Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работать над чем-то одним. Подходящее время для урока. Карен Прайор и ее книги




Работать над чем-то одним

За время урока можно успеть повторить старые, хорошо выученные, навыки, и научить лошадь нескольким новым, если это делать последовательно. Одновременно над двумя навыками работать невозможно. Это утверждение обычно не вызывает сомнений, однако работа над двумя навыками в одно и то же время остается очень распространенной ошибкой в тренинге. Если у вас возникли какие-то сложности при обучении, в первую очередь подумайте, не в этом ли причина проблемы? Многие конкуристы, например, требуют, чтобы лошадь чисто брала высокие препятствия и по их желанию прибавляла или сокращала махи галопа между препятствиями. Во время тренировок имеет смысл сперва работать над высотой прыжка, а потом над количеством махов между низкими препятствиями – кавалетти или даже просто жердями, разложенными на земле. Когда оба навыка будут хорошо усвоены лошадью, можно постепенно соединить их. Всю эту работу можно проделать за одно занятие, но последовательно. Если же вы потребуете от лошади все сразу, она будет в течение множества занятий то сбивать жерди, то натыкаться на препятствия, не сумев уложиться в требуемое число махов. То же можно сказать и о соединении разных элементов в выездке, и о любой другой работе с лошадью.

Подходящее время для урока

Знать и делать – разные вещи. Самостоятельная лошадь может хорошо запомнить трюк или элемент, но при этом не выполнять его тогда, когда вы этого требуете. Причина обычно очевидна: ее внимание занято чем-то другим. Конечно, обучая лошадь, вы ставите себе целью ее стабильное послушание, но позаботиться о нем должны именно вы, а не лошадь. Если внимание животного сфокусировано на чем-то еще, то ваши команды становятся для лошади «шумом», к которому она скоро привыкает и не реагирует. Всегда старайтесь давать команды в такой момент, когда лошадь способна услышать вас и послушаться. Привыкнув слушаться в простых условиях, она отреагирует на вашу команду и в сложных.

Тот же принцип работает и при выборе времени для урока. Сразу после еды или прогулки, непосредственно перед едой или застоявшись в деннике, лошадь не способна учиться. Испытывая недостаток в общении, она будет стремиться вырваться и приблизиться к сородичу, а не к вам. Однако довольная своей жизнью лошадь в подходящее для урока время оставит табун и последует за вами, увлеченная общением и обучением новому.

Карен Прайор и ее книги

Научный язык требует большей четкости и объективности, чем литературный, но читать и слушать его – мучение, особенно для непрофессионала. Это одна из основных причин «запаздывающего» проникновения науки в практику. Когда речь идет о такой близкой к практике области исследований, как теория научения, становится особенно обидно. И, хотя Карен Прайор – известный ученый, ее основная заслуга, на мой взгляд, в способности передать сухие факты живым и увлекательным языком, понятным каждому человеку.

В 1960 году муж Карен Прайор, специалист по морской биологии, тогда еще аспирант гавайского университета, решил построить океанариум для представлений с дельфинами и для научной работы. Сама Карен, мать троих детей, биолог по образованию, опубликовала в 1963 году книгу по грудному вскармливанию. Постройка океанариума ее интересовала, но и только. До открытия оставалось три месяца, когда выяснилось, что «дрессируемые дельфины выдрессировали своих дрессировщиков давать им рыбу даром»! Проблема была все та же – в барьере терминов. Как биолог, Карен Прайор легко разобралась в инструкциях консультанта-психолога (проблемами научения животных в США занимались психологи) и поразилась изящности и увлекательности системы «оперантного научения». Так получилось, что с 1963 по 1971 год Карен Прайор занималась в основном дрессировкой дельфинов.

В 1972 году она покинула океанариум и не собиралась больше возвращаться к дрессировке. В 1975 году она закончила работу над книгой «Несущие ветер», а затем и «Не рычите на собаку! », в которых изложила суть метода простым и понятным языком. Написанные с большим чувством юмора, книги принесли ей широкую известность, и ее стали приглашать с лекциями по дрессировке. В 1992 году она вернулась в дрессировку и занялась обучением собак. Названные книги были переведены на русский язык в 1995 году, и наши читатели знают об описанном в них способе обучения как об «оперантном научении» или «обучении с положительным подкреплением». Вы вероятно знаете, что в качестве условного подкрепления (похвалы, за которой следует поощрение), дрессировщики дельфинов используют свисток. Собакам, как и лошадям, многие команды принято давать голосом и занимать рот свистком при их дрессировке неудобно. Для собак, в качестве условного положительного подкрепления, были разработаны небольшие, очень простые устройства, издающие громкий щелчок, по-английски «клик» (“click”). Благодаря этому устройству метод Карен Прайор стал называться «кликер-дрессировка» (“clicker-training”). В 1999 году вышло первое издание книги «Clicker training for dogs», которая была переведена на русский язык в 2005 году. Сегодня Карен Прайор автор семи книг, успешный предприниматель, основатель компании Sunshine Books, Inc. (издание книг по поведению), а также сайта и Интернет-магазина, создатель Фонда Прайор, бабушка семи внуков и владелец двух собак и кошки.

В конном мире, пожалуй самым авторитетным специалистом по «кликер-дрессировке» лошадей является Александра Курланд, автор обучающих книг и видео. К сожалению, ее книги пока не переведены на русский язык, однако тем читателям, которые заинтересуются методом и не имеют проблем с английским языком, я особенно рекомендую почитать ее книгу “The Click That Teaches: A Step-By-Step Guide In Pictures”.

Метод «кликер-дрессировка» основан на научных исследованиях, поэтому он универсален. Большинство людей использует его интуитивно – если вы, говоря лошади «Браво! », даете ей лакомство, вы уже работаете этим методом. Как вы увидите суть метода очень проста и он может применяться в совмещении со многими другими методами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...