Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметно-тематический лингвистический анализ




 

В основе этого типа анализа лежит исследование пропозитивного содержания высказывания.

Пропозиция - языковое воплощение некоего положения дел в действительности, ситуации*(253).

Пропозиция представляет собой семантическую структуру, образуемую двумя главными элементами:

- предмет речи (носитель предикативного признака);

- приписываемый ему признак (предикат).

Предикат (лат. praedicatum) - логическое сказуемое, то, что в суждении высказывается о предмете суждения*(254).

В процессе исследования было установлено, что в представленном речевом произведении имеются несколько разных предметов речи.

Во-первых, предметом речи выступает - народ fuscae.

В исследуемом тексте речь именно о народе fuscae, т. е. о группе лиц, объединяемой по социальной принадлежности к определенной группе лиц (" черные мураши" ).

Народ - 1) в науке конституционного права понятие, обычно подразумевающее все население данного государства, образующее единую социально-экономическую и политическую общность независимо от деления его на какие-либо национальные общности*(255).

Главным признаком того, что речь идет о группе в целом, служит наличие в контексте исследуемого речевого произведения обобщения. В тексте присутствует указание на типичность - оно придает имени группы так называемый родовой статус - референтом имени в этом случае является эталонный представитель группы " черный муравей, несчастный представитель fuscae, смирного народа, сражавшегося лишь из самозащиты".

Предикатом в данном случае выступает комплекс действий (ниже в исследуемом тексте выделено курсивом с подчеркиванием). Данный комплекс действий позволяет установить:

а) описание состояния, в котором находится предмет речи:

- представитель fuscae был убит;

- они гораздо многочисленнее нас (прим. красных муравьев);

- они - могучая раса;

- они нападают на нас (прим. красных муравьев);

- еще не додумались до социализма;

б) описание отношений между предметом речи и кем-то связанным с ним (в данном случае с красными муравьями):

- черные мураши должны быть вовек в рабстве у красных;

в) описание планов на будущее предмета речи:

-... а потому норовят бесстыдно украсть наш (прим. красных муравьев) сироп;

-... и вопреки естеству норовят поработить нашу (прим. красных муравьев) безобидную расу.

Во-вторых, предметом речи выступает - раса Муравьев.

В исследуемом тексте речь именно о расе, нации Муравьев, т. е. о группе лиц, объединяемой по расовой, национальной принадлежности к определенной группе (" драгоценная раса" ).

Главным признаком того, что речь идет о группе в целом, служит наличие в контексте исследуемого речевого произведения обобщения, так как в тексте постоянно используются номинации " муравьи", " обожаемое отечество", " могучая раса", " драгоценная раса", " раса", " красные", " Красная Армия", " нация Сангвиниев".

Данные номинации относятся к одной и той же группе, что следует из контекста ("... дабы не исчезла драгоценная раса. Затем утверждалось, что под угрозой находится национальное достояние Сангвиниев", " Муравьи не относились к ним как к плохим или хорошим, волнующим, разумным или устрашающим" ).

Предикатом в данном случае выступает комплекс действий (ниже в исследуемом тексте выделено полужирным). Данный комплекс действий позволяет установить:

а) описание состояния, в котором находится предмет речи:

- обожаемое отечество окружено ордами вонючих fuscae;

- в настоящее время у обожаемого отечества вообще нет рабов;

- под угрозой находится национальное достояние Сангвиниев;

- мы столь многочисленны, что голодаем;

- мы гораздо многочисленнее их, а потому имеем право на их сироп;

- мы - могучая раса;

- мы вовсе не нападаем на них. Мы несем им неисчислимые блага;

- рядовых муравьев песнопения не воодушевляли, а лекции не интересовали;

- муравьи не относились к ним как к плохим или хорошим, волнующим, разумным или устрашающим. Они вообще их (прим. песнопения и лекции) не воспринимали;

- Красная Армия выступила в поход;

б) описание отношений между предметом речи и кем-то связанным с ним (в данном случае с народом fuscae):

- черные мураши должны быть вовек в рабстве у красных;

- обладаем (прим. красные муравьи) естественным правом поработить их [прим.? ] жалкую расу;

в) описание планов на будущее предмета речи:

-.. положение, каковое надлежит исправить (прим. отсутствие рабов), дабы не исчезла драгоценная раса;

- их (прим. красных муравьев) границы вот-вот будут нарушены, их [прим.? ] домашний скот, жуков, того и гляди угонят, а их [прим.? ] общинный желудок ссохнется от голода;

- следует не сокращать наше (прим. красных муравьев) население, но всемерно увеличивать численность наших семейств, чтобы стать еще многочисленнее и голоднее;

- мы должны напасть на них [прим.? ] ради самообороны.

В-третьих, предметом речи выступает - вражда, насилие в отношении представителей народа fuscae.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 " О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" трактует действия, направленные на возбуждение, в первую очередь как высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц*(256).

