Бардо становления
Заключительный раздел текста Лонгченпы посвящен бардо становления или существования (СИ ПЕЙ БАРДО). Это последнее промежуточное состояние, которое предшествует новому рождению, и, в то же время, последний шанс достичь освобождения и избежать перерождения в самсаре. Лонгченпа приводит аналогию этому бардо, сравнивая его с починкой поломанного водопровода Это сравнение относится к ситуации со всеми живыми существами не только в бардо становления, но и во всех остальных бардо, включая бардо этой жизни. В силу своего коренного заблуждения в отношении двойственного восприятия, все обычные существа находятся в «сломанном» состоянии, когда нарушена связь с пробуждённой природой. Когда индивид вступает на истинный духовный путь и начинает осознавать свою природу, можно сказать, что он восстанавливает эту связь. На самом деле, эта связь никогда не терялась и никогда не была «сломана», просто до тех пор пока мы игнорируем и отрицаем свою истинную природу, свой духовный потенциал, это выглядит как-будто нарушен канал, связывающий нас с важнейшим источником нашего бытия. В бардо становления нам предоставляется возможность восстановить эту связь и вернуться к чистому источнику. Только практикующие с наименьшими способностями попадают в бардо становления, остальные же практикующие Дзогчен освобождаются либо в момент смерти, либо в вышеописанном бардо природы явлений. Те люди, которым неведомы духовные ценности, безусловно, проходят через все стадии бардо. Исключение составляют только те грешники, которые перерождаются в аду Авичи, ибо попадают туда моментально после смерти. В тексте «Драгоценная Сокровищница Высшей Колесницы» Лонгчен Рабджам говорит, что практикующие это учение Великого Совершенства в конце концов осознают естественные проявления бардо как свою природу: таково величайшее преимущество этого духовного пути. Они устремляют свои помыслы к чистым землям Нирманакаи, и в силу благословения природы явлений перерождаются в таком мире, в одном из десяти направлений, после чего достигают просветления без нужды в дальнейших перерождениях. Для этого, говорит автор, достаточно вспомнить предыдущие наставления и представить своё осознавание в виде сферы света либо в глазах, либо в отверстии Брахмы на макушке, и затем выпустить его в восточное или любое другое направление как летящую комету.
Для остальных практикующих Дхарму, которые не знакомы с этим учением Дзогчена, освобождение также возможно, но они должны руководствоваться теми методами, которые свойственны текстам их традиции, будь то практикой иллюзорного тела, устремления в чистые земли или осознавания отсутствия независимой сущности во всех явлениях. Люди, не знакомые с Дхармой вообще, могут получить большую пользу, если они, по крайней мере, помолятся, устремятся к прибежищу и разовьют желание избежать плохого перерождения. Коренной текст этого раздела начинается с описания чистых земель Нирманакаи, в которые попадают практикующие с наименьшими способностями. Как вы можете определить градацию своих способностей? Видьядхара Джигме Лингпа говорит об этом в тексте «Йеше Лама» прямо и без обиняков: 'Те, кто не прикладывали никаких усилий и предавались лени всю свою жизнь, несмотря на то, что повстречали врата [учения] очевидного ясного света, постепенно состарятся, так и не обретя знаков духовного прогресса. На духовное продвижение также не стоит рассчитывать тем, кто не следовал за святым Ламой, воображая, что знает самые особенные наставления. Максимум, что могут почувствовать такие люди, это небольшое интеллектуальное возбуждение, но они не реализуют никаких стадий пути и не достигнут прогресса в видениях. Их слабого интеллекта может хватить лишь на то, чтобы довольствоваться принадлежностью к традиции Великого Совершенства, однако сами они не относятся к категории практикующих Дзогчен. Тем не менее, если они живут в соответствии с Дхармой и в силу своей веры сторонятся недобродетели, а также, по крайней мере, способны трансформировать свои сны в лучшую сторону, то, оказавшись в сноподобных видениях бардо становления, они смогут осознать, что уже попали на тот свет. Устремив после этого всю свою веру к Гуру, они смогут вспомнить наставления, полученные от него при жизни. В результате им станет ясно, что они не осознали себя в бардо природы явлений и не обрели силы Истины, очутившись в бардо становления. Развив в себе решимость отправиться в чистые земли естественной Нирманакаи, они родятся чудесным образом из лотосового бутона в желаемом чистом мире мощью благословения Дхарматы».
