Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ творчества С. Харченова (мотивы, детали, особенности)




 

Рассматривая творчество С. Харченова, можно выделить целый ряд особенностей и мотивов, свойственных художнику.

Первое, что бросается в глаза - это высокая детальность картин, благодаря которой смысловой центр становится рассеянным. Изучая картины хочется внимательно рассмотреть все композиционные изящества и скрытые задумки, изображенные автором. В большинстве работ Харченова преобладают синие, зелёные и желтые оттенки.

Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. В отличие от энергичного красного цвета - синий воздействует «сдерживающе» и настраивает большинство людей на задумчивость. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба - наиболее спокойный и в наименьшей степени «материальный» из всех цветов.

В качестве примера можно взять картину «Дыхание океана» [Приложение 4]. История двух женщин, изображенных на картине. Две судьбы, две противоположности, но между ними какая-то негласная солидарность, внутренняя гармония и при этом загадка. Их взор направлен на один и тот же предмет, но что они думают, каковы их эмоции - тайна…

Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем - изменение, непостоянство и ревность. Зеленый - это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зеленый - это символ Леса. Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой, в то же время зеленый цвет - атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила.

«Зелёный сад» - в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».

В картине «сфокусированная жара». Благодаря игре света, песчаные барханы становятся уже не желтыми, как мы привыкли их представлять, а зелеными. Интересная деталь, что зеленый цвет использован художником не как типичный цвет для растений, а как авторский ход. Возможно, используя столь неоднозначный цвет, художник хотел обратить внимание на вечный круговорот жизни и смерти.

Желтый - это цвет солнца, интеллект, интуиция, вера. Золотисто - желтый является символом божественности. Это цвет Благородства и достоинства.

Например, в картине «Не мир принес я вам, но меч» [Приложение 3] Иисус одет в желтые одежды, причем цвет с золотистым оттенком, что символизирует божественность и сакральность. Стоящие внизу люди окутаны бременем войны и желают свободы.

Для многих картин С. Харченова характерны ракушки, раковины и прочая морская тематика.

РАКУШКА

Добрый, лунный, женский символ, связанный с зачатием, обновлением, крещением и, во многих культурах, - с процветанием. Редкие раковины играли роль денег в странах Океании. Ракушка - один из семи символов удачи в китайском буддизме. Как символы загробного мира или возрождения, ракушки служили иногда и траурными атрибутами. В последнее время раковины стали символами самоанализа и ухода от действительности.

РАКОВИНА

Двустворчатая раковина - символ женского водного начала, вселенской матки, порождающей все живое. В этом смысле весьма знаменательно, что богиню Афродиту, возникшую из пены морской, изображали стоящей на раковине.

Изображение морской раковины, закрывающей створки, означает самопознание.

Водная тематика присутствует в таких картинах, как «Дыхание океана», «Занавес женской души» «Женский мир» - именно в этих работах ракушки представлены как дополнительный знак женственности и утонченности.

ЖЕМЧУГ

Именно в картине «Женский мир» мы можем полностью проследить предназначение этого символа, ведь здесь это, и образ красоты, и показатель женской мудрости, многогранности и духовности. Жемчуг - символ женского начала. Становится очевидным употребление художником именно этого камня. Кошка, изображенная на заднем плане, олицетворяет жизненную силу, женское начало. Особенно кошки почитались в Египте. Египетская тема еще один излюбленный мотив творца. В частности в некоторых произведениях прослеживается изображение Сфинкса. В картине «Женский мир» Сфинкс символизирует загадочность женской души, её бесконечную непознанность.

Картины «Чувствительность», «Двойной портрет», «Женский мир» и др. объединяют цветочные мотивы. На картине «Чувствительность» мы можем отметить наличие гвоздики. Гвоздика олицетворяет страсть. Лилия («двойной портрет») - символ чистоты. Цветы - символ мимолетности, краткости бытия, весны, красоты, совершенства, невинности, молодости, души. [7]

Главным сходством картин Харченова, объединяющим их в один глобальный Замысел, является их духовность, возвышенность, позитивность, целостность и символичность. Все предметы использованные художником являются частью единого целого, несут определенную смысловую нагрузку. Детали сочетаются и гармонично дополняют друг друга.


Творческий анализ

Выбор картин для анализа

 

В процессе изучения творчества двух художников я рассмотрела следующие картины Сергея Харченова: «Яблочный спас», «Торжество бубнового туза», «Соблазн», «Не мир принёс я вам, но меч», «Занавес женской души», «Дыхание океана», «Женский мир», «Женский диалог», «Могло быть и так…», «Двойной портрет», «Опустошение», «Сфокусированная жара», «Чувствительность», «Лик-птицы покрывало», и др. всего около 30 и Сальвадора Дали: «Жираф в огне», «Плоть на камнях», «Мёд слаще крови», «Сюрреалистическая композиция», «Загадка желания», «Незримый человек», «Просвещённые удовольствия», «Игра в тёмную», «Фонтан», «Кровоточивые розы», «Одиночество», «Головокружение», «Рождение текучих желаний», «Мягкие часы», «Треугольный час», «Мадонна Порт-Льигата», «Христос Хуана де ла Крус» и многие другие всего около 50 картин. [8]

После такого детального знакомства с творчеством этих художников, я еще прочнее утвердилась в своем желании доказать самобытность и уникальность С. Харченова, исключающие слепое подражание творчеству гениального С. Дали. И теперь мне непонятно, как можно сравнивать (отождествлять) и даже путать произведения этих двух художников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...