Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме. Аннотированный указатель




Резюме

 

Ситуация постистины не просто продукт нашего времени, она неотделима от самой истории западной мысли, в которой первоначально она нашла выражение в платоновских диалогах. Более того, постистина – ситуация, которая не ограничивается политикой, охватывая также и науку. В самом деле, ситуация постистины позволяет нам яснее понять взаимодополнительность политики и науки как сфер мышления и действия. Каждая по‑ своему участвует в борьбе за «модальную власть», то есть контроль над тем, что возможно.

В книге изучается игровое поле, общее для политики и науки, для чего применяются такие понятия, как «военно‑ промышленная воля к знанию», «протнаука» и «форсированное правление». Понятия эти являются «постистинностными» потому, что предполагают отказ принимать правила эпистемической игры за чистую монету. Знание не ограничивается консенсусом экспертного мнения, и даже то, что эксперты считают знанием, не должно интерпретироваться в том смысле, какой предпочтителен самим экспертам.

Хотя многие возмущались недавними постистинностными кампаниями, которые привели к победе брекзита и Трампа, считая их проявлением «антиинтеллектуального» популизма, лучше видеть в них болезни роста постепенно созревающего демократического интеллекта, с которым экспертам со временем придется свыкнуться. Генеалогические линии интеллектуального наследования, ранее определявшие формирование дисциплинарного знания в академии, возможно, будут считаться последним оплотом политической экономии, основанной на поиске ренты, тогда как дипломы и степени – фактором торможения, а не упрощения оборота знаний в обществе.

Чтобы понять, что ситуация постистины никуда не денется, не нужно выносить вердикт о судьбах, скажем, брекзита или Трампа. Неуважение постистины к общепризнанным авторитетам в конечном счете компенсируется ее концептуальной открытостью к людям и идеям, которые раньше игнорировались. Их призывают выйти вперед и показать себя на более широком игровом поле. В этом отношении ситуация постистины отмечает собой триумф демократии над элитизмом, хотя такой триумф сдвигает равновесие скорее к «хаосу», чем к «порядку».

Платон понял, что единственный способ усмирить хаотические налонности демократии – сделать так, чтобы обсуждение правил игры и обсуждение чьей‑ либо позиции в игре велись отдельно друг от друга, то есть разделить то, что логики назвали соответственно вопросами «первого порядка» и «второго порядка». Мы можем обсуждать одни или другие, но не те и другие одновременно. Вот что такое «ситуация истины». Ситуация постистины опровергает эту посылку, поскольку игроки борются за положение в актуальной игре, но в то же время пытаются изменить правила игры, чтобы максимизировать свое суммарное преимущество.

В утопии постистины демократизируются и истина, и ложь. То есть никто не будет считаться совершенно безнадежным – ни безнадежно правым, ни безнадежно неправым. Хотя эта перспектива представляется вполне эгалитарной, прежде чем подписать договор, вам стоит обратить внимание на мелкий шрифт. У вас не будет возможности ни почивать на лаврах, ни жить в мире. Вам всегда придется получать еще один шанс, чтобы сыграть в игру, правила которой всегда могут быть оспорены. Возможно, именно по этой причине некоторые предпочитают ситуацию истины, и не важно, кто устанавливает правила игры.

 

Аннотированный указатель

 

Адаптивное предпочтение – свойственная желаниям людей тенденция подстраиваться под ожидания, как они видны в свете прожитого опыта, что является стратегией снижения когнитивного диссонанса. Этот феномен может, с одной стороны, доказывать всего лишь неспособность прямо признать свои ошибки, а с другой – показывать, что люди со временем начинают понимать, что им на самом деле важно, а это позволяет им двигаться вперед. Ситуация истины придерживается первой позиции, ситуация постистины – второй.

Антиэкспертная революция – более общий феномен, которому соответствует выражение «постистина». Он отмечается, с одной стороны, все большей доступностью образования и обучения, а с другой – сопутствующим ей все более подозрительным отношением к политическим и научным авторитетам.

