Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наказание – вечный вопрос. Опасности наказания




Наказание – вечный вопрос

«Сегодня мы поговорим о наказании», - не успела я произнести тему семинара, как слушатели встрепенулись, и на меня полился поток мнений на эту тему. «Хлыстом, точно в момент сопротивления», «нет, шпора гораздо эффективнее», «если свечит, надо повалить, только самому успеть отскочить», «да вы что, маньяки? Лошадь можно научить слушаться только за поощрение», «ну, это так, для неопытных». Сколько лет прошло с тех пор, как я прочитала свою первую лекцию о наказании в работе с лошадью, но каждый раз я продолжаю убеждаться – нет людей, равнодушных к этому вопросу.

Тема наказания волновала ученых и практиков во все времена и во всех странах, но каждый человек заново решает этот вопрос для себя: наказывать или нет? А если наказывать, то как и когда? Чтобы ответить на эти вопросы объективно, нужно ответить на несколько вопросов. Почему мы используем наказание? Чем наказание вредно? В каких случаях оно действенно? Можно ли обойтись без наказания вообще? Итак, по порядку.

Объяснить (не оправдать) популярность наказания не сложно. Оно заложено в человеческой природе – мы, как и все животные, агрессивны, и то, что сопротивляется нам, вызывает в нас раздражение. Наказание в раздражении происходит чаще всего. Вторая причина кроется в нашем детстве. Наша культура пока, к сожалению, склоняет нас быть более жесткими – это касается и детей, и животных. В Швеции, где под угрозой уголовной ответственности запрещены телесные наказания и моральное унижение детей, и к животным относятся мягче. Стали ли шведские дети и звери от этого более распущенными и грубыми? Нет, не стали. У многих людей, которых в детстве пороли, это утверждение может вызвать протест – «как же так? ». Дело в том, что люди вообще склонны подражать друг другу (это свойство человека как вида, ни лошадь, ни собака не подражают друг другу в такой степени). «Поротые» в детстве с легкостью начинают пороть собственных детей, сознательно или подсознательно подражая своим родителям. Не меньшее влияние оказывает окружение. И в этом случае пример одинаково касается отношения и к животным, и к детям. Подросток, приходя на конюшню, впитывает поведение более опытных конников и в большинстве случаев подражает им и даже может бояться отступить от выученной схемы. Молодая мама, наблюдая как другие раздают подзатыльники своим детям, может перенять эту манеру поведения — достаточно показать КАК действовать мягче, чтобы и мама, и подростки переняли новый метод и почувствовали, что достигают им не меньшего успеха.

Другая обычная сложность для человека – это привлечь внимание лошади. Мы пытаемся заинтересовать ее, но у нас не получается – тогда мы начинаем усиливать требования (как учитель, повышая голос) и наконец наказываем за невнимательность (учитель в школе обычно поступает также). И последнее в этом списке: часто мы раздражаемся не из-за того, что «тупое животное» ничего не понимает, а из-за того, что «упрямое животное» (как нам кажется) нарочно над нами издевается – не уважает наш авторитет. В таком случае мы, наказывая, проявляем самую настоящую агрессию борьбы за лидерство – столь же неоправданную, сколь и бесполезную.

Опасности наказания

1. Наказание наступает после того, как действие совершено. Бывает, что лошадь понимает свою ошибку и намерена ее не повторять, но как она может сказать об этом всаднику? Она ничего не может изменить – и получает наказание.

2. Чтобы наказать лошадь хлыстом, нам нужно взять хлыст поднять руку, взмахнуть ею и ударить – все это связывается в памяти лошади с болью. В следующий раз она не будет дожидаться боли и шарахнется, когда вы поднимете руку, чтобы поправить завернувшийся ремень уздечки.

3. Многие лошади не хотят сдаваться «без боя». Это - самое опасное для людей и, пожалуй, одно из самых безопасных для психики лошади, последствий наказания заключается в том, что в ответ на боль лошадь может попытаться лягнуть, как говорят конники «отбить». Вы ее, она - вас. Что дальше? Наказывать снова, теперь за то, что она отбила? Или оставить ее в покое, поощряя этим, чтобы она запомнила – если она лягается, то ее оставляют в покое? И то, и другое приносит вред, и лошадей, отбивающих на наказание, рано или поздно приходится переставать наказывать и искать к ним особый подход. Некоторые лошади отбивают от страха, некоторые – от неожиданности. Но многие защищают таким образом два своих права, которые им дала природа, а не люди – они считают, что мы не должны вмешиваться в их драки и посягать на их статус вожака. Когда мы наказываем жеребца, бьем его по передней части тела, мы, на лошадином языке, вызываем его на бой. Он и без боя знает, что он сильнее и, вполне естественно, возмущен нашим нахальством. Вообще говоря, сотни доброжелательных жеребцов считают себя вожаками в общении с людьми, и у их тренеров не возникает с этим проблем. Их тренеры избегают явных конфликтов из-за статуса, а во всем остальном жеребцы вполне готовы к сотрудничеству. Но, мы уже говорили, что многие люди сами стремятся к конфликту и готовы идти на риск ради самоутверждения, они хотят стать доминантами, потому что доминантны по своей природе. Люди часто что-то делают инстинктивно и в этом случае, как и в других, склонны объяснять свои инстинктивные поступки длинными цепочками рассуждений. Чаще всего они говорят, что лошадь обязана слушаться, что по-настоящему послушная лошадь должна реагировать на первую же команду, точно, как часы. Или как машина? Так тоже говорят. Но лошадь не машина и слушаться идеально никогда не будет. В определенных условиях она будет слушаться лучше, и не более того.

