Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 глава. Как лошадь учится?. Учится или обучается?




3 глава. Как лошадь учится?

Учится или обучается?

Природа наделила лошадь необычайно острой памятью, и если бы не это, кто знает, смогла бы она стать домашней, приспособиться к такому сложному и переменчивому фактору внешней среды, как человек? Эволюция семейства лошадиных изучена лучше, чем происхождение любого другого живого существа на земле, даже человека. Мы можем увидеть расцвет лошадиного семейства, когда его представители населяли Америку, Евразию и Африку - и быстрый крах этой «империи» с появлением на земле парнокопытных. Специализация стопы для быстрого бега по твердой почве у лошадей привела к идеальной для этой цели формы – одного крупного и крепкого копыта. Эта специализация дала лошади временный выигрыш, но как только условия снова стали изменяться, то оказалось, что из копыта Природа уже ничего не может сделать нового, а вид, следовательно, не в состоянии приспособиться к новым условиям среды. Двойное копыто парнокопытных дает своим обладателям большую свободу для преобразований – подвижные широкие копыта лося идеальны для бега по болотистой почве, плотно сомкнутые копытца горных коз ничем не уступают по прочности копытам лошади, но позволяют удерживаться на головокружительных склонах и уступах.

Сегодня в природе осталось мало видов семейства лошадиных – они уступили место огромному разнообразию парнокопытных. И лишь численность одного вида – домашней лошади – не только не уменьшается, она постоянно растет. Главным фактором их отбора было умение служить человеку, и это как раз то, в чем они с легкостью преуспели. Теперь их эволюция направлена не на создание однопалой стопы или особых зубов, годных для перетирания травы, а на развитие памяти и способность жить рядом с человеком. Лошадь учится самостоятельно и легко поддается обучению. Нужно учитывать, что легкость в обучении – это условие выживания лошади, и не зная этого, вам будет сложно понять лошадей вообще. Знать, как происходит обучение лошади, также полезно и для подбора метода в тренинге, и для того, чтобы понять, что с конкретной лошадью происходило в прошлом.

Все великие мастера сходятся в одном…

К какому бы течению не принадлежал Мастер, чтобы ни говорил он о превосходстве своего метода, вы всегда услышите от него, что «при обучении очень важна точность - поощрение (или наказание) должны наступать в момент действия животного». Точность – это действительно ключ к работе с любым животным или человеком. Вы заходите к лошади в денник, и она, по команде «Прими! » отходит к правой стенке. К примеру, вы хотите поощрить ее и начинаете расстегивать карман, доставать пакет с морковью, привлекать внимание лошади и угощать ее. За это время ваша ученица успела переступить с ноги на ногу, три раза взмахнуть хвостом, скрипнуть зубами соседке, ощупать губами рукав вашей куртки. Так за что именно вы теперь ее поощряете?

Получается, что точность необходима для взаимопонимания. Животные знают это не хуже нас. Карен Прайор, создательница кликер-тренинга, описывает шимпанзе, который во время занятия не съедал поощрение, а собирал его. Когда, по окончании занятия, дрессировщица открыла дверь в прогулочную вольеру, то обезьяна схватила стебель сельдерея из накопленного поощрения и с гордым видом протянула его человеку. Лошадь вряд ли угостит вас морковкой, но она тоже даст вам понять, что ей приятно, а что – нет, вполне успешно обучая вас как себя с ней вести.

Второй ключ к работе с животным (или человеком) – это постоянное чувство контроля над происходящим у ученика. Мастер может ничего не знать об этом, и работать над этим интуитивно. В любом случае без этого чувства успех в его работе невозможен. Если задача кажется лошади неразрешимой и она не может отказаться ее решать, она не контролирует ситуацию и проявляет признаки стресса. Она может стать невнимательной, или уйти в себя, или, наоборот, стать агрессивной. Хороший тренер постоянно следит за лошадью и, если замечает, что она стала менее отзывчивой, то может поощрить ее ни за что, просто чтобы ободрить. Тогда животное снова начинает искать решение задачи. Но лучше всего в подобной ситуации дать ей задание попроще, а когда она справится с ним, то либо снова предложить ей прежнюю задачу, либо дать ей отдохнуть и подумать.

