Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура собственных доходов всех уровней бюджетной системы РФ




Собственные доходы законодательно закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, установленным законодательством. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство.

Собственные доходы федерального бюджета:

- налоговые доходы (федеральные налоги и сборы);

- неналоговые доходы;

- безвозмездные и безвозвратные перечисления;

- средства государственных целевых бюджетных фондов.

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ:

- налоговые доходы (региональные налоги и сборы; доли федеральных налогов и сборов, закрепленных на постоянной основе);

- неналоговые доходы;

- безвозмездные и безвозвратные перечисления (кроме субвенций из Федерального фонда компенсаций);

- средства региональных целевых бюджетных фондов.

Собственные доходы местных бюджетов:

- налоговые доходы (местные налоги и сборы; доли федеральных и региональных налогов и сборов, закрепленных на постоянной основе);

- неналоговые доходы;

- безвозмездные и безвозвратные перечисления (кроме субвенций из Федерального фонда компенсаций).

42.Среднесрочное финансовое планирование фед.бюджета

Опыт зарубежных стран с области создания и использования Стабилизационных фондов

Стабилизационные фонды (фонды будущих поколений) существуют в странах, где существенная часть доходов бюджета формируется за счет поступлений от экспорта природных ресурсов (нефть медь, фосфаты) и предназначены для сглаживания колебаний доходов и расходов в годы неблагоприятной конъюнктуры.

Такие фонды созданы в 15 странах или отдельных регионах — Норвегии, США (штат Аляска), Канаде (провинция Альберта), Колумбии, Венесуэле, Чили, Кувейте, Омане, ОАЭ и др.

В соответствии с основными функциями, которые призваны выполнять стабилизационные фонды в зарубежных странах, эти структуры можно разделить на три группы:

Собственно бюджетные стабилизационные фонды

Они формируются для обеспечения текущей сбалансированности бюджетов в условиях изменяющейся внешнеэкономической конъюнктуры, а также для регулирования эмиссии (например, венесуэльский Фонд макроэкономической стабилизации). В период благоприятной ценовой конъюнктуры такие фонды наполняются за счет отчислений от рентных платежей (причем обеспечивается пропорциональность таких отчислений от уровня цен мирового рынка). В условиях низких цен мирового рынка аккумулированные средства используются для финансирования бюджетных расходов. Именно к этому типу фондов, в соответствии со своим нынешним статусом, относится Стабилизационный фонд РФ.

2. Фонды будущих поколений ( Государственный нефтяной фонд, Норвегия; Резервный фонд для будущих поколений, Кувейт; Нефтяной фонд, Оман)

Такие фонды ориентированы на накопление ресурсов на длительную перспективу — обеспечение бюджетных расходов в условиях исчерпания запасов полезных ископаемых, ухудшения демографического баланса и др. Помимо отчислений рентных платежей (как правило, фиксированных или в меньшей степени, чем в предыдущем варианте, зависящих от мировых цен), значимую роль для формирования таких фондов играют доходы от инвестирования накопленных средств. В ряде случаев (кувейтский Фонд для будущих поколений, норвежский Государственный нефтяной фонд) масштабы таких доходов сопоставимы или даже превосходят поступления, непосредственно связанные с природной рентой. Кроме того, в отдельных странах (кувейтский Фонд будущих поколений) в такие фонды зачисляются все виды доходов бюджета при достижении профицита, средства от приватизации государственного имущества и т.п.

Средства таких фондов активно инвестируются в финансовые активы (как правило, зарубежные). В ряде случаев (норвежский Государственный нефтяной фонд) масштабы таких доходов сопоставимы с поступлениями от природной ренты. По норвежскому законодательству от 30% до 50% вложений средств фонда могут направляться в акции, причем включая компании таких стран, как Китай, Польша, Турция, Филиппины, Чили. Аналогичную политику проводит кувейтский Фонд будущих поколений.

Использование таких фондов в рамках текущего бюджетного процесса законодательно ограничено или запрещено. В ряде случаев ресурсы бюджетных фондов будущих поколений инвестируются в национальную экономику (с ограничениями для нефтяного сектора — кувейтский Фонд будущих поколений, Нефтяной фонд Омана).