Чтобы не упустить такой возможности Джигме Лингпа советует практиковать простые наставления, которые не требуют особых усилий: «С этого самого момента развивайте преданность к Ламе, от которого получаете учения. В дневное времясозерцайте очевидные естественные проявления. Когда ложитесь спать, внушайте себе, что умираете, а когда начинаете проваливаться в сон, развивайте сильное стремление попасть в чистую землю естественной Нирманакаи. Засыпайте в состоянии визуализации деталей и особенных качеств этих чистых миров. Во время медитативных сессий вы должны непременно тренироваться транспортировать своё сознание при помощи праны, как описано выше [в разделе о переносе сознания]. Этот сердечный наказ я даю всем тем, у кого имеется хотя бы малейшая боязнь низших миров и отвращение к самсаре». Лонгчен Рабджам приводит подробное описание пяти чистых земель Нирманакаи мирных и гневных Будд- Эти миры не являются частью того космоса, который можно наблюдать при помощи телескопов. Они существуют в чистом измерении Основы бытия, тогда как всё, что мы можем воспринимать своими органами чувств, лежит в сфере нечистой энергии Основы. Этим мирам невозможно приписать географические координаты, и в учениях Великого Совершенства никто не пытается вводить вас в заблуждение прото-христианскими сказками о том, что «рай лежит где-то там, в небесах, а ад находится под землёй». Видьядхара Джигме Лингпа, живший в непросвещённые времена Коперника? и понятия не имевший об его открытиях и наблюдениях Галлилея, написал вещи, которые логично вписываются в представления современного буддиста двадцать первого века Я приведу его слова из текста «Йеше Лама»:
«Эти «чистые миры естественных Нирманакаи», попадая в которые вы достигаете освобождения, возникли самопроизвольным образом в силу благословения покорителя Ваджрадхары. Достойные индивиды переживают их воочию по причине всеохватывающей пробуждённой сущности Сугаты, находящейся в сердце каждого из нас Естественное излучение четырёх изначальных мудростей, [которыми наделена эта пробуждённая природа], испокон веков проявляется через врата драгоценного спонтанного присутствия Манифестированной Основы аналогично измерению Самбхогакаи. Несмотря на то, что в базисных учениях условно говорится о восточном и прочих направлениях [расположения этих чистых миров], вы их там не увидите. Если вас смущает объяснение того, что они расположены на удалении пятиста миль, то вам не следует воспринимать такие положения буквально, так как эти чистые земли находятся далеко за пределами области трёх миров [самсары]. Также вам стоит понимать утверждение о том, что «мандала гневных божеств появляется вверху», в том смысле, что гневные божества изначально присутствуют как проявленный аспект [вашей пробуждённой природы] в районе черепа». Практикующий может попасть в любой из этих миров по выбору. В учениях Великого Совершенства считается, что практикующие Дзогчен имеют особую связь с чистой землёй Будды Ваджрасаттвы, тогда как во всех остальных традициях буддизма говорится о том, что легче всего попасть в чистый мир Будды Амитабхи. Будда Амитабха принял тринадцать возвышенных обетов, поклявшись принимать в свою чистую землю Сукхавати (тиб. — Дэвачен) всех верующих в него, даже если эти люди обладают множеством омрачений. Поэтому всем буддистам, которые не практикуют Дзогчен, рекомендуется развивать веру к Будде Амитабхе и в момент смерти устремить к нему все свои помыслы и молитвы.
Практикующие, которые не смогли осознать свою природу ни в бардо умирания, ни в бардо Дхарматы, попадают в бардо становления аналогично всем обычным людям и испытывают разнообразные видения, предшествующие новому рождению. 3 этом бардо существа обладают ментальным телом, которое наделено нематериальными, но полноценными органами чувств и способно беспрепятственно перемещаться в любое направление и любое место за исключением Ваджрного Трона и материнской утробы. Ригдзин Джигме Лингпа в том же тексте даёт рациональное объяснение этим исключениям: «Говоря в общем, Ваджрный Трон в Индии — это величайшее место, в котором все Будды благой эпохи демонстрируют достижение просветления. Если большинство существ с чистой и нечистой [кармой] могут воочию лицезреть это место, то почему говорится, что туда не могут попасть существа бардо с иллюзорным телом, наделённым магическими способностями моментального перемещения в любое желаемое место? Плохая карма тут ни причём, так как в наши дни даже еретикии иноверцы без проблем и опасений туда путешествуют. Для существ с ментальным телом не может быть никаких преграждающих причин и условий. То, что для них действительно недосягаемо, так это состояние освобождения, которое преграждается силой своей чистоты. А материнская утроба [временно] преграждается силой кармы. Вам следует понимать смысл этих двух опор в соответствии со словами Победоносного Пема Ледрола: «Обычные учителя считают Ваджрным Троном [географическое место Бодхгая] в