Иногда кажется, что животное вот-вот сделает нужное движение, но лошадь внезапно срывается и впадает в ярость. Это называется агрессией преднаучения. В напряженном состоянии мозг только ходит вокруг решения и никак не может завершить решение задачи. Ему требуется разрядка, небольшое расслабление и тогда моментально вся задача раскрывается в сознании со всеми подробностями. Похожие истории сопровождали многие научные открытия, подобное переживает и лошадь, когда вы ее учите, например, сложному элементу в выездке.

Она еще не знает, что вы хотите, но задача постоянно стоит перед ней. Она не понимает за что ее поощряют, и, что может лишь ухудшить положение – за что ее наказывают. Лошадь напряжена до предела – она не чувствует контроля над ситуацией, у нее нет возможности отказаться от решения задачи, и она не может сделать что-то, чтобы получить поощрение и избежать наказания. В пиковый момент она срывается и становится по-настоящему опасной.

Мастер может выбрать и другой путь. После нескольких неудачных попыток лошади выполнить требование, он поощряет лошадь и прекращает тренировку. Это может показаться нелогичным, но только с первого взгляда. Не имеет смысла поощрять ошибки, так как иначе лошадь не сможет понять, что правильно, а что нет. Но если лошадь не делает ничего кроме ошибок, надо поощрить ее просто за тренировку. Да, у нее не получается – вряд ли она сама этому рада. Если продолжать тренировку – она в конце концов сорвется. Если не поощрить, то на следующий день она не захочет вообще чему-либо учиться. Некоторые тренеры любят продолжать тренировки до «победного конца», но гораздо раньше победы наступает конец терпению лошади и еще раньше – терпению человека. Тогда дальнейшее занятие проходит на негативных эмоциях и оба остаются недовольными друг другом. На самом деле ей, чтобы что-то понять, нужно расслабиться, и тогда на следующий день велика вероятность, что она решит поставленную задачу с первой попытки.

Обучение придумали не люди…

Звуки, цвета, события – это стимулы. Если стимул для нас не важен, не несет информации, не приносит радости или боли, то мы привыкаем к нему и перестаем замечать. Прислушайтесь! Вы слышите тиканье настенных часов? А всего минуту назад этого звука не существовало, так как он ничего не значил для вас. Если стимул важен, мы наоборот становимся к нему внимательнее. Когда вы голодны, вы не можете пройти мимо киоска с пирожками не заметив его. Мы многое в мире можем назвать стимулом, но не на все из них мы реагируем, потому что между стимулом и реакцией есть фильтр, пропускающий только то, что важно для нашего организма, то есть то, что будет способствовать его выживанию.

Так как мы не охотимся на насекомых, как летучие мыши, мы невосприимчивы к ультразвукам – этот стимул отброшен изначально, ограниченными возможностями нашего уха. Если добавить крупинку соли в стакан воды, мы не почувствуем соленого – для нашего организма соль в такой концентрации безразлична. Если мы добавим несколько крупинок, вода покажется нам сладкой. Еще больше – соленой. Мы чувствуем вкус соли, потому что она важна для нас. Если соли будет слишком много, она вызовет рвотный рефлекс – слишком много соли вредно организму. Различное восприятие вкуса и запаха – это тоже фильтрация стимулов на безразличные, важные и вредные.

Мы не способны запомнить все стимулы даже важного существа, мы запоминаем лишь части его образа. Так как для нашего поведения важна мимика, то мы запоминаем черты лица точнее остальных черт. У лошадей мимика бедна и не является важным стимулом, поэтому нас они различают по форме и цвету одежды, а не по величине глаз, носа или губ. Увидев человека в белой кепке, такой же как у ее хозяина, и еще не успев почувствовать запах, лошадь может ошибиться – кепка стала для нее сигнальным раздражителем. Здесь фильтр – мозг и он выбирает те стимулы, которые более естественны для вида животного. Вам может показаться, что разговор проходящих людей громче, чем тихое ржание кобылы, подзывающей своего жеребенка. Но на деле может быть и так, что ваш мозг сделал для вас громче звуки представителей вашего вида.

Почти все поведение можно представить в виде схемы Стимул—Реакция. Реакция может быть инстинктивной или выученной. Животное не обязательно сидит и ждет пока появится стимул, оно может активно искать стимул. Поиск стимула называют мотивацией. Русский синоним термина «мотивация» - «побуждение». Голодное животное стремится утолить голод. Оно будет искать стимул – например кормушку с едой, стог сена, траву под слоем снега. Еда - это безусловный стимул. Когда вы голодны, то ищете глазами не обязательно саму пищу, но и символы пищи – вывеску кафе или продуктового магазина. Для лошади символом пищи будут время кормления, конюх с тачкой, жующие соседи по конюшне, запахи, звуки, с которыми в большом баке мешают запаренное зерно. Эти символы – условные стимулы, они не являются пищей, но они ее обозначают.

