Социальная мобильность. Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным. Билет 14. Социальные группы и общности
Социальная мобильность Вертикальная мобильность — продвижение индивида по служебной лестнице вверх или вниз. Восходящая мобильность — социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности). Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование) Социальный лифт — понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты или же в более широком контексте смена позиции в социальной иерархии, а не в служебной. Более жёстким определением ротации, напоминающим о том, что социальные лифты работают в обоих направлениях, является концепция колеса фортуны. Теория социальной мобильности, разработанная П. Сорокиным основана на представлении об обществе как социальном пространстве, элементарной частицей которого является отдельный индивид. Положение человека в социальном пространстве определяется: 1) его отношением к социальным группам, с которыми он взаимодействует; 2) отношением групп друг к другу внутри популяции; 3) отношением данной популяции к другим популяциям, входящим в человечество. Индивиды имеют возможность перемещаться внутри социального пространства. В зависимости от возможности (невозможности или затруднительности) социальных перемещений П. Сорокин выделяет два типа социальных структур: 1) закрытый, в котором социальные перемещения невозможны или затруднены (препятствуют перемещениям сословный или кастовый характер социальной структуры общества); 2) открытый, характерный для современного классового общества. В открытых социальных структурах имеет место социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, связанная с изменением их статуса
Типы (виды) мобильности: 3) межпоколенная, когда дети достигают иного статуса, чем их родители, например, у родителей статус рабочих, а их сын, получив высшее образование, стал инженером; 4) внутрипоколенная, когда человек (или возрастная группа) один и более раз изменяет свой социальный статус на протяжении жизни (бедняк разбогател – его статус повысился, затем обанкротился – его статус понизился); 5) межклассовая, когда индивид или группа совершают межклассовые перемещения (был крестьянин – стал рабочий, был рабочий – стал предприниматель); 6) внутриклассовая – повышение или понижение социального статуса в пределах одного и того же класса (был мелким предпринимателем – стал банкиром); 7) индивидуальная; 8) групповая Билет 14. Социальные группы и общности Социальная общность – это совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения. Виды социальных общностей: - по времени продолжительности существования: временные, непостоянные, иногда длящиеся несколько минут или часов (пассажиры поездов, самолетов, аудитория кинотеатра), и устойчивые, стабильные, существующие столетиями (нации, классы); - по плотности связи: как тесно сплоченные коллективы, организации, так и достаточно аморфные образования (" фанаты" Пугачевой, болельщики футбольной команды " Спартак" и т. д. ). Процесс складывания общностей может происходить а) объективно (они могут существовать независимо от воли и сознания людей: классы, нации) б) субъективно (могут создаваться сознательно людьми: семья, партия, спортивный клуб). Три свойства социальной общности:
1) Целенаправленна 2) культурно-регулятивна (правила и нормы, существующие для достижения общей цели) 3) солидарные социальных действий: Социальная группа – это относительно устойчивая совокупность людей, объединенных общностью интересов, а также культур, ценностей и норм поведения, находящихся в более или менее систематическом взаимодействии. Виды социальных групп: 1) Классификация социальных групп на основе выделения признака объединения членов группы: б) Статусные группы – возникли в результате социального разделения труда, на основе сходства социальных позиций в обществе: рабочий класс, крестьянство, инженерно-технические работники, учителя, чиновники, предприниматели; в) Целевые группы – организованы для решения тех или иных задач: хозяйственных, научно-исследовательских, политических и т. д. 2) Классификация социальных групп на основе непосредственных или опосредованных взаимодействий: А) Малая группа – это социальная группа, между членами которой имеются непосредственные контакты («лицом к лицу»). Размер такой группы 3 – 7 – 15 человек. Внутригрупповые взаимодействия в малой группе носят персонифицированный характер. В малой группе легко осуществляется групповой контроль, так как человек постоянно на виду. Среди малых групп выделяют первичные и вторичные малые группы: - Первичные малые группы – это группы, интегрированные на основе таких признаков как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. - Вторичные малые группы – это группы, возникающие на основе вторичных социальных отношений (например, кафедра, отдел, бригада и т. д. ). Б) Большая группа – это социальная группа с большим числом членов, для которых характерны опосредованные солидарные взаимодействия. Большие группы – это носители исторического опыта. Большие группы отбирают и утверждают как приемлемое обычаи, традиции, ценности и посредством малых групп доносят их до индивида.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|