Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сальвадор Дали и сюрреализм




Введение

 

Актуальность: На сегодняшний день в России много художников, работы которых неповторимы и гениальны, но в большинстве случаев их создатели (да и сами работы) остаются безызвестными.

Творчество художника - это всегда открытие, в котором разрешается противоречие между устоявшимся известным - коллективным опытом предшествующих поколений, и новым неизвестным - индивидуальным опытом художника, что и приводит к поиску нового смысла.

В своем исследовании я сравниваю картины знаменитого художника-сюрреалиста Сальвадора Дали и почти неизвестного в России художника, нашего земляка, Сергея Харченова.

Проблема: Каждый, кто видел картины С. Харченова, невольно сравнивал их с произведениями С. Дали. В своем кругу енисейского художника даже называют сибирским Сальвадором Дали, но сам художник категорически не согласен с этим. Осознавая несправедливость и ложность этого мнения, я решила провести собственное исследование.

С. Харченов практически неизвестен в России, однако его картины находятся во многих частных коллекциях, в том числе и за рубежом в Швеции, Польше, Италии, Франции, Германии, Голландии, Японии, Китае, Корее, США и даже на острове Мальта. Почему же на Родине художник неизвестен, ведь мы должны знать свои таланты и гордиться ими? В настоящее время нет ни одного исследования, посвященного творчеству нашего талантливого земляка, никаких описаний его картин, только «народная молва».

Цель исследования: доказать, что картины С. Харченова - это не слепое подражание С. Дали, они в корне отличаются от произведений знаменитого сюрреалиста.

Гипотеза: творчество С. Харченова радикально отличается от творчества С. Дали.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

·   проработать имеющуюся литературу по биографии и творчеству художников;

·   познакомиться с большим количеством произведений обоих художников;

·   провести анализ структуры и содержания двух наиболее схожих картин;

·   провести сравнительный анализ двух выбранных картин. Методика исследования комплексная. Для решения задач применялись эвристические методы анализа структуры и содержания художественных произведений изобразительного искусства и метод сравнительного анализа произведений.

 


Сюрреализм

Что такое сюрреализм

 

Сюрреализм (фр. surrealisme - сверхреализм) - направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.). Сюрреализм в живописи развивался по двум направлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс создания живописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольные формы, переходящие в абстракцию (Макс Эрнст, А. Масон, Миро, Арп). Другое направление, которое возглавлял Сальвадор Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенности искусства сюрреализма: фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Главной целью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью как материального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенных духовных ценностей буржуазной цивилизации. [1]


Сюрреализм в XXI веке

 

Принято говорить, что сюрреализм наступил в 1924 году, а отступил в 1969-м. Но некоторые исследователи считают, что мы сейчас живем в эпоху развитого сюрреализма - а значит, ничего не кончилось, напротив, все только начинается.

В свое время сюрреалисты утверждали, что бессознательное (внеразумное) является истиной в последней инстанции. У австрийского психолога Зигмунда Фрейда они позаимствовали идею об отсутствии различий между здоровым человеком и больным. Они продолжили мысль так: сумасшествие не контролируется разумом, поэтому творить лучше в припадках безумия (разумеется, искусственно вызываемого).

С. Дали: «Все мои притязания в области живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственной повелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности.» «Сюрреалисты отрицали социальную роль искусства, но время перехитрило их. Сюрреалистические формы были с восторгом приняты архитекторами и дизайнерами, шокирующий кинематограф стал достоянием масс и собственно - обыденностью. [2]

Сюрреалисты хотели изменить сознание, свершились ли их грандиозные планы? Сюрреалистические идеи проникли во все сферы и изменили наш мир до неузнаваемости, хотя мы этого даже не заметили. «Плоды бессознательного процветают повсюду. В изобразительной сфере, кино, искусстве и даже литературе. [2] Но того ли хотели сюрреалисты, разве к такой жизни они стремились?

«Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность». Андре Бретон. [3]

Фрейд: «Один из наиболее надежных способов вызвать ощущение тревожащей странности - это создать неуверенность насчет того, является ли предстающий нашим глазам персонаж живым существом или же автоматом.»
Фрейд был любимым идеологом сюрреалистов. Его обожал Сальвадор Дали и уважал Андре Бретон. Его идеи о высвобождении бессознательного во сне переплелись с отказом сюрреалистов от здравого ума. В начале 21 века, когда оплотом сюрреализма стал кинематограф, наше бессознательное развлекают роботолюди, звероподобные монстры, ожившие куклы и зловещие мертвецы. И все это уже кажется нам привычным, обыденным, мы не считаем это сюрреализмом. А так ли это?

«В сюрреализме мы имеем дело исключительно с фурором. Важно понимать, что речь идет не о простой перестановке слов или произвольном перераспределении зрительных образов, но о воссоздании состояния души, которое сможет соперничать по своей напряженности с истинным безумием.» Андре Бретон, отец сюрреализма. [3]

 


Сальвадор Дали

 

Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можно считать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышления которого неимоверно сюрреалистичен, практически с рождения и до самой смерти. «Нормальность ставит меня в тупик» - утверждал он и был здесь искренен.

Становление художника

 

Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив употребить для своих упражнений старую дверь, он всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце, хвостики которых были хвостиками настоящих ягод. Восторгу зрителей не было предела.

В Мадриде С. Дали поступил в Школу Изящных Искусств. Открытый всем новым веяниям и преклоняющийся перед мастерством великих итальянцев Возрождения, старых фламандцев, Вермера и Веласкеса, именно в это время он ищет свой путь, окунаясь с головой в разные направления. О том, как начиналось его сюрреалистическое творчество, Дали пишет: «Но вот случилось то, чему суждено было случиться - явился Дали». Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской «волей к власти», он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности». [4]

 


Сальвадор Дали и сюрреализм

 

В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности.

Художник предпочитает быть богатым, а не бедным; поэтому научись делать так, чтобы кисть твоя рождала золото и драгоценные камни.

Не бойся совершенства - ты никогда его не достигнешь!

Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, затем можешь делать что хочешь - все будут тебя уважать.

Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своих представлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником. [4]

Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция («Загадка желания», «Великий мастурбатор») и гражданские войны («Лицо войны», «Предчувствие гражданской войны»), атомная бомба («Ядерный крест») и нацизм («Загадка Гитлера»), католическая вера («Распятие», «Христос св. Иоанна на кресте») и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. Однако бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т. к. алогизм и иррациональность - его программа и его стихия.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...