Предотвращение перерождения в шести мирах самсары
В седьмом подразделе описываются три метода, позволяющие избавить умирающего или уже умершего человека от неблагих перерождений. Первый метод используется ещё до смерти умирающего человека, второй выполняется с трупом, а третий — уже после кремации. Эти три метода, в основном, применяются в отношении обычных людей, не утруждавших себя духовной практикой при жизни и имеющих большие шансы попасть после смерти в низшие миры. Однако, среди тибетцев принято заказывать подобные ритуалы чуть ли не для каждого умершего родственника, даже если он был практикующим или монахом, — для того чтобы получить «гарантию» его благополучного перерождения. В случае смерти высокого Ламы или реализованного йоги также принято проводить погребальные церемонии, но они принципиально отличаются от тех, что осуществляются в отношении обычных людей. Первый из этих трёх методов, применяемый в процессе умирания, уже был упомянут выше в описании различных типов переноса сознания. В данном случае для умирающего делают перенос сознания «крюком сострадания», и это осуществляется другим Ламой в момент смерти. Среди тибетцев очень распространено приглашать Лам для осуществления переноса сознания умирающих или умерших людей, которые не занимались в жизни духовной практикой, и следовательно, неспособны сами перенести своё сознание в момент смерти. Если имеется возможность пригласить Ламу, то лучше всего, если он осуществит перенос сознания умирающего ещё до смерти, предварительно дав ему или ей наставления по бардо. Но часто случается, что Ламу приглашают только после того, как человек уже умер, и тогда Ламе приходится выполнять перенос сознания уже для покойного, дополняя его ритуалами, описанными ниже. В обсуждаемом тексте Лонгченпы этот метод описан очень кратко, поэтому я приведу более подробное объяснение из его другого текста «Сокровищница Высшей Колесницы», где он описан следующим образом:
«Этот метод объясняется для того, чтобы вытянуть в высшие миры обычных людей, которым не довелось увидеть врата данного учения. Попросите того [умирающего] человека представить в своём сердце белый слог «А» или сферу радужного света наподобие яйца, которая постепенно поднимается вверх. Вы, в свою очередь, также визуализируетеего сознание идентичным образом Затем, в течение короткого времени мелодично произносите слог «А», сочетая это с долгими выдохами и делая столько раз, сколько лет умирающему. Когда дыхание умирающего начнёт прерываться и хрипеть, прижмите свой рот к его макушке и произнесите «А А... » двадцать один раз, в результате чего оттуда выйдет пар. Благодаря этому даже великий грешник попадёт в высшие миры. Тех [умирающих буддистов], которые практиковали концептуальную медитацию и воззрение, этот метод приведёт к [постижению] природы явлений. » Таким образом, Лама выводит умирающего человека из состояний шести миров самсары и приводит либо к освобождению, либо к перерождению в драгоценном человеческом теле, в котором у него сложатся все условия для духовной практики и просветления. В принципе, если человек умеет и способен перенести своё собственное сознание на пороге смерти, то в таком переносе посторонним Ламой нет особой необходимости. Ригдзин Джигме Лингпа в своём тексте «Йеше Лама» объясняет, что надо делать в том случае, если у умирающего наблюдаются знаки перерождения в аду: «Если умирающий обнаруживает знаки рождения в аду, это прямое падение можно остановить когда его покидает дыхание. Представьте сознание умирающего в его сердце [или пупке] в виде слога «А», который растворяется в радужном свете. Сосредоточив таким образом свой ум на миг, произносите слог «А». Если выполняющий этот ритуал обладает высшей реализацией, то в силу светоносной природы ума умирающего тот встретится с природой явлений. В этом заключается особый ключевой пункт управления сознанием [умирающего], являющийся высшим отличием нашей царской колесницы. »
