетом соблюдения требований ЖК РФ и законодательства о градостроительной деятельности. Вместе с тем это не лишает органы МСУ возможности принимать нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения. Но они должны соответствовать Жилищному кодексу РФ, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам, чего нет в данной ситуации. Исходя из положения ч. 8 ст. 5 ЖК РФ, "в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям Жилищного кодекса РФ применяются положения ЖК РФ". Следовательно, как отмечает Е.И. Никифорова, собственник помещения должен исходить только из того перечня, который установлен в ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, а отстаивать свои интересы в связи с этим может и в судебном порядке <1>. После принятия перечисленных документов соответствующий орган местного самоуправления выдает собственнику, обратившемуся с заявлением о переводе, расписку в получении документов. -------------------------------- <1> См.: Никифорова Е.И. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое. С. 33.
В соответствии с п. 4 ст. 23 ЖК РФ орган местного самоуправления рассматривает заявление и представленные документы и не позднее чем через сорок пять дней со дня их представления заявителем принимает решение о переводе или об отказе в переводе. Пункт 5 ст. 23 ЖК РФ установил порядок действий органа местного самоуправления в случае принятия положительного решения о переводе жилого помещения в нежилое либо нежилого помещения в жилое. Орган, принявший такое решение, обязан: - не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия положительного решения о переводе выдать либо направить по почте заявителю документ, подтверждающий принятие решения о переводе (форма документа утверждается Правительством Российской Федерации). В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение; - одновременно с выдачей (направлением) соответствующего документа заявителю проинформировать собственников прилегающих помещений о принятии положительного решения о переводе. Если перевод жилого помещения в нежилое либо нежилого помещения в жилое требует перепланировки помещения или проведения иных работ, необходимых для использования помещения в новом качестве, то орган, принявший решение о переводе, в документе, направляемом заявителю, помещает требование о таких мероприятиях. Предусмотренный ч. 5 ст. 23 ЖК РФ документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведения его переустройства и (или) перепланировки и (или) иных работ. В случае если перевод помещения не требует проведения его перепланировки или иных сопутствующих работ, необходимых для использования помещения в новом качестве, то документом, подтверждающим перевод помещения, является документ, выданный (направленный) органом местного самоуправления заявителю после принятия решения о разрешении перевода. Этот документ, во-первых, завершает процедуру перевода помещения, во-вторых, является единственным основанием для использования этого помещения в новом качестве его собственником. Иной порядок подтверждения перевода помещений предусмотрен законодателем для тех случаев, когда использование помещения в новом качестве в силу его технологических и иных характеристик требует проведения перепланировки или других работ. В этом случае документ, выданный после принятия решения о переводе, во-первых, содержит в себе требование о проведении соответствующих работ, во-вторых, является основанием для их проведения. Перепланировка помещения проводится согласно проекту переустройства или перепланировки помещения, который первоначально был представлен заявителем в орган местного самоуправления в комплекте с заявлением о переводе помещения. Другие необходимые для использования помещения в новом качестве работы могут проводиться на основании и в соответствии с требованием, содержащимся в документе, выданном после принятия решения о переводе. По окончании перепланировки или иных работ орган местного самоуправления, принявший решение о переводе, формирует приемочную комиссию, которая фиксирует в специальном акте факт окончания перепланировки и иных работ. Этот акт направляется органом местного самоуправления в орган (организацию) по учету недвижимого имущества. Именно акт, составленный приемочной комиссией по окончании перепланировки или иных работ, является основанием для использования переведенного помещения в новом качестве. Согласно п. 10 ст. 23 ЖК РФ к использованию переведенных помещений по-прежнему предъявляются требования относительно пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством Российской Федерации требования, в том числе требования, касающиеся использования нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах. Можно смело констатировать, что ЖК РФ, по сравнению с ранее действовавшим ЖК РСФСР, существенным образом расширил и качественно повысил уровень нормативно-правового регулирования вопросов перевода помещений из одной категории в другую. В то же время в главе 3 ЖК РФ, посвященной вопросу перевода жилого помещения в нежилое, не содержится такого существенного (первостепенного) основания перевода, как признание в установленном порядке жилого помещения непригодным для проживания и решения судьбы проживающих там граждан. Данное упущение было восполнено в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. В соответствии с данным Постановлением признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям <1>. -------------------------------- <1> Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 // Собрание законодательства РФ. 2006. N 6. Ст. 702.
Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого федерального органа исполнительной власти. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного федерального органа исполнительной власти. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. В состав комиссии включаются представители этого органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса. Что касается требований, которым должно отвечать жилое помещение, то данное постановление к ним относит следующее: - жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории; - несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования. Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом; - жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения; - жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных; - инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности. Устройство вентиляционной системы жилых помещений должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов (вспомогательных помещений) с жилыми комнатами. Кратность воздухообмена во всех вентилируемых жилых помещениях должна соответствовать нормам, установленным в действующих нормативных правовых актах; - инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами; - наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома; - жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств; - доступ к жилому помещению, расположенному в многоквартирном доме выше пятого этажа, за исключением мансардного этажа, должен осуществляться при помощи лифта. Основанием для признания жилого помещения непригодным для про
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|