Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вступление




Смерть. Это пугающее и неприятное слово, которое режет слух и заставляет смотреть правде в глаза, обычно воспринимается людьми как самое прискорбное и удручающее событие. Услышав это слово, мы пытаемся закрыть на него глаза, перевести разговор на другую тему, и делаем всё возможное, чтобы не ассоциировать его с собой или своими близкими. Такова человеческая природа — радоваться приобретениям и жизни, и бояться потерь и смерти. Люди вели себя так испокон веков, и вряд ли что-либо это изменит. Вы можете спросить: «А что здесь такого? Зачем нужно что-то менять? » И действительно, на первый взгляд в этом нет никакой ошибки, кажется, что так и устроен мир. Однако тут есть одно маленькое «но» — этот мир, который устроен таким образом, не является чем-то совершенным, и это подтверждается самим фактом наличия смерти, а также существованием старости, болезней и многих прочих страданий.

Вам, наверняка, известна историяо том, как Будда Шакьямуни отрешился от царской жизни и поклялся достичь просветления, осознав порочность всего мира и его мучительную природу, когда увидел больного, старца и умершего человека.

После долгих лет духовных поисков он открыл истину и достиг полного просветления, освободившись от страданий и указав другим путь к этой свободе Его первым учением были «Четыре Благородных Истины», и первая из них — это истина о страдании. В течение 45 лет после достижения просветления Будда непрестанно учил бесчисленных учеников и, что характерно, начинал каждое своё учение со слов: «О, монахи, жизнь — это океан страданий». Заметьте, Будда ни разу не сказал, что жизнь — это счастье, которым надо беспечно наслаждаться и не думать о смерти и прочих скорбных вещах, наоборот, он всегда говорил, что избавиться от страданий и всякой скорби можно только глядя правде в глаза. И это не пустые слова, лишённые смысла, — Будда сам достиг полного просветления, показав на своём примере путь к освобождению от страданий, который на протяжении веков и тысячелетий был проторен и подтверждён тысячами великих мастеров, достигших аналогичной реализации.

Для того, чтобы увидеть эту правду, в начале необходимо понять, что она из себя представляет, другими словами, выяснить, что истинно, а что ложно. Именно в этом ключевом моменте, которому посвящены практически все философии и духовные пути, кроются ключи к тайнам бытия, к достижению счастья и освобождению от страданий. Там же скрываются все глобальные ошибки, незнание которых удерживает нас от достижения этою счастья. Основная ошибка, вызывающая все наши страдания и проблемы, состоит в самом фундаментальном принципе нашею обычного двойственного восприятия. Мы воспринимаем весь окружающий мир как нечто незыблемое, постоянное и существующее независимо, приписывая обособленное и реальное существование как себе, так и каждой вещи. И считаем, что всё так и есть на самом деле, в то время как истинная природа вещей не имеет ничего общего с таким принципом искажённого восприятия. Буддизм не отрицает наличия вещей как таковых, в нём объясняется то, как они «существуют» на самом деле, и в чём состоит ошибочность обычного восприятия. В отношение основополагающих принципов бытия Будда говорил, что есть две истины — абсолютная истина и относительная. С точки зрения абсолютной истины все вещи и явления пусты и лишены независимого существования, находясь за пределами рождения и смерти, — это называется непреложной природой явлений. Это — основополагающий принцип бытия, к которому сводятся все результаты формальной логики, хотя конечное постижение этой истины лежит за пределами всякой логики и умственного анализа. Тот, кто полностью постиг эту абсолютную истину, является Буддой — просветлённым существом.

Для постижения этой истины следует понять относительную истину, которая имеет как верный, так и ложный аспекты. С относительной точки зрения считается верным, что все явления возникают, существуют и исчезают (либо умирают) в зависимости от соответствующих причин и условий, и существуют только в силу взаимозависимости друг от друга Так, например, тьма существует только потому, что есть свет, а счастье имеет место лишь в сопоставлении с несчастьем. Именно с точки зрения относительной истины мы говорим о существовании фактов рождения и смерти, которые, однако, неприемлемы абсолютной истине Что касается ложного аспекта относительной истины, то это — ничто иное, как обычное двойственное восприятие живых существ, которым свойственно видеть обособленное независимое существование в себе и во всех окружающих вещах. В силу привычки к такому ошибочному восприятию люди наивно надеются на долголетие, а когда слышат о смерти, моментально надевают на себя «розовые очки», наивно полагая, что это к ним не относится. Несмотря на то, что факт смерти каждого существа понять очень легко, и для этого вовсе не надо быть учёным или философом, даже самые заумные учёные с семью пядями во лбу впадают в детскую наивность, когда дело доходит до осмысления этой правды. Такая наивность создаёт нам очень много проблем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...