Аристотель (384–322 до н. э. ) – ученик Платона, самый влиятельный западный философ вплоть до XVII в. В отличие от Платона, он, вместо того чтобы запрещать деятельность драматургов как поставщиков альтернативных версий реальности, требовал, чтобы сюжетные линии пьесы достигали завершения, благодаря чему они должны получить гриф «вымысла» как противоположности «факта», существующего за пределами театра.

Бернейс Эдвард (1891–1995) – главный враг Уолтера Липпмана, вместе с которым он работал на успешной пиар‑ кампании Вудро Вильсона, убедившей американцев вступить в Первую мировую войну. Бернейс отдавал предпочтение демократизированному и коммерциализированному подходу к связям с общественностью, которые он превратил в индустрию с миллиардным оборотом, основанную на исследованиях рынка с применением экспериментального подхода, способного впечатлить менеджмент. Многие методы, опирающиеся на его работы, включая фокус‑ группы, стали достоянием социологии.

Брекзит – выход Великобритании из Евросоюза (ЕС), решение о котором было принято в 2016 г. на референдуме. Он показал наибольшую явку избирателей за всю британскую историю, однако результат политические и научные элиты сочли поразительным и вредоносным как для Великобритании, так и для ЕС. Но также его можно небезосновательно считать впечатляющей демократической отповедью авторитету экспертов.

Бэкон Фрэнсис (1561–1626) – личный юрист английского короля Якова I, предложивший первое специальное определение научного метода, сформулированное в категориях не только его внутреннего устройства, но также его способности к социальным преобразованиям. Бэкон, большой поклонник инквизиторских подходов к судопроизводству, разработанных в континентальной Европе, считал природу вражеским свидетелем, который скрывает тайны от человечества, в чем, в свою очередь, выражалось «падшее» состояние человека, как оно понимается в Библии.

Вебер Макс (1864–1920) – основатель социологии как академической дисциплины, который понимал взаимодополнительность политической и научной рациональности – в общем и целом – в категориях постистины.

Веритизм – эпистемологическая позиция в современной аналитической философии, настолько жаждущая отделить знание истины от любого понимания человеческой деятельности, что веритист может обладать знанием, высказывая достоверные истины, но при этом даже не понимать, как ему это удалось. Самое большее, что можно сказать в защиту веритизма, так это то, что он явно тормозит то второпорядковое мышление, которое определяет ситуацию постистины.

Википедия – сетевая энциклопедия, выходящая на нескольких языках и являющаяся, несомненно, самым крупным коллективным интеллектуальным проектом из всех когда‑ либо добивавшихся успеха как по количеству участников, так и по числу тем. Несмотря на значительные эпистемические недостатки, у Википедии есть все права считаться главным примером всеобщего демократического производства знаний.

Витгенштейн Людвиг (1889–1951) – влиятельный представитель аналитической философии XX в., чья карьера удобно делится на две половины, соответствующие тому, что в этой книге называется ситуацией «истины» («Логико‑ философский трактат») и ситуацией «постистины» («Философские исследования»).

Военно‑ промышленная воля к знанию – противовес обычным дисциплинарным нормам академического исследования. Как указывает термин «военно‑ промышленная», такая форма исследования обладает более четкой организацией и больше ориентирована на цель, обычно предполагающую некоторое улучшение условий человеческой жизни. Соответствующее знание, как правило, стремится к «продуктивности», под которой имеются в виду одновременно эффективность и действенность. Главными образцами этого подхода в XX в. выступали частные фонды.

Второпорядковое мышление – то, что обычно обозначается фразой «занять метапозицию», например, в метаязыке, металогике или метапсихологии. Имеется в виду мышление о правилах игры, в которую мы играем, предполагающее, в частности, что возможны разные правила, в соответствии с которыми игра может считаться правильной. Второпорядковое мышление – базовое состояние сознания человека в ситуации постистины.