К слову сказать, перенос сознания другого человека можно осуществить и после смерти. Но сделать это может только реализованный Лама, который способен вызвать сознание умершего из бардо. Таких историй можно найти сколько угодно как в прошлом, так и в настоящем. Очень много примеров «заочного» переноса сознания было в жизни шестнадцатого Кармапы, Рангджунг Дордже (1925-1981), причём Кармапа мог свободно видеть умерших в бардо и делать перенос сознания своих учеников ещёдо того, как ему сообщали об их смерти. Мой учитель, Тулку Ургьен Ринпоче, рассказывал об интересном случае, произошедшем с его отцом, Чимей Дордже Ринпоче Однажды к Чимей Дордже прибежала заплаканная монахиня, и рассказав, что час назад умер её отец, она попросила Ринпоче сделать немедленно перенос сознания. Ринпоче согласился, разложил ритуальные инструменты и начал делать церемонию. Подойдя к месту призывания души покойного, Чимей Дордже сказал: «Что-то здесь не так. Либо он не умер, либо я вообще ничего не понимаю в этом деле... » Его стали уверять, что человек действительно умер, и в данный момент его относят к месту кремации. Ринпоче послал слуг, чтобы проверить и задержать кремацию, и очень вовремя, — «покойный» мужчина просто впал в летаргический сон и очнулся прямо перед своей кремацией. Чимей Дордже был внуком великого мастера Чокгьюра Лингпы (1829-1870), одного из величайших тэртонов (открывателей сокровенных текстов Падмасамбхавы). Реализация Чокгьюра Лингпы была настолько велика, что когда он делал перенос сознания умершим на расстоянии нескольких километров, у покойников дёргались головы и отлетали волосы с макушки. Мне, конечно, не довелось повстречать Чокгьюра Лингпа, но посчастливилось быть близким учеником Кела Чоклинг Ринпоче, который является прямым перевоплощением Чокгьюра Лингпы, а также его правнуком (по редкому совпадению). Мне довелось присутствовать на церемониях «сжигания имени», которые Чоклинг Ринпоче выполнял для умерших людей на расстоянии. Один раз в 2000 году Ринпоче делал большую церемонию по практике «Тукдруб Ракша Тотренг» («Сердечная Сущность Людоеда с Гирляндой Черепов»), выполняя перенос сознания сразу для нескольких людей. Во дворе монастыря развели большой костёр, в который Чоклинг Ринпоче поднёс торма в виде свирепой головы Людоеда Ракша Тотренцал, требуя освобождения умерших от плохих перерождений. В тот момент, когда он бросил торма в огонь, в пасмурном небе вспыхнула радуга, что согласно всем тибетским учениям является одним из наилучших знаков успеха. В этот момент у меня спонтанно возникла сильная вера в реализацию Ринпоче, который не скрывал своего удовлетворения успешнымрезультатом ритуала.
Второй метод освобождения человека от плохих перерождений осуществляется с телом покойного, особенно в том случае, если не было возможности сделать ему перенос сознания до или сразу после смерти. Зачастую все эти методы объединяются в одном комплексном ритуале, который также может включать чтение покойнику длинной или краткой версии «Книги Мёртвых». Этот метод основывается на очищении зачатков пяти или шести самсарных жизнеформ, которые присутствуют в наших телах. С самого рождения все самсарные существа, среди которых люди не являются исключением, наделены тонкими матрицами кармической энергии. Эти матрицы несут в себе информацию о соответствующих психо-физических состояниях, характерных для шести миров самсары. Когда индивид умирает, то они играют важнейшую роль в его дальнейшем перерождении. Ригдзин Джигме Лингпа описывает их в своём труде «Йеше Лама» следующим образом: «В макушке, горле, сердце, пупке, тайном месте и в [левой] ступне находятся слоги «А СУ НРИ ТРИ ПРЕ ДУ». Когда формируется тело, обусловленное кармическими тенденциями, эти слоги сохраняют информацию о перерождении в шести мирах самсары, являясь резервуарами ранее накопленной кармы. В момент смерти, под воздействием побуждающих условий кармы, тонкое объединение праны и ума концентрируется в одном из этих слогов, которые расположены в энергетических каналах. На основе этого происходит соответствующее перерождение В настоящее время мы находимся на пути, который имеет множество доступных методов для их очистки, и самые эффективные методы содержатся в Непревзойдённой колеснице»
