Бардо умирания ('ЧИ КАЙ БАРДО)
Бардо Этот тибетский термин, переводимый как «промежуточное» или «посмертное» состояние, известен практически всем западным буддистам. В одной из самых первых книг по тибетскому буддизму, переведенных на западные языки, — 'Тибетской Книге Мёртвых», дано достоверное описание этих промежуточных состояний, изложенное популярным языком Эта книга является переводом отрывка из учения-тэрма, известного под названием «Карлинг Шитро», что в полном переводе звучит как «Глубокая Доктрина Самоосвобождения Мудрости Мирных и Гневных Божеств» мастера Карма Лингпа, Стоит заметить, что среди всех традиций тибетского буддизма наибольшее количество учений, посвященных смерти и посмертному состоянию, находится в линии Ньингма, к которой принадлежит как вышеупомянутый мастер Карма Лингпа (13?? -13?? ), так и Лонгчен Рабджам (1308-1363) и Джигме Лингпа (1730-1799), тексты учений которых переведены в этой книге. Чтобы дать читателю понятие о связи между теоретической информацией и её практическим применением, я включил в свою книгу главы из текстов секретного раздела традиции Дзогчена, в которой содержатся уникальные методы практики, отсутствующие в других буддийских традициях и неизвестные русским буддистам. Хотя слово бардо (на санскрите «антарабхава»)обычно ассоциируется с посмертным или загробным состоянием, его диапазон в равной степени распространяется и на обычную жизнь, поэтому было бы правильнее переводить его как «промежуточное состояние». Классические учения традиции Ньингма описывают четыре типа бардо: «естественное» бардо жизни, бардо умирания или смерти, бардо природы явлений и бардо становления, из которых только два последних являются посмертными состояниями. В этом свете считают, что любой этап жизни и смерти является бардо, - промежуточным состоянием, поскольку до достижения просветления существа мигрируют от одного состояния к другому, другими словами, находятся в постоянном «транзите». Мы вступаем в жизнь, покинув бардо становления, а по её завершению тут же оказываемся в бардо смерти и далее, в бардо природы явлений. Существует более расширенная классификация шести промежуточных состояний, где к четырём вышеупомянутым бардо добавляется бардо сновидений и бардо практики (медитации). В учениях Ньингма можно также встретить термин «бардо пребывающей Основы бытия», означающий потенциальное состояние вселенной до перехода в проявленные миры. В этом комментарии я не буду углубляться в описания обычного бардо жизни, которое вам известно на своём опыте; основной акцент я сделал на объяснении неизвестных посмертных состояний. Эта информация, недоступная ни врачам, ни учёным, происходит из древних тантр — древних учений, переданных всеведущими Буддами на трансцендентном плане Самыми уникальными, безусловно, являются учения, описывающие переживания, ощущения, знаки и видения, возникающие во время умирания, посмертного бардо природы явлений и бардо становления, предшествующего новому рождению.
Бардо умирания ('ЧИ КАЙ БАРДО) Начинается с наступлением необратимой стадии болезни и заканчивается прекращением внутреннего дыхания. Во время умирания каждый человек испытывает три последовательных переживания растворения внешних уровней сознания, которые сопровождаются соответствующими оптическими видениями. Вместе с этим происходит растворение элементарных энергий воды, огня, земли, ветра и пространства, сопровождающееся физическими ощущениями. Тексты Дзогчена подробно описывают как развиваются физические и ментальные энергии каждого человека во время зародышевого периода, показывая их происхождение из первичных энергий Основы бытия. Во время умирания все эти энергии растворяются в Основе в обратном порядке, так что сразу после смерти индивид оказывается в самом источнике бытия, в центре эволюционной спирали. В этот момент исчезают все омрачённые измерения сознания, и умирающий на короткое время остаётся в чистом переживании природы своего ума, имея идеальную возможность достичь просветления на уровне Дхармакаи, если осознает эту природу. Если осознавание отсутствует, то это переживание не задерживается больше, чем на мгновение, и исчезает. Поскольку сам принцип эволюции подразумевает непрерывное движение, то сразу же после достижения потенциального источника, индивид начинает переживать очередной виток эволюции, направленный вовне, по направлению к новому рождению, и попадает в бардо дхарматы — промежуточное состояние природы явлений.
Бардо природы явлений (ЧОс НЬИд БАРДО) Наступает после прекращения внутреннего дыхания, вместе с чем заканчивается бардо смерти, или точнее, умирания. Описание разворачивающихся переживаний в этом бардо является уникальным учением ньингмапинскойтрадиции и основано на теории о просветлённой природе, присутствующей в каждом существе. Согласно общим положениям буддизма просветлённая природа присутствует в каждом из нас, как масло в кунжутном семечке. Секретные учения тантр, в частности, тантры Маха йоги и Ати йоги ньингмапинского канона, дают более детальное описание присутствия в человеке просветлённой природы, раскрывая, что она символически воплощена сотней божеств, из которых сорок два мирных Будды находятся в районе сердца и пятьдесят восемь гневных Будд располагаются в черепа Все эти утверждения не стоит воспринимать буквально, и прежде чем брать их на веру или пытаться опровергнуть, стоит вначале понять весь смысл, который кроется за этим символизмом. Вкратце, эти мирные и гневные божества воплощают те или иные аспекты просветлённой природы и не являются чем-то материальным, будучи архетипами самого глубокого уровня нашего подсознания, которые ненадолго возникают в нашем переживании во время посмертного состояния. В учениях утверждается, что видения этих мирных и гневных божеств переживаются каждым человеком в посмертном состоянии, однако замечено, что они предстают в привычном иконографическом виде только тем людям, которые при жизни практиковали тантрические визуализации, а обычным людям, незнакомым с буддийской практикой, они являются в виде ослепительного света, лучей и оглушительных звуков.
Появление этих видений является закономерным следствием разрушения физического тела, обычной речи и сознания, скрывающих просветлённую природу в течение жизни. Те достойные мастера, которые при жизни достигли высокой реализации в практике Тогал, имеют возможность пережить видения тех же самых божеств ещё до наступления смерти. Как я уже сказал, практика Тогал позволяет воочию переживать видения просветлённой природы, появляющиеся в посмертном состоянии, и сам факт переживания видений этих божеств при жизни можно считать наглядным доказательством их присутствия в нашем подсознании в качестве манифестированного аспекта просветлённой природы. В свете этой теории, появление виденийбожеств в посмертном состоянии выглядит полностью логично. Видения бардо природы явлений разворачиваются в нескольких этапах, и на каждом этапе имеется возможность для освобождения, если индивид осознает в них свою природу. Осознавание своей природы в этих видениях гарантирует достижение просветления на уровне Самбхогакаи. Все обычные существа в силу привычки двойственного мышления воспринимают эти посмертные видения, как нечто отчуждённое и, добавив к этой привычке отчуждения шок смерти и полный хаос психической активности, можно понять, почему большинство умирающих неспособно различить в этих видениях свою собственную природу. Когда самые интенсивные светоносные переживания просветлённой природы сменяются тусклым светом шести миров самсары, обычные существа чувствуют себя более уютно и устремляются к этим мягким излучениям, пытаясь укрыться от пугающих переживаний просветлённой природы. Это знаменует начало бардо становления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|