Правовой статус избирательных объединений
ФЗ «Об основных гарантиях...» содержит определение избирательного объединения: это политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам, глав муниципальных образований избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, или соответствующее структурное подразделение указанного общественного объединения. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения. Понятие избирательного объединения определяет его правовой статус, который состоит из двух частей: материально-правовой и процессуально-правовой. Материально-правовой статус избирательного объединения означает его потенциальную возможность (способность) участвовать в избирательном процессе. Условиями обладания материально-правовым статусом являются:
1) государственная регистрация избирательного объединения в качестве политического общественного объединения; 2) истечение с момента государственной регистрации определенного периода времени с тем, чтобы срок между государственной регистрацией и днем голосования на выборах, в которых имеет право участвовать избирательное объединение, составлял не менее одного года (шести месяцев в указанных выше случаях). В ст. 3 ФЗ «О политических партиях» закреплено понятие данного института, а также основы правового статуса и структура политической партии. Согласно указанной статье под таковой понимается общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Нормативно-правовые требования, предъявляемые к политической партии: а) политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии; б) в политической партии должно состоять не менее пятисот членов политической партии с учетом требований, которые предусмотрены п. 6 ст. 23 ФЗ «О политических партиях». Уставом политической партии могут быть установлены требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях; в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории РФ.
Под региональным отделением политической партии в ФЗ «О политических партиях» понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ. В субъекте РФ, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом. Дополним, что в действующей редакции ФЗ «О политических партиях» также имеет место категория «политическая партия, представленная в Государственной Думе Федерального Собрания РФ». Под таковой понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, или политическая партия, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат (переданы депутатские мандаты) в соответствии со ст. 82.1 ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Дополняет указанные положения категория «политическая партия, представленная в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ», под которой понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, или политическая партия, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п. 17 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях…». Политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. (Ст. 36 ФЗ «О политических партиях»). Политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, и ее региональные отделения вправе принимать участие в выборах и референдумах, официальное опубликование решения о назначении (проведении) которых состоялось после предоставления политической партией в уполномоченные органы документов, подтверждающих государственную регистрацию ее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ. Политическая партия вправе участвовать в выборах и референдумах самостоятельно в порядке, установленном избирательным законодательством.
Важной нормой ФЗ «О политических партиях», относящейся к деятельности избирательных объединений, является положение о том, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ может предусматриваться необходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальный процент голосов избирателей, полученных списком кандидатов, который не может быть более 7 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Основу процессуального статуса избирательных объединений составляют их права и обязанности (полномочия). Полномочия избирательных объединений (далее – ИО) складываются из процессуальных прав и обязанностей, предоставленных им нормами избирательного права. Избирательные объединения и обладают равными правами. Можно выделить следующие виды полномочий избирательных объединений, возникающие на разных стадиях избирательного процесса: 1) права в отношении кандидатов (списков кандидатов): - на своих съездах (конференциях, собраниях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов; - осуществлять сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов) для последующей регистрации.
Дополним, что согласно последним изменениям в действующем избирательном законодательстве политические партии освобождаются от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (далее – Госдума), в органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Ранее от сбора подписей избирателей на выборах соответствующего уровня освобождались партии, представленные в Госдуме, законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Федерации, представительных органах муниципальных образований. Не требовалось собирать подписи и тем, которые были представлены в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в 1/3 регионов. Теперь при проведении выборов (кроме выборов Президента России) все политические партии освобождены от сбора подписей избирателей. Что же касается выборов Президента РФ, то сохранено требование о сборе подписей избирателей партиями, не представленными в Госдуме, законодательных (представительных) органах государственной власти не менее чем в 1/3 регионов. Однако необходимое количество подписей уменьшено. Так, в поддержку кандидата на должность Президента РФ нужно собрать не менее 100 тыс. (вместо 2 млн) подписей избирателей. С 2 млн до 300 тыс. сокращено количество подписей, которое требуется от самовыдвиженца. Указанные поправки в избирательное законодательство вступили в силу с 3 мая 2012 г. Следовательно, отмеченные нормативные положения будут применяться к выборам, назначенным после этой даты; - отзывать кандидатов, списки кандидатов; - исключать кандидатов из списков кандидатов. 2) права по осуществлению предвыборной агитации: - в допускаемых законом формах правомочны вести предвыборную агитацию. ИО, которые зарегистрировали списки кандидатов (при пропорциональной избирательной системе), гарантируются равные по сравнению с другими избирательными объединениями условия доступа к средствам массовой информации, в том числе возможность использования бесплатного эфирного времени, печатной площади, помещений для проведения массовых мероприятий; 3) права и обязанности по финансированию избирательной кампании: - после выдвижения списков кандидатов обязаны создавать избирательные фонды; - вправе распоряжаться средствами своих избирательных фондов; - обязаны вести учет поступления и расходования средств избирательных фондов и не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и обо всех источниках создания своего избирательного фонда, а также обо всех произведенных затратах;
4) права по контролю за ходом выборов: - ИО, зарегистрировавшие списки кандидатов, вправе назначить членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, наблюдателей, обладающими установленными законом правами по контролю за деятельностью избирательных комиссий, контролю за ходом голосования, подведением его итогов и определением результатов выборов, уполномоченных и доверенных лиц; 5) права по формированию избирательных комиссий: - право направлять соответствующим представительным и исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям предложения по назначению членов избирательных комиссий субъектов РФ, окружных, муниципальных, территориальных и участковых избирательных комиссий. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны назначить не менее одной второй состава избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, имеющих фракции в Государственной Думе, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, представительном органе местного самоуправления. Процессуальный статус избирательного объединения прекращается в случаях: 1) отказа от участия в выборах. Избирательное объединение вправе в любое время, но не позднее, чем за пять дней до дня голосования, отозвать кандидата, выдвинутые им списки кандидатов и отказаться от участия в выборах по решению органа, принявшего решение о выдвижении кандидата, списки кандидатов по единому избирательному округу, представив решение об этом соответствующую избирательную комиссию; 2) отказа в регистрации или отмены регистрации списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением; 3) если избирательное объединение не набрали необходимого для принятия участия в распределении мандатов количества голосов (после официального опубликования результатов выборов). Избирательные объединения, принявшие участие в распределении мандатов на выборах и сформировавшие фракции в законодательных органах государственной власти, сохраняют свой статус и по окончании соответствующего избирательного процесса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|