Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фигура и ткань с драпировкой в пейзаже




Эмоциональный уровень.

Несмотря на то, что в своей работе С. Дали использовал сдержанную цветовую палитру (что для него не характерно), общее впечатление от картины совпадает с впечатлением от остальных его произведений. Картина пробуждает целую бурю неоднозначных эмоций. Автор хотел встряхнуть, быть может, напугать человека, побудить его к размышлениям. Общее впечатление от картины неоднозначно. Глядя на нее, ощущаешь отрешение, страх, напряжение.

Предметный уровень

На данной картине изображено дерево со свисающим с его ветвей полотном, из-за которого осторожно выглядывает человек. На заднем плане виднеются постройки и редкие деревья. Смысловым центром картины является человек, это подчеркивается светлотным контрастом. Композиция достаточно скудная, создаётся ощущение незавершенности, дисбаланса. В построении картины прослеживаются три плана: передний (фигура, дерево, ткань), средний (человек, кипарис) и задний (горы, жилые постройки, люди). Композиционно-смысловой центр расположен в нижнем среднем прямоугольнике, образованном линиями золотого сечения.

В картине «Фигура и ткань с драпировкой в пейзаже» на переднем плане мы видим человека, скрывающегося за белым полотном. Задний же план представлен маленькими, едва заметными людьми, редкими деревьями и постройками. Если провести линии перспективы, становится заметным, что предметы на втором плане значительно меньше, чем должны быть на самом деле.

В картине просматривается интересное композиционное расположение объектов. Изображенные фигуры размещаются таким образом, что образуют прямоугольник. Основа этого прямоугольника и главная его составляющая - это лоскут ткани.

Основная тенденция построения прослеживается диагональным расположением: из левого верхнего угла, в нижний правый. Композиция картины открытая, никаких границ нет, основные предметы окружает лишь пустынная местность, однако вдали виднеются горы и поселение. Сюжетно-композиционный центр не совпадает с центром холста, он немного смещен вниз и вправо от центра. Основной объект размещен на фоне пустынной местности, художник акцентирует внимание на нем. Картина вытянута в высоту. Присутствует несколько основных линий - две вертикали (границы ткани), две диагонали (одна, сдвинутая от центра вниз, образована веткой, другая - направлением складки драпировки ткани и формой облака) и две горизонтали (линия горизонта и тень, отбрасываемая тканью). Вертикальные линии здесь не создают ощущения устойчивости и гармонии, так как образованы зыбкой тканью, держащейся на двух тонких ветках. В сочетании же с диагоналями, создающими впечатление нестабильности, данные вертикали лишь подкрепляют чувство напряженности и обеспокоенности. В произведении присутствуют так же второстепенные линии, вертикали кипариса и человека на втором плане, намеренно уменьшенные автором, и сильно удлиненные горизонтали их теней.

Цветовая палитра

Произведение выполнено в сдержанных тонах, ярко выраженных контрастов нет. Художник обеспечил плавный переход от светлого неба к почти черной земле.

Сюжетный уровень.

Человек, который является основным объектом на картине, осторожно выглядывает из-за ткани, словно чего-то боится, от чего-то убегает, пытается скрыться. Он напоминает отшельника. Интересной деталью является изображение этого человека без лица. Чёрные голые ветви отдалённо напоминают худую, алчущую руку. При этом, сам пейзаж очень однообразен: то ли степь, то ли пустыня, и лишь на заднем плане виднеются какие-то постройки, люди и деревья.

Желание отрешиться от мира, уединиться охватило этого человека. На заднем плане изображен кипарис - дерево, которое не случайно стоит одиноко. Это наталкивает на мысль, что основным замыслом автора было стремление к одиночеству. Приглядевшись, вдалеке мы видим поселение, но у нас не возникает мысли, что человека изгнали, кажется, что он сам ушел, сбежал, из-за невозможности находиться с людьми, которые его окружают.