У нас имеется возможность при жизни очистить эти кармические зачатки посредством практики этих методов. Если же у кого-то нет возможности их практиковать, то квалифицированный Лама сможет их очистить и после смерти, избавив тем самым покойного от плохих перерождений. Данный метод более подробно описан Лонгченпой в тексте «Сокровищница Высшей Колесницы»: «Второй метод выполняется с трупом. Перед трупом устанавливается мандала размером около 90 сантиметров и прочие ритуальные вещи, которые должны быть орошены благоуханной шафрановой водой. В центре мандалы рисуется красивый восьмилепестковый лотос Поверх него ставится ритуальный сосуд [бумпа], сделанный из драгоценного металла или глины и окрашенный в белый цвет, украшенный [павлиньими перьями] и обмотанный [пятицветным] шнуром «дхарани мантр». Сосуд должен быть наполнен чистой водой с особыми веществами. В четырёх сторонах мандалы красным или оранжевым цветом рисуется по слогу «А». Вы представляете, что сосуд является божественным дворцом, внутри которого находится тёмно-синий Будда Самантабхадра в союзе с супругой, окружённый Буддами пяти диаспор в основных направлениях. Над ними располагаются все Ламы линии [Дзогчен]. Призывая [пробуждённые аспекты Будд], они моментально растворяются [в своих обетованных визуализируемых формах]. После этого следует выполнить стотысячную рецитацию слогов «ОМ Ах ХУНГ СВА ХА» и слога «А», периодически вставляя мантру «ОМ А БХЬЯ РГЬЯ ТАМ КЕМ ЧЕГЕМОй диг па данг дриб па тамчей ЩИНТАМ КУРУЕ СОХА». Взяв шнур дхарани, вы представляете себя в виде Будды Ваджрасаттвы, из [сердца которого] по шнуру вьются лучи света, доходя до Будд и Лам [в сосуде]. Из их тел ниспадает нектар, наполняя сосуд. Визуализируя это, вы читаете известные вам строфы подношений и восхвалений, и завершаете произнесением «А А». Затем божества мудрости удаляются, а обетованные божества сливаются с водой. После [освящения] сосуда вы прикладываете его к макушке трупа и читаете слог «А» столько раз, сколько лет прожил покойный. Представляя воду сосуда в виде потока пяти изначальных мудростей и произнося «А», вы омываете [макушку трупа]. Вы представляете, что его омрачения очищены. Произнеся слог «А» много раз, вы можете быть уверены, что отведёте [сознание покойного] от рождения в адах.
Затем вы ставите сосуд на горло трупа и читаете слог «БХЬЯ» в количестве его лет, омывая горло [покойного]. Благодаря этому вы избавите его от рождения голодным духом. После этого вы держите сосуд над тайным местом [покойного] и читаете слог «РГЬЯ» объединяя со своим дыханием. Этим самым вы отведите [его сознание] от перерождения среди животных. Держа сосуд у подмышки, вы читаетеслог «КЕМ» и делаете омовение. В результате этого вы избавите его от рождения враждующим полубогом. Затем вы ставите сосуд на голову [покойного], произнося слог «ТАМ» и омывая [его голову]. Таким образом, вы отведёте его от рождения среди самсарных богов. В завершение вы ставите сосуд на его сердце и произносите «ОМ Ах ХУНГ СВА ХА» вместе с омовением, избавляя покойного от плохих человеческих перерождений. Приведя умершего к [рождению] в драгоценном человеческом теле, вы направите его к освобождению в следующей жизни. Если вы осуществите этот ритуал в течение семи, пяти или хотя бы трёх дней, во время кремации вы, без сомнений, увидите в небе либо знаки освобождения, либо знаки рождения в особенном теле человека или бога. Если человек ещё не умер, тот же самый ритуал можно осуществить и без сосуда. В этом случае необходимо проследить какой из шести знаков [перерождения в шести мирах] появляется у него [с наступлением смерти], и в соответствии с этим