Билет 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки
Стр 1 из 20Следующая ⇒ Экзамен. Социология Билет 1. Становление и основные этапы развития социологии как науки Историю развития социологической мысли разделяют на два больших периода: донаучный и научный. Каждый из периодов можно разделить на этапы. Донаучный период (сер. I тыс. до н. э. - середина 19 века) Первый этап - середина I тысячелетия до нашей эры- Y век нашей эры. Возникновение и становление знаний об обществе в Древнем мире. Возникновение социально-политических учений в Древней Греции и Древнем Риме (Платон, Аристотель). Второй этап (Y- ХYI века). Развитие социальных знаний в эпоху средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Становление социологических знаний в трудах Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция, Томаса Гоббса и др. Третий этап (ХYII- ХYIII века). Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жана-Жака Руссо и др. Идеи либерализма и консерватизма. Эпоха Просвещения. Научный период (30-40 гг. ХIХ века - по настоящее время) Первый этап (середина ХIХ века - начало ХХ века)классика Социология О. Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование позитивизма в качестве основного методологического направления. Возникновение школ и направлений в социологии: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм. Развитие понимающей социологии и социологии личности (М. Вебер, Э. Дюркгейм). Второй этап (20-е - 50-е гг. ХХ века) - модерн. Формирование современных основных направлений в социологии, отраслевая дифференциация, совершенствование методов исследования.
Третий этап (II половина ХХ – начало ХХI века) – постмодерн Билет 2. Социологический проект О. Конта а)Огюст Конт дал название науке социология. Думал, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы б) Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии в обществе (она должна произвести революцию в умах людей) считал столь же важной, как и роль религии. в) Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы. Свои открытия она совершает при помощи четырех методов: наблюдения, эксперимента, сравнения и исторического метода. Причем применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. (Позитивный подход, позитивистский метод). г) Отдельный индивид - почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем. Посредствующим звеном между индивидом и обществом выступает семья и семейная связь. д) Учение Конта состояло из двух частей - социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы и этапы изменения общества. е) Конт сформулировал основной закон общественного прогресса, или закон трех стадий, по которому стадии развития общества соответствуют стадиям развития человеческого ума: - Теологическая или фиктивная (до 1300 г. ), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства. -Метафизическую стадия (с 1300 по 1800 г. ) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. Им сопутствовало распространение критической философии.
-Свидетельством вступления в последнюю, позитивную эру являются распространение наук, рост их общественного значения, развитие промышленности, гармоничное развитие всех элементов социальной жизни. Билет 3. Западная социология · Дюркгейм, Эмиль (1858-1917) - французский социолог - позитивист. 1. Первый профессор социологии во Франции, Дюркгейм стал основателем школы этой науки. 2. Четыре изданные при жизни Дюркгейма труда содержат все основные его концепции относительно природы социальной реальности и методов ее исследования: " Общественное разделение труда" (1883), " Метод социологии" (1895), " Самоубийство" (1897), " Элементарные формы религиозной жизни" (1912). 3. Предметом социологии- социальные факты. 4. От степени солидарности зависит нормальность или патологичность состояния общества. 5. Дюркгейм объяснял углубление общественного разделения труда ростом численности населения, возникновение религии - интенсивностью социального общения, самоубийств - социальной дисциплиной, возникновение морали - авторитетом общества. 6. сделал дополнительный упор на понятиях “социальное целое", " функции", " потребности", что завело его в “телеологические сети" , выхода из которых Дюркгейм Э. не нашел. · Тённис, Фердинанд (1855-1936) - основоположник немецкой и классик мировой социологии. 1. Тённис сооснователь и первый Президент Немецкого социологического общества (1909-1933 гг. ). 2. Методом исследования природы человеческих групп Тённис Ф. называл достижение общезначимого понятия, абстрагирование, идеализацию, конструирование идеальных типов. 3. Тённис Ф. вводит формулу " отношения / совокупности / корпорация" и " товарищество / господство. 4. Тённис своими теоретическими работами поставил социологию на научные рельсы, превратив ее в аналитическую науку. · Парето, Вильфредо (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. 1. Основные работы Парето: " Курс политэкономии", " Трактат по общей социологии", " Трансформация демократии" говорят о его позитивистской направленности как ученого 2. Метод исследования- “логико-экспериментальный”. Социология должна быть точной наукой, использовать только эмпирически обоснованные суждения, строго соблюдать логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям, недопустимо привносить идейные мотивы, которые могут только исказить факты.
3. Главное в понимании системы Парето - его концепция социальных действий, которые он делит на логические, где средства и цели связаны объективной логикой и потому ведут к достижению целей, и нелогические, где люди руководствуются субъективной логикой, не основанной на действительно существующих связях. 4. Цель социологии Парето - логическое изучение нелогических поступков. Источник движения социальной система или побудительные силы нелогических поступков Парето видит к " остатках" и " производных". Остатки - постоянная величина в системе поведения человека, а производные - переменная, эквивалент идеологии или оправдательной теории, цель которых маскировка нелогического характера действий. 5. Утверждал нейтральность истины, зависимость ее полезности или вредности от общественного применения. · Вебер, Макс (1864-1920) - классик немецкой и мировой социологии. 1. Основные труды Вебера: “Протестантская этика и дух капитализма”, “Хозяйственная этика мировых религий”, “Хозяйство и общество”. 2. Социология изучает поведение людей, вкладывающих в свои действия определенный смысл. 3. Субъектом социального действия может быть лишь отдельный индивид, а не социальная группа или общество в целом. Основным методологическим орудием социологического исследования выступает идеальный тип - теоретическая конструкция. 4. Вебер рассматривал четыре типа социального действия (целерациональное, ценностно-рационалное, традиционное, аффективное). 5. Важнейшим вкладом Вебера в социологию политики стала разработка концепции легитимного господства и выделение трех типов такого господства (легальное, традиционное, харизматическое). 6. Одной из центральных для Вебера была проблема ограничения власти бюрократического аппарата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|