Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детлеф Инго Лауф. Из Книг Мёртвых до-буддистской древней тибетской религии Бон




Детлеф Инго Лауф. Из Книг Мёртвых до-буддистской древней тибетской религии Бон

 

Из книги Детлеф Инго Лауф «Тайные Доктрины Тибетских Книг Мёртвых»
Перевод с англ. Нади Доброй

 

Наиболее широко известной Тибетской Книгой Мёртвых Бонпо является Bar-do thos-grol gsal-sgron chen-mo — труд, во многих отношениях схожий с буддистской версией. Учитывая определённые различия в символизме и разнообразных божествах, которые, как правило, более многочисленны и обладают индивидуальностью и различными именами, можно сказать, что направление Книги Мёртвых Бонпо в общих чертах параллельно по содержанию направлению буддистской версии. В то же время не следует упрощать или навязывать параллели. Тем не менее, читателю будет полезно иметь в своём представлении схему буддистких видений Бардо в ходе нижеследующего анализа, поскольку структура в религии Бон в определённой степени схожа.

Далее последует краткое описание мирных и гневных божеств согласно определённым бонским учениям бардо, а также их символизма — в общих чертах, поскольку в рамках этой книги невозможно представить более глубокое исследование или более полное описание исключительно сложного символизма. Учитывая подробное представление традиций Бонпо Тибетской Книги Мёртвых, читателю будет нелегко разобраться в сложности символов и цветов божеств и их атрибутов в религии Бон.

Начнём с основ, присущих как Бон, так и Буддизму. Обнаруживаются сходства в описании процесса умирания, погружения сознания сквозь элементы, и разделение ступеней бардо. Снова встречаются ‘Chi-kha’i бардо, Chos-nyid бардо и Srid-pa’i бардо. Количество божеств в видении возрастает. Разделение на мирных и гневных божеств с мужскими и женскими аспектами, дакини, будды, териоморфные божества и херуки схожи в обеих традициях.

Мирные Божества

Текст начинается трёхсложной формулой призыва: Lha bon gshen dang gsum la phyag-‘tshal-lo. Таким образом призывается высшая триада религии Бон: «Я принимаю убежище в божествах, учении и основоположнике учения, Шенрабе». В то время как буддистская Тибетская Книга Мёртвых описывает чистую дхарма-сферу Адибудды Самантабхадры как трансцендентного и абсолютного источника, в бонском тексте присутствует «свастика-сфера (тиб. gYung-drung-gi dbyings) неизменного Бон» (тиб. Mi-‘gyur bon-nyid), из «лучащихся небес света мудрости» которого первым является наивысшее божество Самантабхадра (тиб. mNga’-bdag kun-tu bzang-po). Примечательно, что тёмно-синий Самантабхадра —наивысшее божество как религии Бон, так и древней, не подвергшейся реформации тибетской секты Ньингма. Самантабхадра — это совершенное воплощение Бон-реальности, и он включает в себя все три мира. Из абсолютной сферы Бон, конкретизированной в синем Самантабхадре в форме истинного Бон, (тиб. Bon-sku), из сердечного центра излучается чистый свет наивысшей мудрости. Из этого исходят все божества, раскрываясь в лучезарных мандалах мирных и гневных семейств (тиб. Zhi-khro lha-tshogs) Книги Мёртвых Бонпо, которые являются для того, чтобы устранить все загрязнения и препятствия на пути через бардо. Согласно традиции sNyan-rgyud Bar-do thos-grol, первым из лучезарности и пустоты появляется божество gShen «Белый Свет» (тиб. gShen-lhf ‘od-dkar) на великолепном солнечно-лунно-лотосном троне. Его цвет - белый, и его руки покоятся на ногах в дхьянамудре. Он облачен в одежды царского великолепия и, таким образом, проявляется в форме самбхогакайи. В его сердце-лотосе из наисокровеннейшей сущности духа (тиб. Sems-nyid ngo-bo) появляется светящийся белый слог А, наиболее важная формула-семя религии Бон. Из этого слога исходит пятисложное сияние элементального света мудростей, и из них исходят мирные и гневные божества видений бардо. Свастика (тиб. gYung-drung) является важным символом в религии Бон. Они представляет собой обращенный налево крест с крючками, и встречается в качестве эмблемы на троне божеств, или как свастика-жезл, которую носит в правой руке божественный основатель Бон, gShen-rab myi-bo. Свастика также встречается в буддистском символизме, но в этом случае она обращена вправо. Встречаются в этих двух религиях и другие символы, которые отличаются только по своей правой (Буддизм) или левой (Бон) ориентации.

