Оценочно-экспрессивный анализ. Целевой анализ
Оценочно-экспрессивный анализ
В процессе определения оценки предметов речи и его действий можно установить, что оценка дается путем характеристики роли предмета речи в конфликтной ситуации и описания отношения к нему. Оценка выражается имплицитно. Так, она дается " со стороны", путем описания эмоционального состояния Короля, который в данном тексте является персонажем, наблюдающим за происходящими событиями и принимающим активное участие с целью противостоять им. Представители народа fuscae (черные муравьи) страдают от натиска красных муравьев (" несчастный представитель fuscae был убит" ). У расы Красных муравьев появилось желание применить в отношении них насилие, напасть на них, сделать из них своих рабов. После выступления против черных муравьев (мурашей) Красной Армии " король окончательно впал в отчаяние". - Отчаяние - 2. состояние крайней безнадежности, безвыходности*(259). Используемое в данном предложении слово имеет негативную коннотацию, которая указывает, что король после выступления расы Красных муравьев против народа fuscae разочаровался в расе Красных муравьев. " Ему казалось, что он еще не видел столь жутких тварей... и его начинало подташнивать от омерзения". - Жуткий - 1. Приводящий в ужас, вызывающий чувство беспокойства, страха; крайне неприятный*(260). - Тварь - 1. разг. -сниж. Подлый, мерзкий, отвратительный, презираемый человек*(261). Используемые в данном предложении слова обладают негативной коннотацией, описывают негативное отношение Короля к Красным муравьям. "... смертельная пустота, заместившая чувства, утрата всех оценок за исключением двух, всепроникающая даже не злоба, а монотонность, - все это убивало в нем радостное ощущение жизни... "
- Смертельный - 4. разг. Такой, который может привести к гибели, грозит гибелью. Оттенок перен. Предельный в своем проявлении; очень сильный*(262). - Пустота - 2. перен. Отсутствие содержания, смысла, глубины*(263). - " Он вновь чувствовал себя таким же несчастным... " - Монотонный - 2. перен. лишенный перемен, разнообразия; скучный*(264). Убивать - 5. перен. Губить, разрушать, подавлять (духовные качества, чувства)*(265). Используемые в данном предложении слова обладают негативной коннотацией, описывают внутреннее состояние Короля. Указательное местоимение " это" описывает описанные ранее произошедшие ранее события, которые привели к разрушению радости к жизни у Короля. "... едва только Красная Армия выступила в поход, он вдруг, словно утратившее разум существо, развернулся к ней лицом посередине соломинки, готовый ценой своей жизни не дать ей пройти". Жизнь - 3. Временной период от рождения до смерти человека или животного*(266). В данном предложении для описания внутреннего эмоционального состояния Короля используется метафора " цена жизни". Король, чтобы предотвратить движение армии Красных муравьев, готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы остановить армию. Также данный отрывок позволяет сделать вывод о наличии в нем " оценки по степени важности" для Короля. Так как Король готов отдать ради предотвращения насилия в отношении народа fuscae свою жизнь, это показывает, что для него это является очень важным. Анализ используемой лексики и стилистических средств позволяет сделать вывод о негативной эмоциональной (экспрессивной) оценке Королем происходящих и произошедших событий. При анализе художественного текста возникает вопрос об отношении автора к сказанному тем или иным его персонажем или повествователем. Ни персонаж, ни даже повествователь не могут полностью отождествляться с автором текста*(267). В рамках литературоведческого анализа было установлено, что Король является героем-резонером, т. е. лицом, выражающим авторскую оценку. Общий художественный пафос произведения установить невозможно, ввиду того что на исследование представлен фрагмент произведения. Однако так как была установлена оценка происходящего со стороны Короля, т. е. героя - резонера, то можно сделать вывод о негативной авторской оценке указанных событий и действий.
