Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика усвоения как центрального звена учебной деятельности




Даже тогда, когда усвоение выделяется как самостоятельный процесс или отождествляется с учением, оно всегда остается основным понятием всех теорий обучения.

Несколько подходов к трактовке усвоения:

1. Усвоение – это механизм формирования у человека индивидуального опыта через усвоение общественно-исторического (А.Н.Леонтьев);

2. Усвоение – сложная интеллектуальная деятельность, включающая все познавательные процессы;

3. Усвоение – это результат учения.

По С.Л. Рубинштейну, по отношению к учебной деятельности усвоение является содержанием учебной деятельности – центральной частью процесса обучения.

По В.В. Давыдову, усвоение научных знаний – основная цель и результат учебной деятельности.

Самое общее определение усвоения – это процесс приема, смысловой переработки, сохранение полученных знаний и применение их в новых ситуациях при решении практических и теоретических задач. По определению С.Л.Рубинштейна, «процесс прочного усвоения знаний – центральная часть процесса обучения. Это психологически очень сложный процесс. Он никак не сводим к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя».

По Дж. Брунеру, усвоение – это одновременно три процесса:

1) получение новой информации,

2) преобразование (трансформация) ее для решения задач,

3) проверка и контроль.

Все исследователи усвоения (учения) отмечают, что это неоднородный процесс, включающий в себя несколько компонентов, ступеней или фаз. Так, к понятию «психологических компонентов усвоения» были отнесены:

1) положительное отношение учащихся,

2) процесс непосредственного ознакомления с материалом,

3) мышление как процесс активной переработки полученного материала, т.е. процесс переработки материала,

4) запоминание и сохранение получения и обработки информации.

Все эти компоненты усвоения названы С.Л. Рубинштейном и Н.Д. Левитовым, а дидактически объяснены В.А. Крутецким.

И.И. Ильясов проанализировал существование теории усвоения и считал, что строго следует выделять два компонента усвоения:

- получение знаний об объекте и действиях с ним,

- отработка и освоение знаний и действий.

Усвоение стадиально, оно имеет следующие этапы (по С.Л. Рубинштейну):

1) восприятие в широком смысле,

2) осмысление материала,

3) специальная работа по закреплению материала,

4) овладение материалом в смысле применения его на практике.

По С.Л.Рубинштейну, все время в процессе усвоения следует уточнять свою мысль, тогда она прочно запечатлится, а это – самое главное в организации усвоения.

Схема усвоения на практике может быть сопоставлена со схемой формирования умственной деятельности по П.Я.Гальперину.

Усвоение имеет следующие характеристики:

1) прочность зависит от системности, понимания смысла, организованности материала, эмоционального отношения к нему,

2) управляемость – управление усвоением может осуществляться по пути поэтапного формирования умственных действий, оно может реализоваться традиционным, программированным, проблемным обучением и т.д. Важно только, чтобы усвоение было объектом управления, а оно само было специфичным для каждого учебного предмета.

3) личностная обусловленность усвоения (важность материала для ученика),

4) особенности характера усвоения для разных возрастных периодов школьников, т.е. учет возраста ученика,

5) обобщение (которое происходит в процессе обучения по трем линиям: обобщение принципа действия, программы и способа действия),

6) готовность актуализации знаний,

7) важной характеристикой усвоения является также и то, что его показателем служит действие, характер которого свидетельствует об усвоении (оно может быть непосредственным и опосредованным).

Навык в процессе усвоения

Освоение системы знаний на основе навыков – основное содержание обучения, т.е. навык занимает центральное место в процессе усвоения.

Чаще всего, навык – это прочное, доведенное до совершенства в результате многократного упражнения действие, характеризуемое отсутствием контроля сознания, оптимальным временем выполнения и качеством.

Многих ученых объединяет общий подход к периодам, этапам формирования навыка. Так, Л.Б.Ительсон называет этапами развития навыка общую схему усвоения, подтверждая общность этого процесса для знаний и действий.

Эффективность зависит от:

1. правильного распределение упражнений во времени,

2. понимания плана выполнения действий,

3. знания результатов действия,

4. влияния усвоенных навыков на данный момент научения,

5. умения сочетать репродуктивность и продуктивность.

Развитие навыка, по Л.Б. Ительсону, включает этапы развития навыка, характер навыка, цель навыка и особенности выполнения.

Этапы развития навыка Характер навыка Цель навыка Особенности выполнения действия
ознакомительный Осмысливание действий и их представление Ознакомление с приемами выполнения действий Отчетливое понимание цели, но смутное – способов ее достижения, весьма грубые ошибки при действии
Подготовительный (аналитический) Сознательное, но неумелое выполнение Овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения Отчетливое понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое его выполнение, много лишних движений, очень напряжено внимание, сосредоточенность на своих действиях, плохой контроль
Стандартизирующий (синтетический) Автоматизация элементов действия Сочетание и объединение элементарных движений в единое действие Повышение качества движений, их слияние, устранение лишних, перенос внимания на результат, улучшение контроля, переход к мускульному контролю
Варьирующий (ситуативный) Пластическая приспособляемость к ситуации Овладение произвольным регулированием характера действия Гибкое целесообразное выполнение действий, контроль на основе специальных сенсорных синтезов, интеллектуальные синтезы (интуиция)

Научение характеризуется как прогрессивное, поступательное количественное и качественное изменение усваиваемых человеком знаний, формируемых навыков и творческий умений их использования в разных ситуациях. Соответственно это относится и выработке навыков. Навыки формируются по определенным законам, например, навык, выработанный в ходе научения, можно графически изобразить так называемой кривой научения или кривой упражнений.

При этом кривые упражнения могут быть с отрицательным ускорением, т.е. сначала навык формируется быстро, а затем все более замедляется до определенной скорости. Кривые с положительным ускорением (сначала овладение действием идет медленно, а затем все быстрее) тоже имеют место. Иногда возникает «стояние на месте», что графически изображается неизменяемой параллельной оси х линией (= плато).

Навыки оказывают положительное и отрицательное влияние друг на друга. Положительное влияние ранее выработанного навыка на последующий навык называется переносом или трансфером, отрицательное, тормозящее - интерференцией навыков.

Следует отметить связь успешности формирования навыка и уровня мотивации учения. Они подчиняются законам Йеркса-Додсона, который гласит:

1) максимально успешное научение возможно при оптимальной мотивации,

2) чем сложнее деятельность (навык), тем ниже уровень мотивации.

Существуют внутренние и внешние критерии сформированности навыка:

Внешние критерии:

1) правильность и качественность оформления навыков (отсутствие ошибок),

2) скорость выполнения отдельных операций и их последовательность.

Внутренние критерии:

1) отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия,

2) отсутствие напряжения и быстрой утомляемости,

3) выпадение промежуточных операций внутри действия.

Исходя из описанных выше компонентов усвоения как основы учебной деятельности, можно сделать вывод, что это сложный неоднородный процесс, включающий этапы и специфические особенности, проявляющиеся явно в формировании навыков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...