Габер Фриц (1868–1934) – пример междисциплинарного ученого эпохи постистины, изобретения которого в области химии, применяемые на радикально разных игровых полях, вероятно, оказали наибольшее влияние на максимальное количество жизней за всю историю человечества, если считать как тех, кто благодаря им смог выжить, так и тех, кто из‑ за них погиб.

Галилей Галилео (1564–1642) – человек с рекламного плаката ситуации постистины, по крайней мере, по мысли философа Пола Фейерабенда. Хотя сегодня Галилей считается светочем научной революции, в свое время он стратегически переоценивал свои притязания на знание, сделав ставку на то, что другие сочтут их достаточно убедительными, чтобы создать условия, в которых они могли бы действительно найти подтверждение. И он оказался прав.

Голливудское знание – двусмысленное выражение, которое может означать либо гиперреализм кинофильмов, который заставляет людей смешивать экранный вымысел с внеэкранным фактом, либо гибридную форму знания, производимого учеными‑ естественниками и другими академиками в процессе консультирования с киностудиями, занятыми съемками фильма, что, в свою очередь, может стимулировать общественное и даже профессиональное понимание того, что вообще возможно для науки. Ситуация постистины поддерживает последний вид знания, а первый считает своим инструментом.

Ежи – термин Филипа Тетлока, означающий интеллектуалов, которые упорно предсказывают одно и то же при любых обстоятельствах, что по прошествии значительного времени наделяет их ложным ореолом последовательных, позволяющим раздуть значение тех немногих случаев, когда они действительно оказываются правы.

Игра (наука как игра) – постистинностное понимание науки, согласно которому важнее знать условия, в которых притязание на знание может быть истинным или ложным, чем знать, действительно ли оно истинно или ложно. В этом смысле наука – это игра за контроль над тем, что в этой книге называется «модальной властью».

Избыточность информации – понятие, периодически всплывавшее со времени позднего Средневековья и выражающее не только умножение числа текстов, но также и неспособность читателей решить, как с ними взаимодействовать. В период раннего Нового времени это привело к персонализированным подходам к знанию, наиболее яркий пример которого был дан творчеством Жан‑ Жака Руссо. Однако в последние годы возник более поляризованный подход, в соответствии с которым большая часть того, что считается информацией, на самом деле является либо шумом, либо содержанием, которое нам еще предстоит научиться в полной мере использовать (также оно известно как «нераскрытое публичное знание»).

Интерсекциональность – признание того, что у людей много идентичностей, и некоторые из них более выгодны или вредны для них, чем другие. В эпоху Нового времени государства поддерживали социальный порядок, стабилизируя такие маркеры идентичностей, как раса, класс и гендер. Однако в эпоху постистины эта задача передается на усмотрение самоорганизуемой политики идентичности, что приводит к представлению об обществе как множестве пересекающихся силовых игр, где идентичность игроков может быть такой же текучей, как идентичность игр, в которые они играют.

Исследования науки и технологий (Science and Technology Studies, STS) – междисциплинарное ответвление социологии знаний, первопроходцы которого были в основном интеллектуальными аутсайдерами. На первоначальной социально‑ конструктивистской стадии, пришедшейся на последнюю четверть XX в., эти исследования считались по своей ориентации постмодернистскими, выступая способом «демистификации» науки. Сегодня мы могли бы сказать, что они стали прологом к ситуации постистины. Однако в последние годы они попытались, пусть и с переменным успехом, отойти от первоначальной позиции.

Кайрос – понимание времени («тайминга»), необходимое для любой успешной «лисы». Это момент, когда применение доступной силы должно дать максимальный эффект, решительным образом изменив игровое поле, в идеале на благо того, кто эту силу применяет. После такой перемены вся предшествующая история переписывается ради легитимации нового революционного порядка.

Кан Герман (1922–1983) – ведущий аналитик RAND Corporation в период холодной войны, отстаивавший принцип «мыслить немыслимое», под которым имел в виду получение максимального результата из «ограниченной ядерной войны» путем инноваций, которые сгодились бы для мира, где были бы уничтожены фундаментальные составляющие нашей современной инфраструктуры. Основная мысль состоит в том, что, даже если Судный день не наступит, инновации все равно останутся с нами. Плодом такого подхода стал Интернет. Кан был одним из прототипов героя классического фильма Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав» (1964).