Целевой анализ
Речевая цель - это обязательный компонент значения любого высказывания. Это сообщаемая адресату информация о том, зачем производится то или иное речевое действие (типовая совокупность речевых действий). Данная информация может быть описана в виде следующей формулы: " Я говорю это тебе, чтобы ты знал и/или делал нечто" *(268). Речевые цели можно разделить на два вида: 1) Прагматические; 2) Текстовые. Прагматические цели - это доводимая до адресата информация о том, для чего автор использует сказанное - " спрашивая или отвечая на вопрос; информируя, уверяя или предупреждая; объявляя решение или намерение; объявляя приговор, назначая, взывая или критикуя; отождествляя или описывая и т. п. " *(269). Данное произведение является художественным, главной целью которого является создание художественного образа для проведения анализа событий прошлого и настоящего, посредством сочетания фантастической сказки и реальной истории. Таким образом, создавая художественный образ нацистского государства, что следует из комплекса выявленных признаков, принадлежащих данному государству, прагматической целью автора выступает изображение образа такого государства, описание его политики и основных идеологических принципов. Анализ текстовых целей, в отличие от прагматических, носит вспомогательный характер. Такие цели можно разделить на риторические и композиционные. Рассмотрим данные виды целей на примере центрального спорного высказывания: " Муравия, Муравия превыше всего". Риторические - это функция высказывания в раскрытии темы, проблемы, в аргументации (ср.: тезис, аргумент, вывод). Лозунг " Муравия, Муравия превыше всего", являющийся одним из центральных высказываний в отрывке, выступает в роли основного тезиса.
Тезис [др. -греч. положение, утверждение]. 1) Утверждение, избранное для доказательства, защиты или опровержения*(270). Композиционные - это функция высказывания в структуре, организации текста (ср. заглавие, вступление, заключение, предисловие и пр. ). Лозунг " Муравия, Муравия превыше всего" в композиции исследуемого текста выступает в роли вступления и упоминается в начальной части текста, т. е. выступает в одной из сильных позиций текста. Ранее было установлено, что пропаганда устанавливает своей главной целью побудить к каким-то действиям, убедить адресата в их правильности и целесообразности, то есть повлиять на его взгляды*(271). Пропаганда реализуется через речевую цель " убеждение": автор побуждает аудиторию к определенному взгляду, убеждает ее в необходимости принять свою точку зрения, согласиться с ним. В результате проведенного исследования было установлено, что главный герой - Король, который является героем-резонером, т. е. отражает основные взгляды автора, не только не побуждает к совершению действий, свойственных нацизму, но и осуждает их, выступая, в свою очередь, против Красной Армии: " готовый ценой своей жизни не дать ей пройти". Таким образом, можно сделать вывод, что речевое произведение, представленное на исследование, не содержит признаков пропаганды нацизма. Следует обратить внимание также и на иллюстрацию, которая приводится в конце произведения, на 4-м листе копии страницы печатного речевого произведения. Изображение представляет собой фигуру, построенную из муравьев, по форме напоминающую нацистскую свастику. Ранее было установлено, что в понятие экстремизма входит следующее действие*(272): пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики. Под нацистской символикой понимаются значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашистской партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т. д., а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую)*(273).
Свастика - 1. Культовый знак ряда древних религий в виде креста с загнутыми под прямым углом концами. 2. В фашистской Германии: государственная эмблема, отличительный знак нацистской партии*(274).
Под демонстрацией нацистской символики понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным*(275). Важным аспектом в установлении факта пропаганды нацистской символики является понятие " сходность до степени смешения". Обозначение считается сходным до степени смешения с противопоставленным обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные различия*(276). Однако не следует в случае совпадения каких-то единичных элементов символа принимать решение о том, что данные обозначения сходны до степени смешения. Следует учитывать уровень образования аудитории, среди которой было распространено данное обозначение. Свастику также необходимо отличать от древнеславянской руны " Коловрат". При установлении сходства обозначений необходимо установить следующие признаки*(277): - внешняя форма; - наличие или отсутствие симметрии; - смысловое значение; - вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т. д. ); - сочетание цветов и тонов. В результате сравнительного анализа свастики, коловрата и изображенного после речевого произведения символа было установлено, что изображение, размещенное после исследуемого речевого произведения, не является ни свастикой, ни коловратом, а представляет собой иное изображение, т. е. не попадает под понятие " нацистской символики", хоть и имеет малое сходство со свастикой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|