Это важно в связи с символизмом мандалы религии Бон, так как он тоже интерпретируется в обратном направлении. Из центра переходят к востоку (вниз), затем через север (вправо) к югу, расположенному на левой стороне лотоса-мандалы. Соответственно, священное обхождение ступы Бонпо происходит против часовой стрелки (влево), в то время как в Буддизме — по часовой стрелке (вправо).

После того, как gShen-la ‘od-dkar инициировал видения бардо как воплощение белого света, сложная форма мирного божества rGyal-ba ‘dus-pa следует как излучение Самантабхадры. Он восседает в середине голубой небесной сферы на лотосном троне с символическими животными — львом, слоном, лошадью, драконом и гарудой, поддерживающими лотос. Дракон встречается в роли символического животного только вместе с божествами Бонпо. Тело rGyal-ba ‘dus-pa — белого цвета, излучающее кристально чистый свет. У него пять голов и десять рук, и он украшен пышными убранствами самбхогакайи. Его пять лиц — белого, желтого, красного, зелёного и синего цвета. В качестве аттрибутов он держит солнце и луну в первой паре рук, знак победы и лук со стрелой во второй, свастику и пращу в третьей, чакру и железный крюк в четвёртой, пятая же пара — пустая. rGyal-ba ‘dus-pa управляет мандалами мирных божеств и занимает положение, равное положению Будды-Ваджрасаттвы в схеме эманаций божеств бардо. Его ужасающий аспект среди гневных божеств — это могущественное божество-защитник, dBal-gsas.

Затем является индиго-синий Khri-bzhi nams-ting (или Khri-bzhi nams-bting rig-pai’i lha) на троне в форме дракона над солнцем-луной-лотосом, сияющий, в белом, неизменном теле знания. Это божество является в тантрическом союзе со своей женской половиной, Thugs-rje byams-ma, также известной под именем Srid-pa’i rgyal-mo. У Khri-bzhi nams-ting четыре лица, которые обращены в направлении четырёх космических сторон. Он указывает на образование космической мандалы пятью bDe-shegs rigs-lnga, которые возникают из центра.

В центре мандалы из небесной сферы появляется в пятисоставном сияющем свете духа божество Kun-snang khyab-pa bDe-shegs Thugs-kyi lha. Он — белого цвета и одет в кристально-прозрачные одежды; в правой руке он держит чакру, а в левой — пращу. Thugs-kyi lha, божество сущности духа, находящегося в сердце, является в тантрическом союзе с Dā kini Nam-mkha lha-mo, богиней небес, также известной как «Великая Мать Мудрости» (тиб. Shes-rab yum-chen). Явление этого божества преодолевает порок ненависти (тиб. Zhe-sdang), и провозглашается мудрость пустоты (тиб. sTong-nyid ye-shes).

С востока мандалы приходит sKu’i lha на троне в форме слона. Его связывают с планом материальности. Его цвет и одежды — желтые, и он является в тантрическом союзе со своей Dā kini Sa-yi lha-mo, богиней элемента земли. Он учит преодолению невежества зерцалоподобной мудростью (тиб. Me-long ye-shes). На востоке мы встречаем красного Tathā gata gSung-gi lha на троне в форме дракона. Его одежды — красного цвета, и его сопутствующее женское божество — Me’i lha-mo, богиня элемента огня. gSung-gi lha ассоциируется с планом чистой речи и является с целью преодолеть страсти, поскольку он символизирует мудрость чистого видения (тиб. Sor-rtogs). На юге мандалы пятый из Татхагат Бонпо, голубой Phrin-las lha, появляется на плане кармической активности. Он одет в одежды, украшенные драгоценностями вайдурья и предстаёт в тантрическом союзе со своей Dā kini Chu-yi lha-mo, управляющей элементом воды. Phrin-las lha преодолевает пороки алчности и зависти, и символизирует мудрость кармического совершенства действия (тиб. Bya-grub ye-shes).