Кант Иммануил (1724–1804) – обычно считается основоположником современной западной философии, его главным достижением стало формальное признание того, что, даже если бытие Бога не может быть доказано, в нашем разуме все равно существует богоподобная дыра, заполняемая второпорядковым мышлением, которое является источником того, что в этой книге называется «модальной властью».

Кастомизированная наука – особая установка по отношению к науке, характерная для ситуации постистины, ставшая возможной благодаря выросшему уровню образования и в то же время более широкой доступности источников информации. Поскольку она тесно связана с протнаукой, ее эпистемология отмечена четким различием между тем, что мы «знаем» (то есть узнали), и тем, во что мы «верим» (то есть чем руководствуемся в действиях).

Коллегиальное рецензирование – элемент академического новояза, указывающий на относительно небольшое число академических ученых, выносящих суждения по большей части академических работ, причем на основе этих суждений определяются карьерный рост и общественное доверие. При этом коллегиальное рецензирование действует в качестве стихийно сложившегося рэкета, что удивительно, если учитывать доверие и академиков, и неакадемиков к этому процессу.

Консенсус научный – идеологически переоцененное понимание того, что самоорганизуемая и квалифицирующая сама себя группа людей, называемых «учеными», решает вопрос о такой коллективной собственности на единицы знаний, произведенные некоторыми из них в рамках академического процесса «коллегиального рецензирования», которая затем представляется остальному обществу в качестве наилучшей версии истины, какая только может быть у человечества.

Кун Томас (1922–1996) – наиболее влиятельный теоретик науки второй половины XX в., выдвинувший циклическую концепцию науки, в которой продолжительные «нормальные» периоды чередуются с короткими «революционными» фазами, соответствующими, если использовать категории данной книги, ситуации «истины» и ситуации «постистины», причем в первой господствуют львы, а во второй – лисы.

Липпман Уолтер (1889–1974) – вероятно, лучший пример практикующего платоника в XX в., поскольку он участвовал в формировании доминирующего образа Америки, создаваемого ею самой на мировой сцене в период с Вудро Вильсона до Ричарда Никсона. Одним из первых выступил против попыток Эдварда Бернейса маркетизировать связи с общественностью, назвав их «фабрикацией согласия». Он стремился создать более централизованный и строгий подход к информированию общества, что закрепило за ним славу крестного отца «профессиональной», или «объективной», журналистики.

Лисы (в понимании Макиавелли) – термин Вильфредо Парето, обозначающий элиты, которые считают, что могут увеличить свое преимущество, сняв ограничения платоновского учения о двойной истине, что позволит большему числу людей определять правила, по которым устанавливается сама истина. Если говорить в общепринятых политических категориях, установка лис совпадает с «оппозицией», чьей визитной карточкой являются «перемены» и «новая кровь».

Лисы (в понимании Эразма Роттердамского) – термин Филипа Тетлока, обозначающий интеллектуалов, чья точность в предсказаниях ограничивается серией краткосрочных прогнозов, а потому они не способны видеть более общие тенденции, которые только‑ только складываются. Термин определяется проведенным Эразмом различием между лисой, которая обычно знает много небольших вещей, и ежом, который знает одну вещь, но зато большую. В категориях Макиавелли, это различие выглядит так: поскольку лисам недостает традиционной легитимности «львов», они всегда должны доказывать свою успешность, что ограничивает их способность к глубокому провидению будущего.

Львы – термин Вильфредо Парето, позаимствованный им у Никколо Макиавелли для обозначения тех элит, которые стремятся увеличить свое преимущество, строго следуя платоновскому учению о двойной истине, отдавая предпочтение тем, кто готов и способен играть по правилам, по которым в настоящий момент определяется истина. Если говорить в общепринятых политических категориях, «истеблишмент» обычно занимает львиную позицию, поддерживая ценности «стабильности» и «традиции».