3. Наказание постоянно приходится усиливать, но наступает такой момент, когда, чтобы усилить наказание, лошадь остается только умертвить. К счастью, большинство людей на этом останавливаются и все накопившиеся проблемы решают более мягкими методами. К примеру, лошадь не хочет стоять на развязках в проходе конюшни и постоянно топчется то вбок, то пытается осадить. Окрик хозяйки ее останавливает – наказание подействовало. Проходит всего пять минут и окрика становится недостаточно. Хозяйка хлопает лошадь ладонью или поддергивает повод – лошадь останавливается, а через некоторое время начинает топтаться снова. Тогда хозяйка, разозлившись, с громким криком «дает хлыста», но и это действует очень короткое время. Вместо того, чтобы понять – наказание не действует, надо искать другой путь – люди обычно усиливают наказание еще и еще.

Кажется странным - почему умная лошадь не может перестать что-то делать, уже не раз получив за это взбучку? Один из основателей американской школы зоопсихологии, Е. Торндайк, сформулировал в 1913 году «закон эффекта», гласивший, что «вероятность повторения реакции, за которой следует подкрепление, возрастает, а вероятность повторения реакции, за которой следует неприятное последствие снижается». Это - научная формулировка «метода кнута и пряника», который использовался много тысяч лет до Торндайка и господствовал в американской психологии еще полстолетия после. Закон хорошо понятен, но… не верен! Уже через 20 лет, в 1932 году Торндайк приходит к выводу, и его поддерживают еще несколько зоопсихологов, в том числе Ф. Скиннер, что вторая часть его закона ошибочна. Общее их мнение сводится к тому, что наказание не ослабляет мотивации животного, а только временно подавляет наказуемое поведение. Простыми словами желание лошади сделать то, что мы ей запрещаем, не проходит от наказания. Наказание заставляет ее только искать другой путь для того же самого – а нам приходится усиливать, всегда бесполезно, наказание.

4. Из сказанного выше, мы можем сделать еще два вывода: применяя наказание, мы игнорируем проблему, которая вызвала непослушание. Причиной может быть нездоровье, непонимание, борьба за лидерство.

5. Наказание подавляет действие лошади, а не желание лошади действовать – таким образом если у нас нет возможности наказывать каждый раз, то поведение будет проявляться с новой силой. Представьте, что всегда, когда вы едете на автобусе без билета вас бы штрафовали – стали бы вы так делать? Но когда точно не знаешь – войдет ли контролер, заметит ли он «зайца», отпустит так или потащит в милицию – то просыпается азарт, как и у лошади. Когда она начинает «козлить», то за десять ее «спинок» всадник наказывает 6-7 раз, остальные он пропускает из-за того, что нечем, некогда или, уже упав, не может ударить. Был ли смысл наказывать 6-7 раз, если теперь азарт заставляет лошадь вырабатывать все более эффективные «спинки»?

6. Моментальность наказания важнее, чем моментальность поощрения. Чтобы в мозгу животного образовалась связь между поведением и поощрением, интервал между ними должен быть не более 2-3 минут, а чтобы образовалась связь между поведением и наказанием – 0, 5-1 минута, в течение которых животное не производило бы никаких действий, а человек и окружающая среда не подавали никаких новых стимулов. Насколько это реально – судите сами.

7. Использование наказания в процессе дрессировки замедляет реакции животного в целом. К примеру, между посылом на препятствие и прыжком всегда есть небольшой интервал. Лошадь может отталкиваться и прыгать, а может всегда чуть приостанавливаться перед препятствием и иногда закидываться, отказываться прыгать. Такие остановки и закидки нередко связаны с тем, что всадник использует наказание. Его лошадь не знает будет ли она вознаграждена или наказана, и ей требуется больше времени, чтобы принять решение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...