Если сравнить символизм пяти Татхагат мандалы мирных божеств Бонпо с аналогичной мандалой буддистской Книги Мёртвых, сразу очевидны сходства. В учениях Бон также присутствуют пять Татхагат и их Дакини, пять элементов, пять основных зол, пять групп человеческих личностей (тиб. Phung-po lnga), и пять видов мудрости, которые совпадают с таковыми Буддизма вплоть до упомянутой первой мудрости пустоты. Также, цветовой символизм мандалы мирных божеств Бонпо практически совпадает с символизмом буддистских мандал. Однако, движение против часовой стрелки изменяет смысловые взаимоотношения между цветами и элементами. Дакини Татхагат соответствуют пяти элементам (тиб. Byung-ba lnga) и имеют соответствующие цвета. В данном труде мы не можем вдаваться во все подробности божеств Книг Мёртвых религии Бон, поскольку это составит отдельную книгу. К тому же, используется один и тот же вид карт посвящения, который мы встречали ранее в Zhi-khro tsa-ka-li. Они имеют те же имена в религии Бон и изображают разделённых на группы всех божеств мирных и гневных циклов, включая их аттрибуты и символы. Пять Татхагат мандалы Бонпо и их взаимоотношения с элементами, символами и видами мудрости изложены в таблице 19.

[Символизм Пяти Татхагат из Bar-do thos-grol религии Бон]

Направление Биджа-Мантра Татхагата Семейство Цвет Символическое Животное Vā hana Дакини и Элемент Пять Пороков Пять Мудростей
Центр А Thugs-kyi lha (chitta-deva) Дух/Ум Татхата Таковость Белый Лев Nam-mkha lha mo Эфир Ненависть Мудрость Пустоты
Восток Om sKu-yi lha (kā ya-deva) Тело Свастика Крест с крюками Желтый Слон Sa-yi lha-mo Земля Невежество Зерцалоподобная Мудрость
Север Hū m Yon-tan lha (guna-deva) Заслуга Чакра Колесо Доктрины Бон Зелёный Лошадь rLung-yi lha-mo Воздух Гордость Мудрость Самооболадания
Запад Ram gSung-gi lha (vā c-deva) Речь Падма Лотос Красный Бирюзовый Дракон Me’i lha-mo Огонь Страсти и Желания Мудрость Ясного Видения
Юг Dzam Phrin-las lha (karma-deva) Карма Ратна Драгоценность Синий Гаруда Chu-yi lha-mo Вода Зависть Мудрость Совершенной Деятельности

Таблица 19. Символизм Пяти Татхагат из Bar-do thos-grol религии Бон

За первой мандалой следуют восемь Ye-gshen sems-dpa’ и их Дакини, известные под именем Ye-sangs lcam-yum. Это вызывает непосредственную ассоциацию с восемью Боддхисаттвами и Дакини буддистской Книги Мёртвых, которые вместе образуют группу из шестнадцати божеств. Значение Ye-gshen sems-dpa’ равнозначно Бодхисаттвам, и они подобным образом ассоциируются с восемью функциями осознания и их сфер деятельности. Вместе со своими Дакини они сопровождают пять Татхагат. Двое этих божеств изображены на 12-ой дощечке; их цвета и символы отличаются от цветов и символов Боддхисаттв, но в остальном они достаточно схожи.

В другом тексте традиции Бонпо, который рассматривает значение шести миров инкарнации, можно найти интересное указание на взаимоотношения ума и пяти основных недостатков в свете психофизической организации человеческого тела. В соответствии с этой идеей, ненависть возникает из соединения ума и эфира; из соединения дыхания или пранической энергии возникает гордость; от ума и телесного тепла рождается зависть; от ума и крови возникают страсти; от ума и плоти рождается невежество.