Индии. Но в данном контексте Ваджрный Трон относится к внутреннему пространству неизменной изначальной чистоты, высшему состоянию просветления, достигаемому всеми Буддами, другими словами, ко входу в чистую нирвану. Что касается материнской утробы, то под ней подразумевается вход в нечистую самсару, ведущий к рождению в одном из шести типов существ. Вы не должны понимать этого буквально. »« Говоря о том, как выглядят существа в бардо становления, Лонгчен Рабджам в других текстах раскрывает интересные подробности. Так, в частности, существа, которым предстоит переродиться людьми или богами мира Желаний, во второй половине бардо становления принимают облик своего будущего рождения. Тем, кому предстоит родиться в божественном мире Форм, в начале бардо покажется, что их тело состоит из света Перерождающиеся бесформными богами не имеют никакого облика в бардо становления, рождаясь из переживания чистого пространства Те боги, которые падают из мира Неформ в низшие миры, в первой половине бардо становления не воспринимают никаких видимых аспектов, кроме цепляния за собственное самадхи, а во второй половине принимают облик существ, которыми им предстоит родиться. Как полубогиасуры, так и животные, голодные духи и адские мученики имеют в этом бардо облики, соответствующие будущему рождению. Исключение составляют лишь существа, попадающие в ад Авичи Невыносимого Страдания, которые рождаются в нём без прохождения через бардо. Также не проходят через переживания бардо и те, кто переносят своё сознание в чистые земли Будд посредством метода Пхова, описанного выше.
В этом бардо существа также обладаютсверхъестественным восприятием, но оно гораздо более ограничено, чем в предыдущем бардо природы явлений. Более того, это восприятие локализовано таким образом, что существа инстинктивно направляют своё внимание к тем мирам, где им предстоит родиться. Те, кто испытывают привязанность к местам, населяемым богами и людьми, родятся богами и людьми. Полубоги и животные испытывают радость при виде красивых лесов и островов, в результате чего в них и перерождаются. Те, кому предстоит родиться голодными духами или адскими мучениками, очаровываются привлекательными видениями огня, сияющего лучами света В это время у существ бардо присутствует чувство, будто их преследуют враги, и их единственное желание — это где-нибудь укрыться. Когда они испытывают комфорт при виде какой-либо из вышеописанных картин, они льнут к нему, пытаясь найти прибежище, и после короткого переживания привязанности к этому видению рождаются в соответствующем мире. Что касается существ, перерождающихся богами мира Форм, то они испытывают отвращение при виде материальных форм, и, наоборот, чувствуют радостное возбуждение при виде света Рождающиеся в бесформных мирах не чувствуют никакого удовольствия при виде любых явлений, а стремятся к чистому ментальному состоянию, в котором кроме спокойствия вообще ничего нет. Стоит заметить, что существа в бардо становления способны видеть всех остальных существ, тогда как сами они видны лишь ясновидящим мастерам и аналогичным умершим существам, пребывающим в бардо. Говорится, что сила восприятия в бардо становления в семь раз острее обычной. Существа в бардо становления живут промежутками по семь дней. По прошествию каждой недели индивид испытывает ментальное переживание смерти, причём эта галлюцинация идентична тому, как произошла его настоящая смерть. Например, если смерть наступила в результате несчастного случая, то умершему будет казаться, что с ним вновь и вновь случается этот несчастный случай. Как только пережита смерть, этот индивид заново рождается в бардо, и так может происходить до семи раз, поскольку максимальный срок бардо становления составляетсемь недель. Как рождение, так и смерть, переживаемые в бардо становления, происходят «чудесным» образом, в том смысле, что существа рождаются моментально сами собой, а не из утробы. По прошествии каждой недели существа в бардо испытывают невыносимые страдания, и им можно оказать большую пользу посредством ритуалов, описанных выше в разделе бардо умирания. Обычные люди, не имеющие никакой духовной зрелости, как правило, находятся в бардо сорок девять дней, причём в этот срок входят все три бардо, — умирания, природы явлений и бардо становления. Первые два бардо для них проходят моментально, и всё остальное время они находятся в бардо становления. Считается, что самый короткий срок жизни в бардо — это семь дней, но он может быть и ещё меньше, если реализованный Лама сделает перенос сознания или семидневный ритуал для усопшего. В этом случае ум умершего немедленно покидает бардо и попадает либо в чистые земли, либо воплощается в благоприятном человеческом теле Джигме Лингпа говорит в своём тексте «Иеше Лама», что существа могут находиться в бардо и дольше обычного. Он приводит пример того, как стандартный срок человеческой жизни рассчитан на сто лунных лет, но жизнь, как известно, может быть