1.3.3 Скоростная система координат (ОXaYaZa)
1. 3. 3 Скоростная система координат (ОXaYaZa)
Позволяет определить аэродинамические силы и моменты от этих сил, действующие на вертолет в полете. Ориентация данной системы координат в пространстве зависит от направления вектора воздушной скорости. Начало системы координат – в центре масс вертолета. Ось ОXa – скоростная ось (ось сопротивления), направлена по вектору воздушной скорости (либо параллельно ему). Ось ОYа – ось подъемной силы, направлена перпендикулярно оси ОXa вверх и лежит в плоскости симметрии вертолета. Рис. 26. Углы атаки, наклона траектории и скольжения Ось ОZa – боковая ось, перпендикулярна плоскости XaОYa и направлена в сторону правого борта вертолета. Взаимное расположение связанной и скоростной систем координат характеризует положение вертолета относительно вектора воздушной скорости следующими углами (рис. 26). Угол скольжения вертолета (β ) – угол между вектором воздушной скорости и плоскостью симметрии вертолета. Положителен при правом скольжении. Угол атаки фюзеляжа вертолета (aф) – угол между продольной осью вертолета (осью ОX) и вектором воздушной скорости (осью ОXa) или проекцией вектора воздушной скорости на плоскость симметрии. Положителен, если поток воздуха относительно фюзеляжа набегает снизу. Направление движения и траектории полета вертолета определяется направлением его скорости полета. Угол между вектором воздушной скорости (осью ОXa) и плоскостью горизонта (осью ОXg) называется углом наклона траектории и обозначается буквой θ [тета]. Положителен при наборе высоты. 1. 3. 4 Траекторная система координат (OXkYkZk) Ось ОХk направлена по касательной к траектории и совпадает с вектором скорости V.
Рис. 27. Траекторная система координат Ось ОYk перпендикулярна оси ОХk и лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось ОХk. Ось ОZk перпендикулярна вертикальной плоскости, образует правую систему координат и сохраняет всегда горизонтальное положение. Направление скорости характеризуется в пространстве двумя углами: Ψ и θ (рис. 27). Угол пути (Ψ ) – угол между осью ОXg нормальной системы координат и проекцией вектора скорости на горизонтальную плоскость (ОXgZg). Положителен при отклонении проекции V от начального направления против часовой стрелки. Угол пути характеризует поворот горизонтальной проекции траектории. Угол наклона траектории (θ ) – угол между вектором скорости V и горизонтальной плоскостью. Положителен, если вектор скорости отклонен вверх от горизонтали. Сложное пространственное движение можно представить в виде суммы двух движений в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Для этого используется траекторная система координат. Через траекторию движения проведем вертикальную цилиндрическую поверхность. Затем цилиндрическую поверхность распрямим на плоскости. По оси ОYk направлены радиус кривизны Rу траектории в плоскости развертки и составляющая ускорения движения jу. Это ускорение характеризует кривизну траектории в вертикальной плоскости. Если jу = 0, то траектория будет прямолинейной. Рассмотрим проекцию траектории на горизонтальную плоскость. На продолжении оси ОZk лежит радиус кривизны траектории в горизонтальной плоскости. Ускорение jz характеризует кривизну траектории в горизонтальной плоскости, а ускорение jx характеризует изменение скорости полета по величине. 1. 4 Силы и моменты, действующие на вертолет в полете При работе несущего винта возникают аэродинамические силы (рис. 28), равнодействующей которых является полная аэродинамическая сила несущего винта – . Ее вектор приложен к центру втулки и направлен вдоль оси конуса, образованного вращающимися лопастями несущего винта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|