знаком читать слог, [очищающий соответствующее] рождение, вытягивая его [сознание] вверх при помощи дыхания. Однако после смерти следует визуализировать эти слоги в вышеописанных местах трупа, омывая их водой из сосуда В случае если [прошло уже много времени, и] он переродился в другом [неблагополучном] месте, силой благословения этого ритуала вы прервёте срок его жизни в аду или где бы он ни оказался. Завершив свою жизнь в том месте, как во сне, в мгновение ока, он сразу же переродится человеком. Если вам кажется, что самое высшее рождение [в самсаре] — среди богов, то вы ошибаетесь. С помощью человеческого тела вы, при усердии, можете достичь освобождения лишь за одну жизнь. Что касается самсарных богов, то у них отсутствует возможность освобождения, и после своих высоких рождений они падают в низшие состояния. В силу того, что боги лишены условий для принятия и практики как начальных, так и полных духовных обетов, они неспособны осуществить даже обыкновенную добродетель. Что же тогда говорить о высшей практике с невообразимой добродетелью? Хотя убийство самсарного бога, безусловно, является грехом, оно всё же не влечёт за собой такой тяжкой кармы, которая накапливаетсяв результате убийства человека Исходя из этих соображений, человеческое тело считается высшим среди всех существ. » Завершающие слова Лонгченпы в этой цитате на стоит понимать как провокацию на убийство богов. Автор лишь опровергает распространённое мнение, что райское существование — это предел мечтаний. Жизнь самсарных богов также бренна, как и людей, и помимо этого лишена доступа к духовным ценностям. Третий метод освобождения от негативных перерождений осуществляется уже после похорон или кремации. В разных странах Азии, где распространён буддизм, людей хоронят по-разному и в разные сроки. Это обусловлено как различающимися традициями буддизма, так и климатом. Например, в Индии принято сжигать покойных в тот же день, потому что там стоит такая жара, что на следующий день труп уже начинает смердеть. В горных районах Тибета зимой температура опускается до минус 35 градусов, и это не создаёт проблем тому, чтобы держать покойника дома неделями, если с ним проводятся отходные ритуалы. В Тибете до сих пор сохранилась редкая форма похорон — «небесное захоронение». Если покойный до своей смерти выразил своё желание, то его тело после смерти относят в специальное место, разрезают на куски и скармливают стервятникам. Это считается альтруизмом, а не кощунством, так как человеку предоставляется шанс принести пользу живым существам даже после смерти, накормив их своей плотью. В большинстве случаев покойных кремируют, а останки от кремации либо сплавляют в какую-нибудь святую реку, либо разносят по святым местам. Этим самым покойный получает дополнительное благословение, что создаёт крайне благополучные обстоятельства для его хорошего перерождения в драгоценном человеческом теле. Чтобы помочь умершему освободиться от плохого перерождения, в традиции Ньингма выполняют ритуалы даже после кремации трупа Такие ритуалы могут длиться до сорока девяти дней после смерти, — этот срок считается стандартной продолжительностью посмертного состояния бардо. Ритуал разделяется на недельные промежутки, потому что согласно учениям, посмертное состояние делится на несколько семидневныхфаз. Это представляет собой весьма сложную церемонию, повторяющуюся каждый день и состоящую из комплекса обрядов. В наши дни Ламы используют развёрнутые церемонии, которые включают те же принципы. Одним из самых распространённых ритуалов является практика из цикла «Карлинг Шитро», что в полном переводе звучит как «Глубокая Доктрина Самоосвобождения Мудрости Мирных и Гневных Божеств» мастера Карма Лингпа. Как в этой, так и в других практиках, выполняемых после смерти и кремации, вместо покойного используют карту с его именем (Минг Джанг), над которой и проводятся все обряды. Вначале эту карту кладут в середину подготовленного