как короче, так и длиннее этого. В коренном тексте Лонгченпа описывает цвет тела и положение головы существ в бардо, что позволяет делать выводы о том, в каком из миров им предстоит родиться. По тому, насколько ясно сознание индивида, можно также судить о чистоте и зрелости его кармы. О кармической зрелости индивида также говорит размер его тела в бардо, — чем больше тело, тем чище карма этого существа Но это тело не имеет никакой материальной формы или даже относительной независимости, — оно проявляется подобно сновидению. Если рождение предстоит в высших мирах, то этому существу предстаёт видение белого света, излучающегося на милю. Для существ, направляющихся в низшие миры, возникает тусклый свет или дым либо жёлтого, либо чёрного света. О благополучности предстоящею рождения можно судить по знамениям, наблюдаемым в бардо. Те, кому в следующей жизни суждено иметь богатство, обширное окружение и наслаждения, встретятв бардо приятные знамения. Тем же, кто направляется в низшие миры, кому суждено родиться неполноценными людьми, а также грешникам, предстоят неприятные переживания и видения нищеты. Несмотря на то, что у существ бардо нет физического тела как такового, в силу их привычных тенденций им кажется, будто оно есть. Одной из причин, предопределяющих следующее рождение, является то, как существа реагируют на облик своего тела в бардо. Если им нравится своя форма, то они переродятся в одном из шести миров Желаний, если не нравится, то они переродятся в мире богов мира Форм, а если им безразлично, то они попадут в мир Неформ. Ближе к завершению бардо у существ появляются видения и переживания входа в новую утробу. Если, например, индивид рождается обычным человеком, то при попадании в утробу он чувствует сильный озноб. Если ему довелось обрести чистое человеческое тело, то он почувствует себя посреди тумана Если же ему посчастливилось обрести драгоценное человеческое тело, в котором он сможет встать на духовный путь и достичь освобождения, то при попадении в утробу он увидит множество шумящих людей. Переживания для остальных существ шести миров описаны в коренном тексте. Как только появились эти знаки, индивид уже попал в материнскую утробу. Это сопровождается ощущением большого стеснения, и ему хочется выйти оттуда, но дорога назад уже закрыта силой кармы. Существа, рождающиеся из утробы или яйца, попадают в матку через анальное отверстие своей матери. Катализатором вхождения в утробу является видение совокупляющейся пары, которое вызывает у умершего инстинктивный интерес и полностью приковывает его внимание В случае рождения человеком, индивид наблюдает половой акт между мужчиной и женщиной, и если в его уме возникает страсть к женщине, то происходит рождение в мужском теле. Если появляется пристрастие к мужчине, сопровождающееся ревностью к женщине, то следует рождение в женском теле В других текстах упоминается, что если индивиду предстоит родиться на восточном материке, перед входом в утробу у него появится видение гуся, если на северном материке, то он увидит рыбу, если на западном материке, то увидит корову, а если на южном материке, то у него возникнет видение мужчины, совокупляющегося с женщиной. В данном случае речь идёт о четырёх материках, описываемых в буддийской космологии, и наш мир относится к южному материку Джамбудвипа. Как же поступать, если вы обнаружили себя в бардо становления? К сожалению, ни один обычный индивид не способен своими силами противостоять кармическим силам, выталкивающим его или её в новое рождение. К счастью, в буддийских учениях имеется много методов, позволяющих избежать негативного перерождения, и пока вы не попали в бардо, постарайтесь найти силы и время на практику этих несложных духовных наставлений. Насколько вы продвинетесь в практике, зависит от вас самих, особенно от вашей веры и усердия. Видьядхара Джигме Лингпа говорит в своём тексте «Йеше Лама», что наилучшие практикующие смогут оставить эмоции страсти, ненависти и зависти и осознают нереальность посмертных видений. Средние практикующие, которые достигли определённого прогресса в практике, посредством привыкания к медитации на божество или своего Гуру в союзе с супругой, испытают смысл секретного посвящения, а также обретут переживание пустотного блаженства в силу посвящения высшей мудрости. Практикующие со слабым интеллектом смогут закрыть вход в утробу посредством отвержения девяти нечистот, противодействующего привязанности, что соответствует учениям пути Бодхисаттв. Таким образом, они смогут устремить свои помыслы к чистым землям и родиться чудесным образом в мире Явной Радости или Великого Блаженства из бутона лотоса. Более подробно о методах предотвращения плохого перерождения говорится в тексте Падмасамбхавы «Карлинг Шитро», открытом мастером Карма Лингпа. Этот текст содержит ряд уникальных практических наставлений по тому, как избежать нового рождения в самсаре: {
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|