2. Правовое обеспечение судебной лингвистической экспертизы
Контрольные вопросы
1. Понятие судебной лингвистической экспертизы. 2. Криминалистическая сущность судебной лингвистической экспертизы. 3. Основные отличия процессуальной и непроцессуальной деятельности лингвиста. 4. Речевое действие как правонарушение. 5. Генезис судебной лингвистической экспертизы. 6. Судебное речеведение как обосновывающее знание судебной лингвистической экспертизы.
2. Правовое обеспечение судебной лингвистической экспертизы
2. 1. Общие положения, регламентирующие судебно-экспертную деятельность эксперта-лингвиста
Судебная лингвистическая экспертиза назначается в тех случаях, когда при производстве дознания, предварительного следствия и при судебном разбирательстве возникает потребность в применении специальных лингвистических знаний, т. е. знаний в области науки о языке и речи. Потребность в специальных лингвистических знаниях появляется у судебно-следственных органов именно тогда, когда они не могут доступными им средствами получить объективные данные о содержательной и формальной сторонах продуктов речевой деятельности (об их языковой форме и смысловом понимании). Эти данные необходимы правоприменителю для принятия правового решения по делу и могут быть получены только в результате экспертного лингвистического исследования, проведенного профессиональным экспертом-лингвистом. В настоящее время основной процессуальной формой использования специальных лингвистических знаний является судебная лингвистическая экспертиза и комплексные с нею виды судебных экспертиз, прежде всего комплексная психолого-лингвистическая экспертиза, комплексная фоноскопическая и лингвистическая экспертиза.
Судебно-экспертная деятельность лингвиста основывается на принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица, а также независимости эксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. Эти принципы являются всеобщими, не имеющими каких-либо исключений. Правовой основой деятельности судебного эксперта-лингвиста являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательство в сфере охраны здоровья, Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ " О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ " Об оперативно-розыскной деятельности", Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ " О противодействии экстремистской деятельности", Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ " О противодействии терроризму" и иные нормативные правовые акты, ведомственные приказы и инструкции, международные договоры, пакты и конвенции, рекомендации и резолюции международных организаций и т. д. Для правового обеспечения судебно-экспертной деятельности эксперта-лингвиста могут быть использованы решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленумов Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, Суда по интеллектуальным правам, правовые позиции Европейского суда по правам человека и судебная практика иных судов.
Нарушение закона при осуществлении судебно-экспертной деятельности при производстве судебных лингвистических экспертиз недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В информационно-правовых базах российского законодательства насчитываются сегодня сотни нормативных правовых актов различного уровня, регламентирующих судебно-экспертную деятельность. Системным документом, определяющим правовой статус судебно-экспертной деятельности и заключения эксперта, является Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ " О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ ГСЭД). Указанный системный акт определяет правовую основу, принципы организации и основные направления судебно-экспертной деятельности как самостоятельного вида социально полезной деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве. В этом же законе закреплены принципы и правовые основы судебно-экспертной деятельности, исторически сложившиеся на основе многолетней правоприменительной практики, профессиональные и квалификационные требования к эксперту. Судебная лингвистическая экспертиза может быть проведена государственными судебными экспертами и иными сведущими лицами, не являющимися работниками государственных судебно-экспертных учреждений. Государственным судебным экспертом в области судебной лингвистической экспертизы является аттестованный по судебно-экспертной специальности, соответствующей ведомственному классификатору, работник государственного судебно-экспертного учреждения, который производит судебную лингвистическую экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей (ст. 12 ФЗ ГСЭД). Негосударственным судебным экспертом выступает сведущее лицо, обладающее специальными лингвистическими знаниями, но не являющееся работником государственного судебно-экспертного учреждения (ст. 41 ФЗ ГСЭД). Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для организации и производства судебной экспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции по организации и (или) производству экспертизы в целях осуществления судопроизводства в Российской Федерации. В течение переходного периода, установленного Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ " О Следственном комитете Российской Федерации", организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться экспертными подразделениями федерального государственного органа, осуществляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства. В случае если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность, которые предусмотрены для государственных судебно-экспертных учреждений (ст. 11 ФЗ ГСЭД).
К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся работники негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях, но обладающие требуемыми для производства судебной лингвистической экспертизы компетенциями. В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 2010 г. N 28 " О судебной экспертизе по уголовным делам" согласно положениям ч. 2 ст. 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. П од негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом " О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами, в которых судебно-экспертная деятельность указана в качестве основной.
Судебно-экспертная деятельность состоит в организации и производстве судебной экспертизы государственными судебно-экспертными учреждениями, государственными судебными экспертами и лицами, обладающими специальными знаниями, но не являющимися государственными судебными экспертами (ст. 1, 41 ФЗ ГСЭД). Задачей судебно-экспертной деятельности является оказание содействия правоохранительным органам (судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям) в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Содействие оказывается посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла (ст. 2 ФЗ ГСЭД). В ст. 9 ФЗ ГСЭД даны определения основных понятий, используемых в законе. Заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Для производства судебной экспертизы орган или лицо, ее назначившие, должны предоставить в распоряжение эксперта объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследования и дачи заключения. Объекты, представляемые на экспертизу, должны быть надлежащим образом упакованы, снабжены пояснительными надписями и ярлыками; они должны быть опечатаны так, чтобы исключить возможность их подмены. Эксперт действует по поручению суда (следователя) и исследует только те материалы, которые предоставлены в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, и не наделен правом самостоятельно собирать доказательства. Указанное положение относится и к ситуации получения экспериментальных образцов, которые также должны быть предоставлены в процессуальном порядке и не могут добываться экспертом самостоятельно. Статья 3 ФЗ ГСЭД определяет правовую основу государственной судебно-экспертной деятельности, в которую, помимо Конституции Российской Федерации, данного закона и других федеральных законов, а также нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, регулирующих организацию и производство судебной экспертизы, включено процессуальное законодательство, в том числе УПК РФ, ГПК РФ и др. В ст. 4-8 ФЗ ГСЭД зафиксированы основные принципы государственной судебно-экспертной деятельности, которые, согласно ст. 41 ФЗ ГСЭД, распространяются и на судебно-экспертную деятельность лиц, обладающих специальными знаниями, но не являющихся государственными экспертами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|