Междисциплинарность – такая форма исследования, которая в идеале заимствует идеи из разных академических дисциплин и в то же время заглядывает за их границы. Чаще стимул к такого рода исследованиям возникает за пределами академических дисциплин, особенно в той области, которая в этой книге называется военно‑ промышленной волей к знанию.

Модальная власть – контроль над тем, что может быть истинным или ложным, отражаемый в представлениях о том, что возможно и невозможно, необходимо и случайно. В истории философии такая форма знания называлась трансцендентальной, хотя его источник вызывал много споров. С точки зрения Платона, она проистекала из воли царя‑ философа, становящейся законом для всех остальных. В христианскую эпоху она требовала постижения разума Бога‑ творца, тогда как в эпоху Нового времени все более важную роль стала играть наука. Однако Кант, как известно, доказал, что наше чувство трансцендентального просто отражает пределы нашего разума, что, в свою очередь, послужило развитию ситуации постистины.

Мольтке граф Гельмут фон (1800–1891) – один из величайших военачальников всех времен и народов, организатор победы объединившейся к тому времени Германии во Франко‑ прусской войне. Его учение о «перманентном чрезвычайном положении», согласно которому в мирное время страна должна постоянно готовиться к следующей войне, является одним из источников «суперпрогнозирования» и «форсированного правления».

Нераскрытое публичное знание – выражение, придуманное специалистом по библиотековедению Доном Суонсоном в 1980‑ е годы, обозначает обширный запас академических публикаций, которые редко изучаются, а порой и просто игнорируются даже самими академиками, несмотря на то что в них скрываются неосвоенные эпистемические ценности, которые, впрочем, в современную эпоху использовались при решении военно‑ промышленных задач.

Относительное преимущество отсталости – выражение, придуманное историком экономики Александром Гершенкроном для описания преимущества стран, поздно приступивших к индустриализации, а потому способных учиться у своих предшественников, не повторяя их историю. Это может привести к инновациям, которые ускоряют развитие, так что в итоге припозднившиеся страны могут обойти предшественников. Форсированное правление видит в любой крупной катастрофе благоприятную возможность, представившуюся тем, кто эту катастрофу пережил.

Парето принцип 80/20 – 80% наблюдаемых результатов является следствием 20% имеющихся поводов. Парето утверждал, что его принцип выполняется в столь разных аспектах столь многих обществ, что составляет закон природы. В частности, независимо от того, какой именно у общества источник производства богатства, 80% такого богатства окажутся в руках 20% населения. Похоже, что этот принцип применим и к академическому производству знания, и вопрос в том, составляет ли он просто иерархию (что соответствует точке зрения львов) или же ресурс, который можно эксплуатировать (точка зрения лис).

Парето Вильфредо (1848–1923) – основоположник неоклассической политической экономии и социологии, который до 1960‑ х годов конкурировал, видимо, за влияние с Карлом Марксом. Парето модернизировал Макиавелли для мира современной либеральной демократии, в том числе благодаря своей теории «оборота элит» (львов против лис), которая отображает динамику ситуации постистины.

Пастера квадрант – термин, связанный с методами биохимика XIX в. Луи Пастера, который занимался многими исследованиями, нацеленными на раскрытие фундаментальных принципов, необходимых для улучшения человеческой жизни в тех областях, которые для Франции были наиболее проблемными. Затем подобные «фундаментальные исследования, имеющие прикладное значение», стали связываться с генетикой, тогда как в XX в. похожие попытки предпринимала евгеника. В любом случае они подрывают академический миф о том, что фундаментальные исследования должны предшествовать любым полезным применениям. Военно‑ промышленная воля к знанию развивается именно в квадранте Пастера.

Платон (427–347 до н. э. ) – канонический первооснователь западной философии, который признал, что будущим правителям следует усвоить постистинностный подход к реальности, в соответствии с которым авторитет действует в силу применения модальной власти. Корпус его произведений в основном состоит из упрощенных драм или «диалогов», в которых протагонистом выступает Сократ. В некоторых из таких диалогов Сократ доказывает, что идеальное государство должно цензурировать драматические представления. Это суждение стало отправным моментом в истории учения о двойной истине.

