Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовой статус избирательных комиссий




Избирательные комиссии представляют собой коллегиальные органы, формируемые в порядке и в сроки, установленные законодательством, организующие подготовку и проведение выборов, обеспечивающие реализацию и защиту избирательных прав граждан (гл. 4 ст. 20-31 Федерального закона «Об основных гарантиях...»).

Все избирательные комиссии можно разделить на две группы:

1) постоянно действующие избирательные комиссии, которые являются государственными органами: Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, территориальные избирательные комиссии, положение которых в системе государственных органов в субъектах РФ определяется законами субъекта РФ, а также избирательные комиссии муниципальных образований, являющиеся муниципальными органами и не входящие в структуру органов местного самоуправления.

2) избирательные комиссии, которые создаются в конкретном избирательном процессе: окружные, участковые. В отличие от постоянно действующих избирательных комиссий, являющихся государственнымиорганами, окружные и участковые избирательные комиссии представляют собой общественные формирования.

ФЗ «Об основных гарантиях...» устанавливает систему избирательных комиссий. На сегодняшний день существует шесть видов избирательных комиссий. Это – Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ), избирательная комиссия субъекта РФ (ИКС РФ), избирательная комиссия муниципального образования (ИКМО), окружная избирательная комиссия (ОИК), территориальная избирательная комиссия (ТИК) и участковая избирательная комиссия (УИК).

В зависимости от уровня выборов количество (система) избирательных комиссий различается. Так, на федеральных выборах – Президента РФ либо Госдумы Федерального Собрания РФ – как правило, задействована следующая система из четырех избирательных комиссий. Это – ЦИК России (1), ИКСРФ (83), ТИК (св. 3500) и УИК (св. 96 тыс.).

Необходимо различать понятия «вышестоящая комиссия», «нижестоящая комиссия» и «организующая выборыизбирательная комиссия». Согласно ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях...»:

- вышестоящая избирательная комиссия – определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

- нижестоящая избирательная комиссия – определенная в качестве таковой законом избирательная комиссия, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение выборов, по отношению к иным избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение этих же выборов;

- избирательная комиссия, организующая выборы, – это избирательная комиссия, на которую законом возложено руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

К примеру, на федеральных выборах организующей избирательной комиссией является ЦИК РФ. Она является вышестоящей по отношению ко всем избирательным комиссиям. При этом Избирательная комиссия Белгородской области является вышестоящей по отношению к 22-м избирательным комиссиям муниципальных районов и городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий области, а Избирательная комиссии города Белгорода с полномочиями Белгородской городской территориальной избирательной комиссия является вышестоящей по отношению к 189 участковым избирательным комиссиям, сформированным на территории городского округа «Город Белгород» для проведения федеральных избирательных кампаний 2011-2012 гг. При проведении выборов депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва, состоявшихся 10 октября 2010 г., организующей комиссией являлась Избирательная комиссия Белгородской области. При этом участвовали 22 избирательные комиссии муниципальных районов и городских округов с полномочиями территориальных избирательных комиссий, 1251 участковые избирательные комиссии, а по 17-ти одномандатным округам, в систему комиссий включались и окружные избирательные комиссии. При этом полномочия окружных избирательных комиссий были возложены на соответствующие территориальные избирательные комиссии. Например, Избирательная комиссия города Белгорода исполняла полномочия, как Белгородской городской территориальной избирательной комиссии, так и окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 2-5; Избирательная комиссия Старооскольского городского округа исполняла полномочия, как Старооскольской территориальной избирательной комиссии, так и окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№ 13-15.

Резюмируем, что ТИК может совмещать функции непосредственно территориальной избирательной комиссии при подведении итогов по единому избирательному округу (пропорциональная система выборов) и полномочия окружной избирательной комиссии (мажоритарная система относительного большинства) по решению ИКС РФ. При проведении выборов в органы местного самоуправления организующей комиссией является ИКМО. При этом законодательство позволяет возлагать полномочия ИКМО на ТИК.

Помимо организации и проведения выборов, избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по нимпринимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений законодательства в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.

Совмещение избирательной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов различных уровней возможно по решению вышестоящей (соответственно уровню выборов) избирательной комиссии, которое принято на основании обращения нижестоящей избирательной комиссии, согласованного с соответствующими органами государственной власти субъекта РФ, органами местною самоуправления.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам субъектов РФ либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса.

Государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализацииихполномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок, установленный федеральными законами, законами субъектов РФ.

Деятельность избирательных комиссий строится на принципах независимости, коллегиальности и гласности. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, законами субъектов РФ, независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации. Принцип коллегиальности проявляется в организации работы избирательных комиссий, в порядке принятия ими решений. ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает, что избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа ее членов. Председатель комиссии назначается вышестоящей комиссией из числа ее членов (либо по предложению вышестоящей избирательной комиссии избирается тайным голосованием на ее заседании), а заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом заседании из числа ее членов. ЦИК РФ является правомочным, если на нем присутствует не менее десяти ее членов с правом решающего голоса. Заседание иной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии обязан присутствовать на всех ее заседаниях. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением решений по следующим вопросам: об избрании заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии (тайным голосованием), по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решений нижестоящей избирательной комиссии. Решения по этим вопросам принимаются большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии. Принцип гласности в деятельности избирательных комиссии выражается в праве зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, средств массовой информация присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; в обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения (в том числе об итогах голосования и результатах выборов) в средствах массовой информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...