мандала, либо на ритуальный стол руководящего Ламы, который призывает сознание усопшего из бардо посредством тайных мантр, мудр и силы Истины. После того, как сознание оказалось перед Ламой, тот осуществляет ряд ритуалов по его очищению от омрачений, негативной кармы и отрицательных эмоций. Каждый этап очищения сопровождается омовением карты, представляющей сознание умершего. Омовение осуществляется из особого сосуда, и в некоторых версиях Лама омывает не саму карту, а её отражение в отполированном металлическом зеркале (мелонг). Очистив эмоции и омрачения, Лама даёт усопшему ряд наставлений, в частности, по самоосвобождению пяти беспокоящих эмоций, истинная природа которых — ничто иное, как пять изначальных мудростей. Также Лама описывает различные переживания, с которыми умерший сталкивается в бардо, объясняя, как следует на них реагировать, чтобы не очутиться в западне низших миров. Эти наставления бесценны для умершего человека, ибо дают ему возможность достичь освобождения прямо в тот момент, когда он их получает. В тексте ритуала «Карлинг Шитро» немалая доля наставлений отводится описанию ста мирных и гневных божеств, которые предстают в видении умершего в бардо природы явлений. Лама не только описывает эти божества устно, но и показывает умершему их изображения на особых картинках (Цагли). В общей сложности, умершему предстоит лицезреть сорок два мирных и пятьдесят восемь гневных божеств, но хочу ещё раз заметить, что в своей ясной иконографической форме эти божествапредстают только перед теми людьми, которые при жизни выполняли тантрические визуализации, а большинство обычных людей переживают их в виде угрожающего света, лучей и звуков. Лама выполняет в этих переживаниях роль проводника и наставника, помогая умершему преодолеть различные оплошности и достичь просветления или наилучшего перерождения. Основная часть ритуала «Карлинг Шитро» осуществляется на шестой день после смерти, когда умерший находится в бардо природы явлений и лицезреет шесть Будд Нирманакаи вместе с мандалой пяти мирных Будд Самбхогакаи. Эти шесть Будд, считающиеся воплощениями Авалокитешвары, руководят существами шести миров самсары, пребывая в соответствующих мирах для устра нения страданий этих существ. На внутреннем уровне эти шесть Будд представляют собой чистоту шести эмоций нашего сознания, и их облики следует понимать как чистые олицетворённые архетипы наших эмоций. Во время ритуала Лама продвигает карту, представляющую сознание покойного, вдоль изображений шести слогов «А СУ НРИ ТРИ ПРЕ ДУ», соответствующих шести мирам самсары. Продвигая карту мимо каждого слога и освобождая сознание от рождения в каждом из шести миров, Лама зачитывает умершему описание страданий, характерных для этих миров, показывает изображение соответствующего Будды Нирманакаи и закрывает доступ к рождению в этом мире. В ходе ритуала шести Буддам подносятся чаши с рисом, покойному подносится возжигаемая еда, а препятствующим демонам — ритуальные торма После этого покойному, представленному картой, дают посвящение, уполномачивая его благословением Будды Ваджрасаттвы. В завершении ритуала Лама осуществляет перенос его сознания в чистую землю. В конце концов, осуществляется ритуал «сжигания имени», в процессе которого карту с именем (или фотографией) покойного накалывают на специальную пику и сжигают огнём мудрости. Оставшийся от неё пепел смывают нектаром Ваджрасаттвы из особого сосуда вместе с чтением стослоговой мантры Будды Ваджрасаттвы. В данном тексте Лонгченпы «Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла» вы можете видеть упрощённый вариант этого ритуала, составленный на основе тантры «Союз Солнца и Луны». Этот ритуал может выполняться как двадцать один, так и сорок девять дней. Он включает визуализацию Будд внутри церемониального сосуда, воздание восхвалений и подношений, рецитацию мантр и четыре процедуры с картой, представляющей покойного, а именно: 1) очищение грехов, омрачений