Предикатом в данном случае выступает комплекс действий (ниже в исследуемом тексте выделено курсивом с подчеркиванием пунктиром). Данный комплекс действий позволяет установить:

а) описание состояния, в котором находится предмет речи:

- поток распоряжений стал перемежаться беседами о войне;

- настало время выступить на завоевание рабов;

- приказы о подготовке к войне были отданы;

- солдаты вымуштрованы до последней степени;

- на стенах гнезда появились патриотические лозунги: " Сироп или Смерть? " или " Присягаю тебе, мой Запах! ";

б) описание отношений между предметом речи и кем-то связанным с ним (в данном случае с народом fuscae):

- когда кровь fusca капает с клинка / прекрасна жизнь и радость велика;

в) описание планов на будущее предмета речи:

- мы, очевидно, обретем право отбирать у иных народов их сироп;

- помимо прочего, у нас к тому времени появится многочисленная и голодная армия;

- возлетите на воздух, врата, да поднимутся верхи ваши, и вы возлетите, двери вечныя, и войдет Царь Охранитель.

 

Ближе к вечеру на новый мост забрел черный муравей, несчастный представитель fuscae, смирного народа, сражавшегося лишь из самозащиты. Его повстречал один из мусорщиков и тут же убил. После доклада об этой новости радиовещание изменилось, - а вернее сказать, оно изменилось, едва лишь шпионы установили, что в гнезде fuscae также имеется блюдце с сиропом. Вместо " Мамми-мамми-мамми" начали передавать " Муравия, Муравия превыше всего", а поток распоряжений стал. перемежаться. беседами о. войне, патриотизме и экономическом положении. Роскошный голос поведал, что их обожаемое отечество окружено ордами вонючих fuscae, - и в ответ эфирные хоры запели: Когда, кровь fusca капает с клинка, Прекрасна жизнь и радость велика. Было также разъяснено, что Отец всех Муравьев в неизъяснимой мудрости своей заповедал, дабы черные мураши были вовек в рабстве у красных. В настоящее время у обожаемого отечества вообще нет рабов - возмутительное положение, каковое надлежит исправить, дабы не исчезла драгоценная раса. Затем утверждалось, что под угрозой находится национальное достояние Сангвиниев. Их границы вот-вот будут нарушены, их домашний скот, жуков, того и гляди угонят, а их общинный желудок ссохнется от голода. Король внимательно прослушал две из этих бесед, чтобы запомнить их на будущее. В первой доводы были расположены в следующем порядке: А. Мы столь многочисленны, что голодаем. Б. Поэтому нам следует не сокращать наше население, но всемерно увеличивать численность наших семейств, чтобы стать еще многочисленнее и голоднее. В. Когда мы станем еще многочисленней и голоднее, мы, очевидно, обретем право отбирать, у иных народов их сироп. Помимо прочего, у нас к тому времени появится. многочисленная и голодная. армия. Лишь после того, как это логическое построение получило практическое применение, и валовая продукция родильных приютов утроилась, - тем временем, благодаря Мерлину, оба гнезда ежедневно получали сироп в количествах, покрывавших все их потребности, - ибо приходится признать, что голодающим нациям, по всей видимости, никогда не удается изголодаться до такой степени, чтобы они не могли позволить себе тратить на вооружение гораздо больше всех остальных, - только после того начались лекции второй разновидности. Выглядели они так: А. Мы гораздо многочисленнее их, а потому имеем право на их сироп. Б. Они гораздо многочисленнее нас, а потому норовят бесстыдно украсть наш сироп. В. Мы - могучая раса, а потому обладаем естественным правом поработить их жалкую расу. Г. Они - могучая раса, и вопреки естеству норовят поработить нашу безобидную расу. Д. Мы должны напасть на них ради самообороны. Е. Обороняя себя, они нападают на нас. Ж. Если сегодня мы на них не нападем, они нападут на нас завтра. З. В любом случае мы вовсе не нападаем на них. Мы несем им неисчислимые блага. После обращений второго рода начались религиозные церемонии. Они, - как обнаружил Король, - были унаследованы от баснословного прошлого, столь давнего, что для него и даты не подберешь, прошлого, в котором мураши еще не додумались до социализма. Церемонии восходили к тем временам, когда муравьи еще не утратили сходства с людьми, и некоторые из этих церемоний производили очень сильное впечатление. Во время одной из них исполнялся псалом, начинавшийся, - с учетом языковых различий - хорошо известными словами: " Мечу подвластна земля и что наполняет ее, компасу бомбардировщика и им, что сеют бомбы с него", - и кончавшийся очень страшно: " Возлетите. на. воздух, врата, да поднимутся верхи ваши, и вы возлетите, двери вечные, и войдет Царь. Охранитель! - Кто сей Царь Охранитель? Се Господь Призрачных Сил, Он - Царь Охранитель" Странно, но рядовых муравьев песнопения не воодушевляли, а лекции не интересовали. И то, и другое они принимали как данность. Для них это были ритуалы вроде песенок про " Мамми" или разговоров о Любимой Водительнице. Муравьи не относились к ним как к плохим или хорошим, волнующим, разумным или устрашающим. Они вообще их не воспринимали, но находили Дельными. Итак, настало. время. выступить на. завоевание. рабов. Приказы. о. подготовке. к войне. были. отданы, солдаты. вымуштрованы. до последней степени, на стенах гнезда появились патриотические лозунги: " Сироп или Смерть? " или. " Присягаю тебе мой Запах! ", и Король окончательно впал в отчаяние. Ему казалось, что он еще не видел столь жутких тварей, - разве что, когда жил среди людей, - и его начинало подташнивать от омерзения. Вечно звучащие прямо в голове голоса, от которых он не мог избавиться, невозможность уединения, ибо одни постоянно кормились прямо из его живота, а другие распевали в его мозгу, смертельная пустота, заместившая чувства, утрата всех оценок за исключением двух, всепроникающая даже не злоба, а монотонность, - все это убивало в нем радостное ощущение жизни, которое в начале ночи подарил ему Мерлин. Он вновь чувствовал себя таким же несчастным, каким был, когда волшебник обнаружил его плачущим над бумагами, и вот, едва только Красная Армия выступила в поход, он вдруг, словно утратившее разум существо, развернулся к ней лицом посередине соломинки, готовый ценой своей жизни не дать ей пройти.

