Рис. 67. Боковая поперечная статическая устойчивость вертолета
Рис. 67. Боковая поперечная статическая устойчивость вертолета (2. 45) Результирующий поперечный момент складывается из поперечных аэродинамических моментов несущего винта, рулевого винта: . (2. 46) Несущий винт, рулевой винт способствуют поперечной статической устойчивости вертолета. Поэтому для всех одновинтовых вертолетов характерна высокая степень поперечной устойчивости. Она увеличивается при увеличении скорости полета и угла атаки. Однако чрезмерно высокая статическая поперечная устойчивость вертолета может оказаться излишней при недостаточной путевой устойчивости. В этом случае отклонение по крену устраняется быстрее, чем развивается скольжение, и вертолет при этом же скольжении переходит в крен противоположного направления. При большом значении отношения на некоторых режимах возможно возникновение высокочастотных поперечных колебаний вертолета, парировать которые летчик не в состоянии. 2. 6. 3 Динамическая устойчивость вертолета Под динамической устойчивостью понимают способность вертолета вернуться в исходное состояние равновесия (к исходному режиму полета) после окончания воздействия внешних возмущающих сил без вмешательства летчика. Движение вертолета после воздействия внешней возмущающей силы (без вмешательства летчика в управление) называется возмущенным. Свободное возмущенное движение вертолета представляет собой сумму нескольких апериодических и колебательных движений. Так, например, изменение углов крена, тангажа и скорости носят колебательный характер с переменной по времени амплитудой. Изменение высоты носит апериодический характер.
Динамическая устойчивость вертолета определяется характером изменения по времени кинематических параметров продольного и бокового движения. Если параметры возмущенного движения уменьшаются с течением времени, то вертолет обладает общей динамической устойчивостью. Если параметры возмущенного движения возрастают с течением времени, вертолет динамически неустойчив. Чем больше запасы статической устойчивости и демпфирование, тем лучше динамическая устойчивость вертолета, тем быстрее возвращается он к исходному установившемуся режиму полета после прекращения действия возмущений. Основные характеристики динамической устойчивости: 1. Период колебаний по тангажу, крену и курсу. 2. Время уменьшения (увеличения) амплитудных колебаний вдвое. 3. Значения изменений углов крена и тангажа, достигаемые вертолетом в течение 15 с свободного полета. 4. Время, в течение которого вертолет может совершать свободный полет без вмешательства летчика в управление, не выходя за пределы эксплуатационных ограничений. 5. Отношение амплитуд колебаний угловых скоростей крена и рыскания: . При больших значениях χ вертолет реагирует энергичным кренением на отклонения педалей, что неблагоприятно для пилотирования. Помимо количественных показателей для оценки устойчивости рассматривают: - часто ли необходимо вмешиваться летчику в управление на различных режимах полета; - возможен ли полет с брошенным управлением и выключенным автопилотом; - затруднено ли выдерживание заданного режима и др. Для получения качественной и количественной оценки устойчивости выполняют два основных вида полета: - с освобожденным управлением; - с импульсным отклонением. Динамическая устойчивость вертолета оценивается обычно при выполнении полета с освобожденным управлением (при балансировке его на исходном режиме) и при действии на вертолет внешних возмущений.
Вертолет Ми-8 не обладает динамической устойчивостью во всем диапазоне скоростей полета, в том числе и на висении, но степень динамической неустойчивости вполне приемлемая.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|