Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комментарий десятой главы «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла»




Комментарий десятой главы «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла»

НАМО САРВАДЖНЯНАЯ
ЧО КУН НЬЯМ ПА НЬИ КЬИ ЩИ ЙИНГ СУ
РАНГ НАНГ РОЛПА КУ СУМ ЦАЛ ДЗОГ ПА
ДРИБ ДРАЛ ДО МЕЙ ГОН ПО ЛОНГЧЕН ПА
ДРИ МЕЙ ОЗЭР ЩАБ ЛА СОЛ ВА ДЭБ

Хвала Всеведущему
В основном пространстве равностности всех явлений
Ты достиг совершенства энергии трёх Кай как выражения своего присутствия.
Безвечный безукоризненный владыка Лонгченпа,
Дримей Озэр, я молюсь у твоих стоп.

Как уже было сказано выше, десятая глава «Сокровищницы Драгоценных Слов и Смысла» посвящена умиранию, смерти и загробным переживаниям. Центральным лейтмотивом, проходящим сквозь эти учения, является раскрытие возможностей просветления на каждом из описываемых этапов. Возможность достижения просветления существует не только во время смерти или посмертного состояния, но, в первую очередь, прижизни, и, как говорится в учении, практикующие с высшими способностями и усердием достигают освобождения ещё при жизни. Практикующие со средними 'способностями достигают просветления либо во время смерти, либо во время бардо природы явлений, тогда как практикующие с меньшими способностями и усердием имеют все шансы переродиться в чистой земле одного из Будд. Именно практикующим со средними и меньшими способностями посвящены наставления, содержащиеся в этой главе, однако, прежде чем давать эти наставления, Лонгченпа описывает «естественное» бардо этой жизни, призывая нас не тратить время даром и создать прочную опору духовного обучения, анализа и медитации.

Ещё в самом начале главы автор предоставляет короткое описание четырёх промежуточных состояний, их рубежей и общего образа их проявления.

В своём описании естественного бардо этой жизни Лонгченпа приводит пример с голубем, вьющим своё гнездо, показывая этим, как следует строить свою жизнь на основе духовной практики. В своём привычном стиле Лонгчен Рабджам опускает нас «с небес на землю», советуя не мнить из себя исключительных существ, а следовать по традиционному пути обучения и практики, как то подобает всем обычным людям. Он также подчёркивает существенную важность связи с истинным духовным учителем, без которого будет невозможно избежать ошибок на пути. Все эти советы уместны и в наши дни, особенно для западных буддистов, которые зачастую пытаются создать свои собственные версии духовных путей и даже просветления.

Бардо умирания

После короткого раздела о естественном бардо этой жизни, автор переходит к бардо смерти или умирания. Эта глава, содержащая самые интересные наставления, состоит из двух подразделов. Первый из них включает в себя семь тем, а именно: обоснование неизбежности смерти; комплекс методов исследования знаков наступающей смерти; методы предотвращения смерти, если обнаружены знаки её приближения; описание переживаний умирающего человека; наставления умирающим практикующим; описание знаков перерождения среди шести миров самсары и ритуалы очищения неблагополучного перерождения.

Обоснование неизбежности смерти

Лонгченпа не углубляется в логические дебаты по этому поводу, которыми изобилуют некоторые тексты других буддийских традиций. Он просто констатирует факт и приводит цитату из тантры, показывающую аналогии непостоянства жизни. В этой жизни мы все — транзитные пассажиры, и никто из нас не задержится в своём теле дольше отведённого срока. Такова природа вещей, что всё рождённое должно непременно умереть, и это относится не только к живым существам, но также и к растениям и всем неодушевлённым предметам.

Как ни странно это прозвучит, но мы родились не для того, чтобы жить, а для того, чтобы умереть. Если бы мы родились для того, чтобы жить, мы бы никогда не умирали, — таково следствие формальной логики. Однако, этот банальный вывод не следует понимать, как повод для отречения от жизни, наоборот, его важно использовать для того, чтобы задуматься над истинным смыслом жизни и получить полное, а не однобокое понимание своего бытия. Истинный смысл жизни заключается в том, чтобы реализовать свой духовный потенциал и достичь совершенства.

Распознавание знаков наступающей смерти

Несмотря на то, что смерть неизбежна и предопределена заранее, время её наступления не определено. Она может наступить как внезапно, так и в результате длительной болезни или несчастного случая. Часто бывает, что человек серьёзно болен, но не знает о своей болезни, которая может проявиться лишь на том этапе, когда уже не помогут никакие лекарства Буддийские учения также серьёзно принимают во внимание влияние вредных духов, чьё воздействие может запросто привести к летальному исходу, и считается, что с ними связаны многие болезни. Характерно, что такие болезни не имеют ярко выраженных симптомов, и человек не может точно определить природу своей болезни. Нередко случается, что люди вылечиваются от тяжелых болезней, а умирают от лёгких, и мы просто не в состоянии предсказать, какое из наших заболеваний станет причиной смерти. В этих и других случаях могут помочь тайные наставления по исследованию знаков приближающейся смерти и связанные с ними ритуалы, позволяющие предотвратить наступлениесмерти. Результаты такого анализа показывают не только время, оставшееся до смерти больного человека, но и класс духов, чьё негативное влияние вызвало данную болезнь. Такой многосторонний прогноз даёт возможность выбрать специфические методы предотвращения летального исхода и избавиться от воздействия духов.

Текст содержит двадцать один способ распознавания знаков смерти, причём последние два способа являются комплексными и подразделяются на несколько отдельных методов. Первые девятнадцать способов построены на несложных физиологических наблюдениях и могут оказаться полезными при анализе состояния больных, однако, все они весьма относительны, и их не стоит принимать на веру с точностью до цифры. Некоторые из этих девятнадцати знаков на практике могут оказаться симптомами того или иного специфического заболевания, не грозящего летальным исходом. Важно иметь в виду, что данные исследования должны осуществляться реализованным мастером, который обладает проницательным, если не сверхъестественным восприятием, и может видеть за пределами болезни и её симптомов. Более того, говорится, что для успешного выполнения прогноза и последующего предотвращения смерти, больному необходимо совершать духовные практики по накоплению заслуги и мудрости. Также подчёркивается, что данные знаки, на которых строится прогноз, даны в отношении людей среднего возраста в стандартной ситуации, но могут потерять свою точность в случае исследования очень старых людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...