Мотивации могут конкурировать друг с другом. Что привлекательнее: морковь или сахар? Что сильнее голод или жажда? Логично было бы предположить, что лошадь выбирает то действие, которое ей важнее, но это не всегда так. В некоторых случаях животные склонны действовать по привычке, в других они предпочитают всегда следовать какому-то необъяснимому для человека правилу – например, что бы ни было всегда подходить к правой кормушке, а не левой, даже если правая несколько раз оказывается пустой. В науке еще очень мало известно о процессе принятия решений вообще, и особенно о принятии решений лошадьми. Бывает, что конкурируют две противоположных мотивации – лошадь хочет приблизиться и убежать одновременно. Это можно наблюдать у двух, примерно равных по силе жеребцов. Чем ближе они к своим кобылам, тем сильнее хотят прогнать соперника. Чем дальше они от кобыл и ближе к сопернику, тем сильнее им хочется избежать драки. Примерно посередине расстояния от своих табунов они останавливаются – желания избежать столкновения и прогнать чужака уравновешены. Когда сталкиваются две противоположные и равные по силе мотивации часто проявляется неожиданное третье, то, что в науке называется смещенными реакциями. В случае наших соперников, жеребцы останавливаются и начинают резкими движениями рвать траву. Голодны ли они? Нет, это лишь смещенная реакция. Такое поведение может показаться странным, но Природе оно выгодно – без драки, ушибов и ран жеребцы выявили границу между табунами, будут ее придерживаться и мириться с присутствием чужаков.

Жеребцы дерутся, стремясь удержать свой ранг, оставить больше потомства и помешать это сделать соперникам. Природе выгодно, чтобы сила и ловкость проверялись в сражениях, а слабые особи не оставляли потомства. Но еще выгоднее, если конфликты будут решаться лишь угрозами – демонстрациями. Если издалека будет видно, кто сильнее, то слабый жеребец останется жить в табуне и им табун «откупится» от хищников, защитив жеребят – чем больше группа, тем больше вероятность, что съедят другого, не тебя и не твоего потомка. Это – стратегия, вернее, лишь одна из стратегий выживания вида. Любая стратегия вида в целом, или отдельной особи всегда учитывает выгоду и затраты. Расчет Природы идеален: как бухгалтер составляет отчет, учитывая каждую копеечку, так Природа ведет счет каждому затраченному усилию, каждой крупицы выгоды – в количестве еды, воды, потомков, численности вида, распространению класса животных по земному шару.

Занимаясь лошадьми, вы удовлетворяете какую-то потребность (получаете выгоду) и тратите энергию (зарабатываете деньги на оплату занятий, ухаживаете за лошадью, плюхаетесь в седле или уже выступаете на чемпионате, думаете как научить своего любимца новому элементу и так далее). Если выгода будет меньше затрат энергии или мотивация окажется невелика, вы скоро почувствуете, что теряете интерес к занятиям, разочаровываетесь. Многие люди в увлечении лошадьми довольствуются коллекционированием марок с их изображением – это идеальное для них соотношение выгоды и затрат энергии. Также рассуждают и лошади. Если занятие с вами кажется им опасным, они предпочтут избавиться от вас (травма или смерть – огромная трата, приравненная Природой ко всем тем потомкам, которых могла бы оставить данная лошадь после себя). Вырвавшись из ваших рук и покрыв кобылу, жеребец получает больше выгоды (в виде жеребенка), чем несколько кубиков моркови, поэтому вы никогда не сможете добиться от лошади многого, если не учтены ее потребности в частом питании, движении и общении с сородичами. Общение с сородичами – это не обязательно рождение детенышей – в Природе многие жеребцы не оставляют потомства; в данном случае общение – это чувство принадлежности к своему виду, возможность принять участие в конкуренции, все то, что заложено Природой гораздо глубже, чем «сотрудничество» с двуногими. Но даже и в этом случае, чтобы довольная своей жизнью лошадь работала с вами, затраты ее энергии должны быть меньше, чем реальная, быстро ощутимая выгода в виде поощрения, достатка движения и хорошего отношения к ней (животные прекрасно чувствуют его, а их нутро подсчитывает сколько преимуществ такое отношение дает! ).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...