Поиск ренты – свойство феодализма, неприемлемое ни для капиталистов, ни для социалистов, состоит в способности порождать стоимость, снижая, а не повышая производительность того или иного ресурса – земли или рабочей силы. Такая ситуация становится возможной благодаря монопольной природе собственности, которая, в свою очередь, допускает взимание «ренты» до всякого применения ресурса. Пока у потенциальных потребителей нет иной альтернативы, кроме как обратиться к собственнику, чтобы получить то, что им нужно, ренты могут продолжать собираться. В ситуации постистины экспертиза – и, возможно, академическое знание в более общем смысле – рассматривается в качестве одной из форм поиска ренты.

Поппер Карл (1902–1994) – прямой наследник Джона Стюарта Милля и, возможно, единственный философ XX в. с одинаково важным вкладом как в политическую, так и в научную мысль, основная идея которого состояла в «открытом обществе». Хотя при жизни Поппера в полной мере не оценили, он играл роль лисы, призывая к «перманентной революции» в науке, которая стала ответом на предложенную Томасом Куном в 1960‑ х годах более львиную концепцию научных перемен.

Постистины ситуация – социальный порядок, участники которого всегда и везде думают о том, в какую игру играть, и в то же время о том, какой ход сделать в той или иной игре, в которой они в данный момент участвуют. Такое общество приостанавливает действие традиционной посылки о том, что у его членов есть общая реальность, а потому и общее понимание условий истины. Платон полагал, что хорошо организованное общество должно ограничивать ситуацию постистины его правящим классом, который затем определяет условия общей реальности, применимые ко всем остальным.

Предосторожности принцип – стратегия рациональности как избегания риска, в соответствии с которой приоритет отдается предотвращению вреда, а не сотворению блага. Этот принцип, увековеченный многими европейскими законами в сфере здравоохранения и экологии, предполагает, что высокий риск соответствует высокой угрозе, а потому такой принцип стремится к «устойчивому» миру, в котором сменяющие друг друга поколения обеспечиваются примерно теми же ресурсами и возможностями, что и предшественники.

Предупреждающее правление – развивающаяся в рамках исследований науки и технологий (STS) область, в которой организуются фокус‑ группы, вики‑ сайты и другие платформы для оценки установок людей по отношению к инновациям, которые должны появиться в ближайшем или относительно недалеком будущем. Если сами исследователи STS обычно довольствуются акцентуацией колебаний, если не страха, испытываемых сегодня людьми при мысли о будущем, то их заказчики работают в русле рыночных исследований, чтобы настроить содержание и брендирование грядущих инноваций на их максимальную рецепцию обществом.

Проактивности принцип – стратегия рациональности как поиска риска, в соответствии с которой приоритет отдается сотворению блага, а не предотвращению вреда. Предпосылка, утверждающая, что высокий риск соответствует значительной возможности, определила предпринимательский этос, а вместе с ним и революционную науку, отстаиваемую Карлом Поппером. Обосновывается это тем, что, хотя блистательный успех лучше очевидного провала, последний может научить – тех, кто выживет – большему, чем длительная возня.

Протестантская Реформация – формализация доктринальных различий в западном христианстве за счет умножения числа церковных властей в XVI в., которая, в свою очередь, стала теологическим основанием для развития секулярной современности. Также к Реформации восходят некоторые типичные для ситуации постистины ходы, которые можно обнаружить и в процессе формирования протнауки.

Протнаука – сокращение от выражения «протестантская наука», означает разрозненные научные движения, направленные против истеблишмента, которые часто изображались в виде псевдонауки, включая креационизм и врачебные практики нью‑ эйджа. Их последователям свойственно желание напрямую включить науку в свою жизнь, то есть сделать примерно то же, что протестанты‑ реформаторы хотели сделать с христианством. Результатом оказывается то, что в этой книге называется кастомизированной наукой.