и эмоций посредством омовения; 2) указание пути; 3) объяснение учения и 4) сжигание в огне мудрости. Сжигая карту, Лама прерывает посмертное существование души покойного, и в тот же самый момент умерший достигает либо освобождения, либо наилучшего рождения в драгоценном человеческом теле В своём труде «Драгоценная Сокровищница Высшей Колесницы» Лонгчен Рабджам говорит следующее: «Если вы хотите совершить развёрнутый ритуал, то вам следует пользоваться диаграммами шести типов существ, зачитывать описание их миров, подносить пищу и прочее, в соответствии с тантрой «Самосуществующее Совершенство». Если вы не хотите усложнений, то действуйте в соответствии с вышеописанным ритуалом В зависимости от размера подношения, сделанного тем, кто заказывает ритуал, он выполняется в полном, среднем или меньшем объёме. В наименьшем случае ритуал выведения из шести типов существ осуществляется в течение одного дня. В среднем случае — в течение недели. В полном объёме ритуал выполняется в течение семи недель. Вначале устанавливается мандал и церемониальный сосуд, осуществляется -визуализация себя в виде божества и божеств внутри сосуда Вы призываете аспект мудрости божеств, растворяя их [в обетованных формах] и делаете рецитацию. Затем читаете строфы подношений и восхвалений и омываете карту с именем покойного. После этого вы объясняете ему множество учений Махаяны, кармический закон причинно-следственной связи и духовные практики очищения. Объясняя учение, вам следует зачитать слова из текста «Полное Пробуждение [Будды] Вайрочаны»: «В этом преходящем мире Всеведущий [Будда] Если покойному довелось повидать врата этого учения [Дзогчена], вы должны прочестьему [тантру] «Сын Доктрины» { Другое название тантры «Единственный Сын Всех Будд», переведённой на русский язык } как можно больше раз. Что касается «очищения пути», то вам следует прочесть либо краткий вариант учений о бардо, либо дать общие наставления типа: «Полагаясь на пятикратный путь, Путь накопления, Путь единения, Указывайте ему путь следующими словами: «Пусть ты родишься в чистой земле Дэвачен, Тем, кто встал на этот путь [Дзогчена], следует указать путь к трём измерениям просветления согласно тантре «Самосуществующее Совершенство»: «Хо! Хвала могущественному воплощению Лотосового Царя, владыки осознавания! Молю тебя, очисти все омрачения усопшего этим объяснением. Произнеся такие слова, вы показываете усопшему путь. После этого вы читаете благопожелания, посвящаете заслугу и воздаёте соответствующие молитвы. Этот ритуал предназначен для практиковавших Великое Совершенство (Дзогчен) и считается гораздо более глубоким, чем обычные семидневные ритуалы из общих учений Тайной Мантры. По этой причине он должен осуществляться Ваджрным Мастером этой духовной традиции. » Когда умирает великий Лама, то на сорок девятый день после завершения всех церемоний его тело либо кремируют, либо мумифицируют и помещают в ступу. Мумификацию проводят очень редко, только в случае смерти самых реализованных мастеров. Я не слышал, чтобы кого-то мумифицировали в двадцатом веке, но знаю, что в 1870 году мумифицировали тело Чокгьюра Лингпа, прадеда моего учителя, Тулку Ургьена. Когда тело мумифицируют, его называют Мардунг. Когда тело великого мастера консервируют на сорок девять дней (или на год) для осуществления отходных церемоний, его называют Кудунг. Когда консервируют Кудунг, тело помещают в закрытый контейнер с солью и особыми веществами и держат на алтаре а главном храме монастыря, а вокруг этого контейнера располагаются все ученики усопшего Ламы, выполняющие отходные церемонии днём и ночью на протяжении сорока девяти дней. Эти церемонии принципиально отличаются от ритуалов, выполняемых с обычными покойниками, так как в этом случае Ламы делают, практики с целью получения благословения от ушедшего мастера, а не наоборот. Тем не менее, часть ритуалов аналогична тем, что выполняются во время смерти обычных людей, и вся