Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Композиционный анализ картин С. Дали и С. Харченова




Лик - птицы, покрывало

Эмоциональный уровень анализа

Несмотря на достаточно яркие цвета, использованные художником, картина в целом несет энергетику умиротворения и гармонии. Картина, словно пробуждает сокрытие эмоции, глубинные чувства, побуждая к размышлениям. Причудливые переплетения семантической принадлежности предметов словно завлекают в загадочный лабиринт, откуда выбраться можно только, постигнув глубинные смыслы, новые истины, выбраться, приобретя что-то новое.

Предметный уровень анализа

На данной картине изображены синие птицы, покрывало, телега и человек, скрытый мороком песчаной бури. Представленные объекты кажутся несколько разобщенными, одни из них бросаются в глаза сразу, другие же блекнут на общем фоне. Самой яркой деталью является зелёное покрывало, контрастирующее с фоном пустынной бури. Яркий цвет и положение в центре дают зрителю понять, важность этого объекта в данной композиции. Под покрывалом стоит человек. Из-за песчаной бури нельзя различить его фигуры полностью, нам видна лишь голова, ярким красным пятном выступающая из желто-оранжевого буйства стихии. Над ним стремительным вихрем пролетают четыре синие птицы, придавая картине некоторую динамику. Справа от человека стоит телега, присутствие которой наталкивает на мысль о том, что человек этот - путешественник.

Композиция открыта, не загружена излишними деталями, аскетична. Сюжетно-композиционный центр сдвинут вверх относительно центра холста, в соответствии с правилом Золотого сечения.

В картине присутствуют несколько основных линий: четыре вертикали (две жерди и нисходящее с двух сторон полотно), диагональ, проводимая движением птиц, и горизонталь, представленная еще одной жердью. Преобладание вертикальных линий создает ощущение устремленности вверх, к Богу.

Композиционно картина разделена на своего рода, смысловые прямоугольники, каждый из которых представляет отдельный элемент всеобщего замысла.

Интересная деталь - средний правый и средний левый прямоугольники разделены еще на две части, причем в равных пропорциях в соответствии с правилом золотого сечения.

Предметы, расположенные в центре картины, размещены на фоне дюны, простирающейся вдаль. Если задний план изображения, довольно нечеткий, превращен в размытую перспективу, то композиционный центр (передний план) исполнен более ярко, отчетливо и ясно, за счет использования художником сочных оттенков палитры и детальной проработки форм объектов.

Пустыня в изображении художника тоже не является тривиальным бэкграундом, бессмысленным фоном. Слева пески, словно образуют песчаную тучу, поднятую порывом ветра, справа же пейзаж довольно размеренный, земля и небо разделены четкой границей горизонта.

Цветовая палитра

В целом, цветовая схема образована контрастом голубого и коричневого цветов. Цветовым центром является зелёное полотно, которое, в сочетании с общей гаммой, придаёт картине скрытую динамику и оттеняет колорит картины, объединяет цвета.

Сюжетный уровень анализа

В картине С. Харченова «Лик - птицы, покрывало» сокрыт глубокий смысл. Начнем с основных объектов, расположенных на картине. Прежде всего, рассмотрим покрывало и птиц, наличие которых отображено в названии. Птицы стремительно пикируют куда-то вниз по направлению к земле и незаметно растворяются, превращаясь в мираж. Зеленое покрывало напоминает тент, укрытие под которым решил спрятаться от песчаной бури странствующий путник. Неподалеку стоящая телега, да и сама ткань указывают на то, что человек является загадочным путешественником, оказавшимся посреди пустыни знойным утром.

Немного позади расположена телега, возможно автор хотел показать то, откуда появились эти предметы: их привез человек. Картина динамична, доказательством этого является порыв ветра, который поднял песок и превратил его в песчаную бурю. Местность на этой картине, так же как и на предыдущей, пустынна, но выглядит совершенно по-другому.

Символический уровень анализа

Если абстрагироваться от рассмотрения отдельных предметов, расположенных на картине, произойдет нечто потрясающее и удивительное - сквозь комбинацию предметов проступает чудесный женский лик. Напрашивается вывод, что в своем произведении художник хотел объединить, воссоединить материальное с духовным. О реальном мире напоминают простые бытовые предметы и то, каким образом они оказались в пустыне (их доставил человек). Однако то чистое, возвышенное, чудесное, что появилось или привиделось, как знамение, как свыше посланное, явно погружает зрителя в размышления о божественном, духовном, ведь этот светлый облик эти тонкие черты - не что иное, как лик Богоматери (спасительницы, покровительницы, заступницы).

На картине мы видим синих птиц. Какой смысл вложен автором в эти детали? Я просмотрела фото множества видов птиц, и увидела сходство птиц с полотна автора с японским фазаном. Оказывается, во многих восточных философиях фазан имеет несколько символических значений. В Китае образ фазана означает свет и добро, в Японии - символизирует защиту и материнскую любовь. А ведь и Богородица является олицетворением материнской любви и заботы, защиты. Таким образом, получается, что автор хотел подчеркнуть общий замысел, изображая именно этих птиц.

Центральное место в художественной композиции занимает изображение человека, скрытого мороком песчаной бури. Рядом с ним - деревянная телега. Вполне вероятно, что человек, путешествуя, что-то везет, и на время бури решил остановиться… Он стоит прямо под покровом Богородицы, словно находясь под её защитой. Это опять же подчеркивает философский смысл картины, помогает глубже понять авторский замысел. Зеленый цвет покрова - цвет жизни, веры, гармонии, иногда символ путешествий и открытия новых земель. Не случайно выбраны и жерди, поддерживающие покров - они словно столпы, поддерживающие робкую, как только что распустившуюся ветвь, веру человека, и разнятся, как и основания веры у разных людей.

В нижнем левом углу, в складках ткани мы видим картину, напоминающую икону. И вновь тонкий намек на связь духовного и материального миров.

Прямоугольники, образованные линиями золотого сечения разделяют картину на некие смысловые части. Нижний левый прямоугольник олицетворяет материальный мир, верхний правый - небесный. Средний прямоугольник, расположенный в центре холста, представляет сочетание, объединение, материального и духовного, здесь и рождается чудный лик.

Верхняя и нижняя части картины отличаются цветовым решением. Верх выполнен в светлых гармоничных оттенках голубого, белого, зеленого они словно олицетворяют божественный мир. Нижняя часть выполнена в красноватых оттенках, более экспрессивных. Таким образом, автор подчеркивает материальность, мелочность, ограниченность физического, земного мира. С правой стороны наблюдается четкая граница, разделение высшего и низшего, а слева граница стирается, исчезает. Пока человеку хорошо, он редко вспоминает о Боге, а вот в момент опасности часто бессознательно мы всегда взываем к высшим силам, молим о помощи, о спасении.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...