Псефология – социологическое исследование поведения избирателей, обычно понимаемое в качестве разновидности исследований общественного мнения, которые, в свою очередь, восходят к тому виду исследований рынка, что отстаивался Эдвардом Бернейсом. Когда участники псефологических экспериментов стали больше осознавать то, что социологи их изучают, они научились давать правильные ответы, все больше путая псефологов, что стало ясно в ситуации брекзита и избрания Трампа.

Реализм – официальная философия того, что в этой книге называется ситуацией истины.

Ревизионизм – переписывание истории в интересах того, кто ее переписывает, отражение стратегической функции контроля той власти, которую прошлому дозволяется иметь над будущим. Подобное переписывание встречается даже в таких областях, как философия, математика и многие естественные науки, которые представляют себя по природе своей антиисторическими. В ситуации постистины лисы более других готовы пересмотреть историю, тогда как львы стремятся во что бы то ни стало сохранить имеющуюся версию.

Руссо Жан‑ Жак (1712–1778) – мыслитель французского Просвещения, за которым статус философа сохранился и сегодня, в отличие от остальных просвещенцев. Является обладателем завидного титула лучшего защитника и в то же время критика демократии. С его точки зрения, демократия возможна только в том случае, если каждый, включая правителей, согласился с правилами игры. Руссо полагал, что для этого необходимы общие ценности, явленные в виде «общей воли». Землевладение и владение собой он толковал в том же русле, а потому стал любимцем как «коммунистов», так и «коммунитаристов». В то же время он предложил постистинностный план эвакуации, начертанный придуманным им личным стилем в литературе.

Сен‑ Симон граф Анри де (1760–1825) – образцовый представитель «утопического социализма» в противоположность «научному социализму» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, наиболее последовательный противник поиска ренты до Маркса. Вероятно, его можно считать основоположником «управления знаниями» и «общества знаний», в которых акцент ставится на эффективность и производительность, нехватку которых обычно испытывают академические институты. Опираясь на Фрэнсиса Бэкона, он, вероятно, первым начал осознанно мыслить в категориях военно‑ промышленной воли к знанию.

Ситуация истины – представление о реальности как одном‑ единственном принимаемом всеми людьми игровом поле, знаковой игрой которого выступает наука. В этой книге она выступает противоположностью ситуации постистины.

Созидательное разрушение – выражение, придуманное экономистом Йозефом Шумпетером для обозначения революционного воздействия инноваций на рынок. Подлинная инновация не просто добавляет еще одного конкурента к уже существующему игровому полю. Она создает новое игровое поле, тем самым вынуждая игроков переквалифицироваться или же исчезнуть. Ее динамический характер сильно напоминает смену парадигмы у Куна, если не считать того, что «предприниматели» (как Шумпетер называл инноваторов) более целенаправленны в созидательном разрушении целевого рынка, чем так называемые «научные революционеры», обычно получающие такой титул от потомков.

Сократ (470/469–399 до н. э. ) – пожалуй, наиболее знаковая фигура западной философии, известен в основном по своей роли в большинстве платоновских диалогов, в которых он выражает позицию Платона. Защита Сократом «истины» перед лицом его противников‑ софистов сводится к тому, чтобы перехитрить их на их собственной территории постистины.

Софисты – торговцы‑ чужеземцы в классических Афинах, которые прельщали местных жителей своим специфическим товаром – риторикой, как назвал ее Платон. Сократ в диалогах Платона выводится в качестве человека, который может состязаться с софистами в их собственном ремесле и при этом доказывает, что истинная ценность их товара заключается в его «правильном» применении. Соответственно, Сократу удается перехитрить их в своего рода второпорядковом мышлении, составляющем ситуацию постистины.

Социальный конструктивизм – интеллектуальное движение XX в., охватившее ряд самых разных дисциплин и подчеркивающее «антиреалистический», а потому и «постистинностный подход» к производству знания. Хотя социальный конструктивизм обычно считается родственным «социологическому» подходу к знанию, такая связь стала явной только в 1960‑ е годы в результате публикации работы Питера Бергера и Томаса Лукмана «Социальное конструирование реальности».