церемония также разделяется на семь недельных фаз. Мне довелось участвовать в такой церемонии от начала и до конца, когда мой учитель Тулку Ургьен Ринпоче ушёл в паранирвану в феврале 1996 года. Ринпоче был одним из величайших и самых реализованных мастеров XX века, его учениками были шестнадцатый Кармапа Рангджунг Дордже, главы линии Ньингма Дуджом Ринпоче и Дилго Кхьенце Ринпоче, а также многие другие. Хотя с момента его смерти прошло уже много лет, я до сих пор помню все мельчайшие детали того события, и до сих пор не могу полностью оценить тот след, который оставили в моём уме те далёкие переживания. Это очень похоже на воспоминание обо сне, когда возникает образ, не имеющий никакой реальности, как в дымке или в тумане. Когда уходит великий мастер, он моментально сливается с пробуждённым состоянием, и быть в присутствии его Тела всё равно, что быть в присутствии Будды. Мне трудно передать на словах ощущения, испытываемые рядом с телом Тулку Ургьена Ринпоче. Обычно люди не могут перенести и нескольких минут в присутствии покойника, даже если он приходится им близким родственником. Люди впадают в депрессию, внутреннюю панику, а многие женщины теряют сознание. Когда я присутствовал на отходной церемонии Тулку Ургьен Ринпоче, у меня было полностью противоположное ощущение. Я не хотел расставаться с Учителем, не хотел выходить из храма ни на минуту, настолько притягательна была энергия, исходившая от моего Гуру. Я даже не возвращался ночевать в гостиницу, а оставался на ночь в храме, где круглосуточно шли пуджи, правда, ночью в них участвовало лишь несколько Лам. Когда я не мог удержаться от сна, я старался прикорнуть поблизости контейнера с телом учителя, а когда просыпался, не ощущал никакой разницы между сном и явью. Поскольку я провёл все последние ночи в храме, мне довелось присутствовать при редком зрелище, которое произошло в последнюю ночь перед кремацией. В ту ночь Ламы попросили удалиться всех иностранцев, простых тибетцев, непальцев и даже юных монахов. Я задержался в храме случайно и наблюдал сквозь занавесь, как несколько великихЛам, — Чокьи Ньима Ринпоче, Чоклинг Ринпоче, Цокньи Ринпоче, Тартанг Тулку Ринпоче и Тэнга Ринпоче извлекали из контейнера тело Тулку Ургьена Ринпоче и облачали его в регалии Будды. Его тело облачили в парчу, украшенную жемчугом, на голову поместили большую золотую корону Бодхисаттвы, а руки скрепили у сердца в перекрещенной мудре Ваджрадхары с золотым ваджром и дрильбу. В общем-то, в этом не было ничего особенного, но когда я наблюдал за происходящим, у меня было такое ощущение, будто наступает, по меньшей мере, второе пришествие Христа. Потом тело Ринпоче поместили обратно на алтарь в ожидании последней церемонии перед кремацией. Поскольку той ночью в храме было очень мало людей, я смог сделать несколько редких снимков Кудунга и прикоснуться головой к потемневшим пальцам своего Гуру, - единственной части тела, выступавшей из под драгоценных облачений. Сама кремация происходила днём во дворе монастыря Ка-Ньинг Шедруб Линг. Для кремации была сооружена специальная ступа, высотой около пяти метров, и тело Ринпоче было помещено в центр этого сооружения. Сам процесс кремации длился больше двух часов, так как она осуществлялась в форме огненной пуджи, то есть сожжения Тела в качестве подношения огню, символизирующему пламя пяти изначальных мудростей. В качестве топлива использовались особые ингредиенты, в частности ветви дерева Боддхи, под которым Будда Шакьямуни достиг просветления, красный сандал, трава Куша и прочие редкие субстанции. Двор монастыря превратился в расчерченную мандалу, в центре которой возвышалась ступа с пылающим телом, а в четырёх направлениях располагались троны самых высоких Лам тибетского буддизма, одетых в тантрические наряды из парчи и золотые короны. В общей сложности, на церемонии присутствовало более тридцати Ринпоче — перевоплощённых держателей линий буддизма Ваджраяны, причём возжигание