 

Выявленные в результате проведенного анализа предметы речи и их предикаты позволяют судить о наличии в тексте признаков пропаганды нацизма, а именно:

- Расизм. Данный признак проявляется в совокупности положений, выдвигаемых расой Красных муравьев. Они указывают на неравноценность муравьев красных и черных, на необходимость их социального разделения (" Муравия, Муравия превыше всего", " у обожаемого отечества вообще нет рабов - возмутительное положение, каковое надлежит исправить, дабы не исчезла драгоценная раса" ).

Народ fuscae, по мнению расы Красных муравьев, должен стать их рабами, т. е. занять низшую социальную ступень.

Раб - 3. перен. Бесправный человек, находящийся в полной зависимости от кого-либо*(257).

- Отрицание демократии. Данный признак проявляется в данном отрывке на отрицании основных признаков демократии, а именно:

1. отрицание власти народа (большинства) - действия народу муравьев диктуют сверху ("... поток распоряжений стал перемежаться беседами о войне", " Отец всех Муравьев в неизъяснимой мудрости своей заповедал, дабы черные мураши были вовек в рабстве у красных" ).

Мнение народа не учитывается (" Муравьи не относились к ним как к плохим или хорошим, волнующим, разумным или устрашающим. Они вообще их не воспринимали" );

2. отрицание равноправия граждан - Красные муравьи должны господствовать над черными (" Отец всех Муравьев в неизъяснимой мудрости своей заповедал, дабы черные мураши были вовек в рабстве у красных" ).

- Тоталитаризм власти. Данный признак проявляется в данном отрывке путем описания подготовки к насильственным действиям, направленным против народа fuscae (" Приказы о подготовке к войне были отданы, солдаты вымуштрованы до последней степени, на стенах гнезда появились патриотические лозунги: " Сироп или Смерть? " или " Присягаю тебе, мой Запах! " ).

- Культ вождя. Данный признак проявляется в данном отрывке путем упоминания в тексте " Отца всех Муравьев". Слово " отец" написано с заглавной буквы.

Отец - м. Одно из лиц Святой Троицы: Во имя Отца и Сына и Святого Духа (по христианскому вероучению)*(258).

Ко мнению данного персонажа прислушивается раса Красных муравьев и выступает против народа fuscae.

- Военная экспансия. Применение насилия, с использованием армии Красных муравьев, выступает одним из предметов речи в данном тексте ("... настало время выступить на завоевание рабов. Приказы о подготовке к войне были отданы, солдаты вымуштрованы до последней степени... ", " Красная Армия выступила в поход" ).

Также следует указать, что имеется упоминание действий, событий и фактов, иллюстрирующих два из трех законов идеологии нацизма:

- Закон биологической гравитации. Данный закон проявляется в исследуемом речевом произведении указанием на то, что черные муравьи (народ fuscae) являются врагами расы Красных муравьев. Если их не уничтожить, они уничтожат их первыми (" Если сегодня мы на них не нападем, они нападут на нас завтра" ). А также указывается на тот факт, что государство Красных муравьев " превыше всего" (" Муравия, Муравия превыше всего" ).

- Закон автаркии. Данный закон проявляется в исследуемом речевом произведении указанием на экономическое положение расы Красных муравьев (" поток распоряжений стал перемежаться беседами о войне, патриотизме и экономическом положении", а также описании ситуации с сиропом, который является одним из главных экономических ресурсов ("... в гнезде fuscae также имеется блюдце с сиропом... " ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...