Суперпрогнозирование – термин специалиста по политической психологии Филипа Тетлока, опиравшегося на графа Гельмута фон Мольтке, обозначает такое разыгрывание будущего в наших интересах, при котором предполагается, что мы можем понести существенные краткосрочные убытки, преследуя конечную цель. Таким образом, акцент ставится не на корректности каждого прогноза, а на извлечении наибольшей прибыли из любого прогноза, если он не сбывается. Суперпрогнозирование указывает на продуктивную интерпретацию адаптивных преимуществ и подкрепляет идею форсированного правления и принципа проактивности.

Табуированный сюжет – термин специалиста по политической психологии Филипа Тетлока, который обозначает мышление, применяемое в ситуациях, когда участники эксперимента должны отложить в сторону свои излюбленные (или «священные») убеждения, чтобы решить ту или иную гипотетическую проблему. Подобные ситуации можно рассмотреть в качестве экспериментального воспроизведения принципа «мыслить немыслимое», который Герман Кан защищал во время холодной войны.

Теодицея – оправдание «зла» (в самом широком смысле, включающем и природные катастрофы), учитывающее бесспорное существование благого Бога. Теодицея, ставшая в Европе раннего Нового времени рассадником рационалистической теологии, часто возвращается в секулярном облачении, особенно в рассказах о «логике» капитализма и дарвиновской эволюции. Ее основное значение для ситуации постистины состоит в возможностях, открывающихся для того, что я называю «моральным предпринимательством», которое представляет собой тонкое искусство превращения оплошностей в добродетели, то есть то – исходно богоподобное – умение, которое также играет основную роль в форсированном правлении.

Теория разумного замысла – научно обновленная версия креационизма, являющаяся образцовым примером протнауки и составляющей антиэкспертной революции, характерной для ситуации постистины.

Учение о двойной истине – основополагающая идея Платона о том, что социальный порядок поддерживается оглашением двух истин, одной – элитам, определяющим правила игры, а другой – массам, которые этим правилам повинуются. Это ситуации соответственно «постистины» и «истины», как они обсуждаются в этой книге.

Файхингер Ганс (1852–1933) – основатель современного кантоведения, который в начале XX в. предложил философию фикционализма, ставшего предшественником современного постистинностного мышления. Его основная идея заключалась в том, что настоящий мир – это мир, к которому мы относимся так, «как если бы» он был реальным.

Фейковые новости – визитная карточка ситуации постистины, в которой конкурирующие стороны обвиняют друг друга в навязывании неправильного понятийного аппарата отличения истины от лжи. Хотя обычно это выражение ассоциируется с Дональдом Трампом, сама идея восходит, по меньшей мере, к дискуссиям времен протестантской Реформации.

Форсированное правление – политическая стратегия, опирающаяся на идеи Германа Кана и рассматривающая пессимистические сценарии (известные также как экзистенциальные риски) не в качестве того, что надо любой ценой избежать, а как возможности, использование которых может принести пользу даже в том случае, если придуманные сценарии так и не осуществятся.

Хронос – такое понимание времени, которое необходимо всякому успешному льву. В соответствии с таким пониманием история представляется в виде упорядоченной цепочки событий, которые, накапливаясь, легитимируют статус‑ кво, так что в их контексте любая внешняя помеха воспринимается в качестве экзистенциального риска.

Экзистенциальный риск – модный вариант Судного дня, возникший в период после холодной войны. Вместо ядерной катастрофы теперь рассматривается либо глобальная климатическая катастрофа, либо атака сверхразумных машин. Хотя сторонники идеи экзистенциального риска обычно считают ее тем, чего нужно во что бы то ни стало избежать, есть и постистинностная интерпретация, в какой‑ то мере следующая Герману Кану и полагающая такую угрозу в качестве возможности для «нестандартного» мышления, применяемого в инноваци

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...