3. Фонды, предназначенные для аккумулирования и распределения природной ренты среди населения (Постоянный фонд Аляски)

В эти фонды на постоянной основе направляются платежи за использование природных ресурсов, которые затем распределяются по индивидуальным счетам граждан. В ряде случаев средства таких фондов инвестируются в зарубежные финансовые активы и не полностью выплачиваются гражданам (аккумулируются), что сближает данные фонды с фондами будущих поколений.

Норвегия

Норвежский государственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную и сберегательную. Правительство создало фонд в 1990 году для решения двух проблем: старение населения и снижение объемов добычи нефти. Деньги в фонд поступают при условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен на нефть. Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует, каждый раз их объем утверждается парламентом. Он же принимает решение об использовании средств. Управляет текущими активами фонда Центробанк, а направления инвестирования определяет Минфин. Благодаря тому, что правительство проводило жесткую фискальную политику, а в стране наблюдался экономический подъем, максимальное годовое отчисление средств из бюджета составило 6% ВВП.

Чили

Медный стабилизационный фонд был создан в 1985 году для стабилизации курса валюты и доходов бюджета. Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и по сути являются для нее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае если цена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.

Венесуэла

Фонд макроэкономической стабилизации был создан в 1998 году, когда мировые цены на нефть упали до 8-9$ за баррель, для стабилизации доходов бюджета центрального правительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании. Формируется фонд следующим образом: исходя из средней цены на нефть, за последние пять лет рассчитываются базовые доходы бюджетов правительств и компании и все поступления свыше базовой величины направляются в фонд. Его средства управляются Центробанком и инвестируются в иностранные финансовые активы. Решение о расходовании средств фонда принимает парламент.

Фонды будущих поколений (Аляска, Кувейт, частично к этому типу относится фонд Норвегии) формируются по тому же принципу, что и стабилизационные, но рассчитаны на использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны.

 

Виды резервных фондов

Основными видами резервных фондов в РФ выступают:

1. Резервный фонд Президента РФ –его создание предусматриваетсяфедеральным бюджетом на очередной финансовый год и плановый период в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

Средства резервного фонда Президента РФ используются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов. Использование бюджетных ассигнований этого фонда осуществляется на основании указов и распоряжений Президента РФ. Составленные письменные распоряжения должны издаваться только на основании представлений заинтересованных лиц. Кассовое исполнение таких распоряжений осуществляется Федеральным Казначейством.

Средства резервного фонда Президента РФ предназначены только для ликвидации последствий чрезвычайных последствий, природных катаклизмов, техногенных аварий, террористических актив и т.д. Использование бюджетных ассигнований на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента не допускается.

2. Резервные фонды органов исполнительной власти и резервные фонды органов местного самоуправления – создание этих фондов предусматривается в бюджетах всех уровней. Запрещается создавать эти фонды при законодательных или исполнительных органах власти. Распоряжение средствами этих фондами осуществляется на основе нормативно-правовых актив соответственно Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Из этих фондов финансируются также непредвиденные расходы, что и из Фонда Президента РФ.

3. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ – создан в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем фонда определяется ежегодно в федеральном бюджете путем умножения объема средств фонда на прогнозируемый в будущем году уровень инфляции. Финансовая помощь бюджетам субъектов РФ на покрытие дефицитов бюджетов, обеспечение сбалансированности.

4. Стабилизационный резервный фонд (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния).

Функции бюджета

Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща форма и основные функции финансов: распределительная, перераспределительная, контрольная.

Распределительная функция проявляется через формирование и использование централизованных фондов финансовых ресурсов. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны и экономические отношения, направляя бюджетные средств на поддержку или развитие отраслей, регионов и т.д. Регулируя там образом, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

Перераспределительная функция – перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно, стадии: образование доходов бюджета и исполнение бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями, со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

Также можно выделить регулирующую, информационную функции бюджета, функцию институционализации общественных предпочтений.

Регулирующая функция –осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономике обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержке депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Информационная функция – бюджет является индикатором текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

Институционализация общественных предпочтений – в демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей. Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...