Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современная бюджетная политика РФ




Понятие бюджета и методы регулирования рыночной экономики с помощью бюджета

Экономическая сущность бюджета государства- экономический строй общества и производственные отношения. объективный фактор, влияющий на сущность бюджета:

развитие общества меняет способ производства, распределения материальных благ, меняется экономическая сущность бюджета.

субъективные факторы, влияющие на сущность бюджета:

- тип государства (унитарное, федеративное, конфедеративное);

- бюджетная политика на современном этапе (четыре национальных проекта: образование, АПК, здравоохранение, жилищное строительство + в Алтайском крае – газификация);

- внешняя и внутренняя экономические ситуации.

Необъективные факторы: природные, экологические и социальные особенности, традиции.

назначение бюджета - аккумуляция денежных ресурсов в полоьзу государства и местного самоуправления для выполнения ими своих функций.

задачи Бюджета страны:

1. Экономическая задача (произвести в стране ВВП, нарастить ВВП в 2 раза не менее 7,5% в год).

2. Социальная задача – на потребление (снижение бедности).

государственный бюджет- Бюджет страны, который отражает основные доходы и расходы государства. Государственный бюджет аккумулирует в себе около 30% национального дохода, в ряде стран мира около 60%. Национальный доход равен разности между ВВП и затратами. Бюджет содержит в себе около 2/3 ресурсов страны.

Экономическое значение бюджета - влияет через налоги и мобилизованные бюджетные средства на решение приоритетных народно-хозяйственных вопросов. Бюджет является главным в системе финансовых планов страны, т.к. он объединяет их в цельную систему, определяя на каждый текущий год (а теперь на три года) финансовые взаимоотношения государства с разными звеньями государства и население.

Основной финансовый план или централизованный фонд ресурсов государства – это внешние признаки бюджета, т.е. форма его материального воплощения. Глубинную же сущность бюджета, его экономическую природу составляют экономические отношения. Всегда в качестве одного из субъектов этих отношений выступает государство, нуждающееся в денежных средствах для выполнения своих функций. Формируя доходную часть бюджета, государство вступает в финансовые отношения с плательщиками налогов и сборов. Вторым субъектом бюджетного процесса становится население, предприятия и организации, часть доходов которых идет на общественные нужды.

Главным существенным признаком бюджета являются экономические отношения, т.к. они раскрывают природу и значимость бюджета в воспроизводственных процессах. Поэтому для определения понятия «бюджет» следует отражать три его важнейшие стороны: форму, сущность и материальное содержание.

Бюджетный Кодекс определил понятие бюджета в ст.6:

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Также под бюджетом может пониматься система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд, при этом бюджетный фонд представляет собой централизованный денежный фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей - обеспечения национальной обороны и безопасности, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения, развития образования, здравоохранения и т.п.

Бюджет как специфический финансовый план представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Переход к рыночным отношениям предполагает существенное изменение всех экономических категорий, в том числе бюджета. Производственные отношения, базирующиеся на полной экономической независимости товаропроизводителя, предопределяют свободное движение товаров и капиталов. Поэтому рыночные отношения приводят к стихийному образованию всех натуральных и стоимостных пропорций, которые не всегда отражают объективные потребности общества. Поэтому государство пытается воздействовать на воспроизводственные процессы и тем самым сглаживает социальные последствия. Эти действия государства называются государственным регулированием, которое приобретает две формы – экономическую и социальную.

Т.к. бюджет – это финансовый план страны, аккумулирующий и перераспределяющий основную финансовую часть средств государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. При этом применяются разные методы регулирования. К наиболее важным относятся:

- налоги, которые влияют на развитие производства, спрос и предложение; налоговый пресс можно через бюджетную и налоговую политику либо увеличить, либо уменьшить;

- прямое бюджетное финансирование – реализуется через общегосударственные программы и т.д.;

- субсидирование в условиях рынка некоторых отраслей, предприятии, хозяйств для выравнивания экономических условий их хозяйствования;

- выдача беспроцентных (льготных) кредитов, гарантий для банковских ссуд;

- создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорции в развитии экономики. Одним из видов фондов является стабилизационный фонд, который делится на резервный фонд и фонд национального благосостояния.

Характерные черты для бюджета страны, функционирующего в рыночной экономике: 6% от ВВП – государственный внешний долг. Средняя норма – 60% от ВВП. Большим разнообразием отличается расходная часть рыночного бюджета – средства направляются на материальное производство, социальную сферу, государственные мероприятия и т.д.