осуществлял Святейший Чатрал Ринпоче, самый реализованный мастер Дзогчена, а всей церемонией руководил Лопон Тэнга Ринпоче — основной мастер ритуалов линии Кагью тибетского буддизма В промежутках между тронами находилось множество простых Лам и монахов в нарядах Бодхисаттв. После завершения кремации ступу замуровали, оставив останки для «созревания». Под созреванием, в данном случае, имеется в виду образование реликвий Рингсэл, которые были описаны чуть выше. На это отводится обычно не меньше трёх дней, после чего ступу вскрывают вновь и тщательно изучают пепел и несгоревшие части тела. Реликвии Рингсэл, Дунг и прочие не появляются после кремации обычных людей, их можно обнаружить только в останках действительно просветлённых мастеров. Это факт, и он может вполне служить опровержением сомнений некоторых неверующих. Я присутствовал при вскрытии ступы через три дня. Ступу вскрывал Оргьен Тобгьял Ринпоче, вероятно, известный многим русским буддистам. При разборе останков обнаружилось несколько реликвий Рингсэл, а на черепе Ринпоче проявился слог «А», описанный в тантрах как знак реализации Дхармакаи. Череп после кремации приобрёл синий цвет, что я смог собственноручно сфотографировать. По традиции, часть костей и останков великих мастеров помещают в специальную ступу и держат на алтаре. Так произошло и в случае Тулку Ургьена Ринпоче: через год после его паранирваны в монастыре была проведена расширенная церемония по случаю годовщины события. Ночью последнего дня двухнедельной церемонии была сооружена полутораметровая ступа из золота и драгоценных камней, в сборке которой мне повезло принять участие. В ступу поместили все останки Ринпоче за исключением его черепа и сердца, которые считаются особенно благословенными мощами, и Чокьи Ньима Ринпоче предпочёл держать эти реликвии при себе. Часть костей по традиции пошла на изготовление так называемых «ца-ца»: миниатюрных моделей ступы, изготавливаемых из белой глины, которую берут из святой пещеры Падмасамбхавы. В заключении раздела о бардо умирания Лонгченпа даёт подробное объяснение растворения элементов тела, которое было описано чуть выше, а также говорит о том, как умирают практикующие с различными уровнями реализации. Автор классифицирует йогинов на три типа — с меньшими, средними и высшими способностями. В буддизме очень чётко подмечено, что о реализации или прогрессев духовной практике можно судить по тому, как умирает духовный практикующий. Как в прошлом, так и в настоящем, как среди тибетских, так и среди западных буддистов можно встретить немало лицемеров, которые носят на себе маску духовности в корыстных интересах. Некоторые из них доходят до того, что объявляют себя великими учителями с «непревзойдённой реализацией» или перевоплощениями великих мастеров прошлого. Как правило, такие люди глубоко заблуждаются. Поскольку обычным людям трудно отличить таких псевдо-Гуру от настоящих мастеров, то многие такие лицемеры завоёвывают популярность, славу и успех, уводя своих последователей с истинного духовного пути. Однако вся их фальшь всплывает и становится явной в момент смерти, когда они ведут себя хуже обычных людей, не имеющих никакой духовной реализации. С другой стороны многие настоящие практикующие скрывают все знаки своей реализации, а когда умирают, то поражают невероятными знаками просветления своих близких и окружающих, которые даже и не догадывались об их реализации. Помимо вышеописанных знаков пробуждения и реликвий, появляющихся из тела после кремации, о реализации практикующих также судят по феномену, называемому Тукдам. Тукдам — это медитативное состояние ума, которое реализованный практикующий способен поддерживать даже после смерти. Это состояние говорит о высокой стабильности в медитации, и его очень просто заметить любому человеку. Это случалось со многими мастерами прошлого и настоящего. Характерной особенностью Тукдама
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|