Билет 17. Гражданское общество и государство
Билет 17. Гражданское общество и государство Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принципы правового государства: 1) создание законодательной системы 2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств; 3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями; 4) верховенство закона 5) Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством. 6) плюрализм идеологии в власти Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества. типы гражданского общества: социальные образования (сословие, социальная группа, класс); мировое сообщество граждан. Признаки гражданского общества: высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;
широкие связи между членами общества; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; согласование позиций вместо конфликтов; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; Структура. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы. Социальная представляет собой совокупность взаимосвязи соц. нститутов и отделньый граждан, вступающих в общественные отношения, отвечает развитым общественным мнением, благотворительные фонды, некомерческие организации Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
Билет 18. Личность как активный субъект жизнедеятельности Активность личности — это ее способность соединять самоорганизацию с организацией жизни. Организация жизни, особенности: 1) ускорение (интенсивность, наполненность, потенцирование времени); 2) установлении связей и их изменение временной последовательности пли одновременности деятельности, общения, событий жизни; 3) своевременность — способности согласовывать решающий момент своей активности со временем внешней ситуации, задачи, события. Сама личность рассматривается как интегратор, организатор, координатор различных времен. Выделяют три экзистенциальных пространства, в которых личность по-разному выполняет свои темпоральные функции. Первое — это пространство организма, тела, второе — пространство человеческой деятельности, а третье — пространство всей жизни. Идейными истоками этой концепции выступают достижения российской физиологической науки — идея А. А. Ухтомского о «хронотопе» как системном единстве времени и пространства, положения учений И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и других. Развивая концепцию личности как субъекта жизнедеятельности, А. В. Брушлинский [ утверждает, что субъект — это прежде всего свободный человек, находящийся на высшем для себя уровне деятельности, общения, целостности, автономности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|