Поскольку в условиях рынка предприятия, малые фирмы функционируют за счет собственных ресурсов, а в случае их недостатка используют заемные средства, сфера бюджетных ресурсов ограничена.

Бюджет финансирует в основном важнейшие государственные программы, а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку фермерским хозяйствам, малому бизнесу. Существенное место занимают военные расходы и ассигнования на содержание правоохранительных органов. Кроме того, особое место в бюджете принадлежит расходам на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.), хотя и в рыночной экономике распространена платность в образовании, здравоохранении, страховании и т.д.

 

Современная бюджетная политика РФ

Бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.

В настоящее время уже реализованы меры по следующим направлениям:

1. Модернизация бюджетного процесса:

- создана законодательная основа для эффективного функционирования и развития бюджетной системы страны, повышения результативности бюджетных расходов и реструктуризации бюджетного сектора;

- определен новый механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, установлены параметры формирования нефтегазового трансферта и ограничения на размер дефицита федерального бюджета;

- Стабилизационный фонд выполнил возложенные на него задачи поддержания макроэкономической стабильности, защиты экономики и бюджетной системы от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры, снижения долговой нагрузки;

- сформированы Резервный фонд, призванный обеспечить сбалансированность федерального бюджета и исполнение принятых расходных обязательств в случае недостаточности нефтегазовых доходов, и Фонд национального благосостояния, ориентированный прежде всего на накопление финансовых средств для обеспечения долгосрочной устойчивости пенсионной системы;

- осуществляется переход всех бюджетов бюджетной системы РФ к среднесрочному финансовому планированию в целях обеспечения преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок, создания правовой основы для заключения многолетних государственных контрактов, формирования среднесрочных ориентиров для бизнеса РФ;

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ формируются и утверждаются на 3-летний период и т.д.

2. Внедрение механизмов бюджетирования по результатам:

- законодательно установлены нормы, направленные на повышение результативности бюджетных расходов;

- в качестве новых бюджетных инструментов введены долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания, многолетние государственные и муниципальные контракты, упорядочены механизмы планирования и осуществления бюджетных инвестиций, созданы предпосылки для развития новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;

- более четко определены состав и полномочия участников бюджетного процесса, расширена самостоятельность и повышена ответственность главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов, формировании и представлении бюджетной отчетности;

- внедрена система мониторинга качества финансового управления, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета и т.д.

3. Корректировка налогового законодательства:

- в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности.

- предусмотрено освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты;

- введен повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности;

- введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость;

- внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счет исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам и т.д.

4. Бюджетные расходы:

- были увеличены фонды оплаты труда федеральных государственных учреждений, повышено денежное довольствие военнослужащих;

- продолжена работа по повышению уровня жизни пенсионеров;

- увеличены размеры ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам и стоимость набора предоставляемых им социальных услуг, размеры "детских" и других социальных пособий;

- реализованы решения, направленные на капитализацию институтов развития и финансовое обеспечение важнейших инфраструктурных проектов;

- в сфере здравоохранении повысились заработные платы, поликлинические учреждения страны переоснащены оборудованием и т.д.;

- расширились объемы жилищного строительства; предоставлена государственная поддержка в улучшении жилищных условий и т.д.

5. Межбюджетные отношения:

Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству РФ надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:

1. Бюджетная политика должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета. Правительство совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.

2. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.

При расширении горизонта бюджетного прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами.

На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям.

В целях обеспечения в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны.

3. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.

4. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.

5. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления. Требуется оказание вновь созданным муниципальным образованиям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.

6. Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств.

7. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств.

8. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами.

9. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия. Необходимо расширить практику представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих.

Следует обеспечить полноценный учет имущества казны и его отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований.

10. Расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов РФ при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета.

11. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.

Политика в сфере межбюджетных отношений должна быть основана на стабильности законодательно закрепленного разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов. Ее основной целью должно стать повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах РФ. Необходимо консолидировать отдельные узконаправленные виды субсидий в рамках формируемых долгосрочных целевых программ или приоритетных направлений государственной политики. Одновременно должны быть установлены индикаторы эффективности их использования и общие требования к региональным или муниципальным программам в соответствующих сферах деятельности. Одновременно следует поэтапно сокращать долю средств, предусматриваемых в составе дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности на компенсационные меры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...