Небо словно отражает внутренний мир этого человека. Душа у него светлая (голубое небо), но та ситуация, в которой он находится, выбила его из колеи, ощущается внутренняя дисгармония.

Символический уровень

Страх и желание скрыться - вот то, что ощущает человек, изображенный на картине. Различить черты лица у этого человека нельзя, и это не случайно, при помощи такого приема автор хочет показать, что любой из нас в этом «бренном» мире может оказаться на месте этого «картинного» героя. В целом картина, «источает» страх, напряжение, тяжесть. Все детали, изображенные на полотне, работают на общую концепцию, на общий смысловой и эмоциональный посыл. Своеобразной макротемой картины является увядание, оскудение, опустошение, уныние на это указывают и образы-символы. Изображенное дерево имеет печальный вид, несмотря на то, что на некоторых ветках еще виднеются листочки, оно не выглядит жизнеспособным, животворящим. Нижние ветки понуро глядят вниз, а единственная торчащая вверх, по направлению к небу, ветвь уже давно умерла, высохла. Еще одним подтверждением «катастрофичности человеческого бытия», выраженного автором является необычная «подсветка» картины. Основное действо разворачивается не свежим, прозрачным утром и не солнечным днем, а пасмурным вечером, когда суровая туча грозно «шагает» по огромному недоброму, мрачному небу. При этом солнце, тусклыми лучами освещающее все это, явно заходит за горизонт и стремится оставить этот страшный мир в полной темноте (которая была бы логическим продолжением авторского замысла). Белая ткань, наброшенная на дерево тоже не случайна, это очень важный элемент. Белый цвет толкуется по-разному: с одной стороны это символ невинности, чистоты, молодости (чистый белый, с голубым оттенком), а с другой - это белый саван, символ смерти (скорее такое смысловое толкование наиболее подходит для этой картины т. к. этот белый - грязный, с коричневатым оттенком.) Более того белый цвет ткани, если мыслить ассоциативно, можно сравнить с белым флагом. Человек, скрывающийся за полотном, словно хочет сдаться, сказать: «Отпустите меня, оставьте в покое».

Царящий страх и напряжение автору удалось воплотить при помощи ярких образов, несущих определенную смысловую нагрузку. Например, дерево, выглядывающее из-за ткани черной голой веткой, отдалённо напоминают худую, алчущую руку, а кипарис, совсем не случайно стоит отстраненно и одиноко, таким образом, автор хочет помочь нам разгадать его непростой ребус. (Кипарис по латыни Cupresus Sempervirens. Символизирует смерть. Дерево траура, символ печали и смерти, правда, с приходом христианства символика кипариса поменялась, из символа смерти он стал символом вечной жизни). А разгадка такова: бесконечное напряжение, нависшая угроза и стремление к одиночеству (или одиночество во всех его проявлениях).

В произведениях Сальвадора Дали задний план является отражением реального мира, а передний - подсознания художника. Передний план картины представлен изображением человека робко выглядывающего из-за отреза ткани, а задний - маленькими, размером со спичечную головку, людьми, одинокими кипарисами и домами. Если обратиться к законам перспективы, то можно заметить, что размер фигур на среднем плане умышленно преуменьшен. Таким образом, художник акцентирует внимание на том, что, хотя человек и воспринимает себя чем-то важным, на самом деле он является лишь незначительной частью этого мира. Человек мнит себя основой, стержнем бытия, воспринимая окружающую реальность как нечто второстепенное, но на деле он мелок и незаметен, словно муравей в гигантском муравейнике. Осознание этого факта пугает человека, из-за чего он и совершает все трагичные и тёмные поступки.

Общее впечатление угрозы и напряжения С. Дали удалось передать и при помощи необычного сочетания пропорций, а именно размеры неба по отношению к размерам земли (они соотносятся почти как 10/1).Тяжелое небо давит на человека, появляется такое ощущения что всё, и силы природы, и физический и духовный мир, восстало против изображенного человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...