Тибетская Книга Мёртвых религии Бон также содержит доктрину шести сфер бытия, в которых происходит рождение в результате кармической активности. Здесь мы обнаруживаем такое же разделение на миры адов, прет, животных, титанов, богов и человеческих существ. Правителем мёртвых душ в ужасающих адских мирах является Яма Khram-thogs rgyal-po. И снова, в шести сферах бытия присутствует фигура спасителя, который в различных эманациях входит в эти сферы с тем, чтобы принести учения, связанные с освобождением от страданий. Каждое существование является преходящим промежуточным условием в одной из шести сфер (тиб. Rigs drug bar-do); чтобы просветить шесть классов существ, сам gShen-rab является в различных эманациях в форме Будд. Шесть Будд традиции Бонпо (тиб. ‘Dul-gshen drug)очень схожи с буддистскими формами, отличаясь только цветами и жестами рук (см. дощечку 12). Шесть эманаций gShen-rab являются в мирах инкарнаций с тем, чтобы освободить живущие там существа от пяти «ядов» (тиб. Dug lnga). Следовательно, перед ними стоит та же задача морального просветления, исполненная в буддистской Книге Мёртвых великим сострадательным Боддхисаттвой Авалокитешварой.

В белом свете появляется в сфере богов белый Будда Ye-gshen gtsug-phud (или Lha-yi gshen-rab) из мантрического слога А, который возникает из центра во лбу. Ye-gshen gtsug-phud даёт наставления существам, обитающим на преходящих небесах, в преодолении пяти зол и препятствий.

В зелёном свете появляется из горлового центра голубой lCe-rgyal par-ti (или Lha-min gshen-rab) в сфере воюющих титанов. Семенной слог этой сферы - SU, и голубой Будда учит преодолению гордости и эготизма. В красном свете из сердечного центра является голубой gSang-ba ‘dus-pa (или Mi’i gshen-rab) со слогом RNI для сферы человеческих существ с тем, чтобы преодолеть зависть. В животном мире, пронизанном невежеством, в голубом свете является зелёный Ti-sangs rang-zhi из лотоса пупочного центра. Для вечно голодных и мучимых жаждой прет в красном свете из лотоса промежности является белый Mu-cho ldem-drug, чьей функцией является уничтожение страстей и желаний этих существ. В шестой сфере адских мук из лотосовой чакры стоп в дымно-черном свете является фиолетовый gSang-ba ngang-ring (тиб. dMyal-ba’i gshen-rab) с тем, чтобы преодолеть зло и ненависть. Вышеперечисленные являются шестью эманациями gShen-rab, которых следует рассматривать как несущих спасение в шесть миров существования.

 

[Символизм шести эманаций gShen-rab. Из Bon-po Nispanna-Yoga и Na-rag pang-‘gong rgyal-po]

Cфера gShen-rab Цвет Аттрибуты Лотосный Центр
Боги Ye-gshen gtsug-phud Белый Жезл с набалдашником в форме мидии и Железный Крюк Лоб
Титаны lCe-gryal par-ti Синий Ручной барабан и сосуд с амритой Шея
Человеческие Существа gSang-ba ‘dus-pa Бирюзовый Ручной барабан и сосуд с амритой Сердце Bon-nyid Cakra
Животные Ti-sangs rang-zhi Зелёный Сияющее Колесо [Дхармы] и сосуд с амритой Пуп
Преты Mu-cho ldem-drug Белый Железный крюк и Колесо Промежность
Адские сферы gSang-ba ngang-ring Фиолетовый Железный крюк и Колесо Стопы

Таблица 20. Символизм шести эманаций gShen-rab. Из Bon-po Nispanna-Yoga и Na-rag pang-‘gong rgyal-po

Неудивительно, что традиция Бонпо схожа с буддистской Тибетской Книгой Мёртвых в том отношении, что она также содержит в мандале мирных божеств четыре Охранителя и их соответствующие женские сущности. Четыре Охранителя (тиб. Ye-shes sgo-bzhi или rNgam-chen khro-bo) сопровождаются гневными Дакини (тиб. Dus bzhi rgyal-mo), богинями четырёх времён. Каждая из них окрашена в один из четырёх цветов мандалы и их руки сложены в различные жесты. Они завершают последовательность мирных божеств семи первых дней видений бардо, которые составляют группу из по меньшей мере 42 божеств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...