История становления педагогической психологии
Само понятие «педагогическая психология» вошло в науку с появлением книги П.Ф. Каптерева «Педагогическая психология» (1876 г.) Весь путь становления педагогической психологии представлен большими периодами: 1 этап – середина XVII века до конца XIX века – он может быть назван общедидактическим «с явной необходимостью психологизировать педагогику». Этот период представлен именами педагогов Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Ж.Ж. Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервега, И.Гербарта, П.Ф. Каптерева. Проблемы, которые они решали, таковы: связь развития, обучения и воспитания, творческая активность учителя, способности ученика и как их развивать, роль учителя как организатора обучения и воспитания – первые попытки научного осмысления процесса обучения. Существующий вклад в развитие педагогической психологии вносит зарождающаяся в начале XX века социальная педагогика С.Т. Шацкого, в которой была разработана концепция гуманизации и демократизации в ходе социализации человека. Таким образом, первый этап развития педагогической психологии характеризуется, с одной стороны, эволюционными идеями, ассоциативностью, сенсуализмом, а с другой стороны, – умозрительностью, анализом педагогической деятельности на основе наблюдения, но не более того. 2 этап – от конца XIX века до начала 50-х годов XX века. В этот период педагогическая психология сформировалась в самостоятельную отрасль благодаря экспериментальным данным, добытым педагогами и психологами, именно в этот период наиболее активно используется тестовая психодиагностика, лабораторные исследования, программы комплексного изучения ребенка и первые попытки теоретического осмысления процессов обучения.
3 этап – 50-60 – 90-е гг. XX века. Это период основательных теоретических разработок основ педагогической психологии как науки. 1954 год – Б.Ф.Скиннер – идея программированного обучения. 60-е гг. – Л.Н. Ланда – конкретизировал идею Скиннера в своей теории алгоритмизации обучения. 70-80-ее гг. – В.Оконь и М.М. Махмутов построили целостную систему проблемного обучения (в их системе сочетались идеи Дж. Дьюи о том, что обучение должно идти через решение проблем и идеи К. Дункера, С.Л. Рубинштейна, А.М. Матюшкина, В.В. Заботина о проблемном характере мышления, фазности мышления и развитии мышления в проблемной ситуации). 1957-8 гг. – первые публикации П.Я.Гальперина, в 70-е гг. – Н.Ф. Талызиной, в итоге, к концу 70-х гг. XX века была создана теория поэтапного (= планомерного) формирования умственных действий. В 70-е гг. возникает теория развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, на основе общей теории учебной деятельности (А.К.Маркова, И.И.Ильясов). 40-50-е гг. С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» дал развернутые характеристики учения как усвоение знаний, а оно с разных позиций было рассмотрено Л.Б.Ительсоном и Е.Н. Кабановой – Мелллер. В 60-70-е гг. возникло принципиально новое направление в педагогической психологии суггестопедия - или суггестология Г.Лозанова, в которой основа –управление педагогом восприятием с использованием эффекта гипермнезии и суггестии (внедрение), причем, эти процессы обучаемым не осознаются. На основе его метода Г.А. Китайгородская создала метод активизации резервных возможностей личности, а А.В. Петровский в процессе такого обучения считает возможным групповое сплочение и развитие групповой динамики. Таким образом, на 3-ем этапе развития педагогической психологии стали возможными следующие направления обучения: 1) учитывающие активизацию форм обучения; 2) учитывающие педагогическое сотрудничество;
3) учитывающие общение; 4) развитие обучающего как цели обучения. На этом этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся. Принципы, задачи и структура педагогической психологии Педагогическая психология - это междисциплинарная самостоятельная отрасль знаний, основывающаяся на общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогике. Она имеет собственную историю становления, позволяющую понять сущность и специфику предмета педагогической психологии. Объектом науки считается то, что существует как данность, вне самого изучения и может быть изучено разными науками (например, человек, общество, цивилизация и так далее). Кроме объекта, каждая наука имеет свой предмет, то есть то, что она изучает в своем объекте. У возрастной психологии и педагогической психологии общий объект – человек, но предметы разные. Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе и изменения в интеллектуальном и личном развитии человека, происходящие в учебной деятельности. Проще было бы сказать, что педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания, а предмет ее исследований – познавательная и интеллектуальная деятельность, развивающая учащегося. Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей личности обучаемого, а более частными задачами являются: 1) раскрытие механизмов обучающих и воспитывающих воздействий на развитие ребенка; 2) определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого, а также формами и методами воздействия на него; 3) выявление особенностей организации и управления учебной деятельности, выявление особенностей влияния их на познавательную активность учеников; 4) изучение психологии деятельности педагога; 5) выявление законов развивающего обучения; 6) определение условий, критериев усвоения знаний;
7) определение психологических основ диагностики уровня усвоения материала; 8) разработка основ совершенствования образовательного процесса. Традиционно педагогическая психология делится на 3 раздела: 1) психология обучения; 2) психология воспитания; 3) психология деятельности учителя. Основными ветвями педагогической психологии являются именно эти три раздела. В русле последних исследований (И.А.Зимняя) структурировать педагогическую психологию можно так: 1) психология образовательной деятельности как единства учебной и педагогической; 2) психология учебной деятельности и ее субъекта (ученика); 3) психология педагогической деятельности и ее субъекта (учителя); 4) психология учебно-педагогического сотрудничества и общения. Такая структура расширяет область педагогической психологии, ведь в последние годы все чаще педагогическая психология дифференцируется на психологию высшей школы и психологию школьного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|