Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнь и творчество В. Годвина




Вильям Годвин родился в 1756 году в Англии в семье диссидентского проповедника в городе Уисбиче Кембриджского графства. Проповедничество и священнослужительство составляли традицию в семье Годвинов, и Вильям с детства предназначался к той же деятельности. Он рос физически слабым, но с ярко выраженными умственными интересами. Семья Годвина, переехав в местечко Гествик Сеффолкского графства, пригласила учительницу местной школы для чтения с Вильямом священного писания, так что уже в 7-летнем возрасте он хорошо знал его. Решение пой­ти по стопам отца закрепилось в сознании мальчика. Вскоре он начал посещать школу, где обучался пись­му, арифметике и латыни. По истечении трех лет, окон­чив обучение в этой школе, Вильям был отправлен в Норвич для продолжения образования к пастору-индепенденту Ньютону, который сумел возбудить жажду знаний в своем способном ученике.

В 1772 году отец Годвина умер, но мать помогала сыну из своих небольших средств, чтобы дать ему воз­можность продолжать учение. В 1773 году Вильям по­ступил в диссидентский колледж в Хокстоне близ Лондона. Преподаватель литературы Киппис оказал большое влияние на Годвина, и юноша начал с усерди­ем изучать античных классиков. Здесь Годвин испы­тал первые сомнения в христианском учении. Еще до окончания школы он читал проповеди небольшим об­щинам, а по окончании школы в 1777 году поступил диссидентским проповедником в одну деревню в Хертфорширском графстве. В 1784 году Годвин опубликовал свои проповеди под названием «Исторические эс­кизы в шести проповедях». Сомнения в правильности избранного им пути обострились под воздействием французских просветителей, которых он теперь прочел. Руссо, Гольбах и Гельвеций окончательно расшатали его религиозные убеждения. Покинув свою общину в 1782 году, Годвин переехал в Лондон, занялся литературным трудом и в следующем году выпустил анонимно свою первую историческую работу «Жизнь Чатама». Прежде чем навсегда посвятить себя литера­турной и научной деятельности, Годвин попытался ос­новать школу для обучения мальчиков. Но опублико­ванные им анонимно «Сведения о семинарии, который будет открыт в понедельник 4 августа в Ипсоме в Сюррее» не встретили отклика, ученики не являлись, и Годвин отказался от этой мысли. С этого времени, сложив с себя сан, он уже безвозвратно отдался ли­тературному труду. Средств к существованию у него не было, он не обладал достаточным жизненным опы­том, но был способен к напряженному труду, а идеи французских просветителей указывали ему путь. В 1784 году анонимно вышел его труд «Литературный вестник», представляющий собой критический обзор ряда книг, которые должны были выйти в том же го­ду. Вскоре Годвину было предложено сотрудничать в ежемесячном политическом и историческом журнале «Английское обозрение» («The English Review»). До сих пор не удалось установить, какие статьи были на­писаны им, так как авторы свои статьи не подписы­вали. Хотя материальное положение Годвина улучши­лось, но все же ему порой приходилось закладывать часы или платье, чтобы иметь возможность пообедать. В этот период он познакомился с человеком, ставшим его другом на долгие годы. Речь идет о Томасе Голкрофте, актере и драматурге, который укрепил интерес Годвина к французской философии и его веру в зна­чение рационалистических принципов. Большой жиз­ненный опыт Голкрофта был в дальнейшем также не­бесполезен для Годвина в его замкнутой и трудовой жизни, когда он стал работать в области беллетристи­ки. В 1786 году Годвин начал также сотрудничать в либеральном «Новом ежегоднике» («New Annual Register»), где вел исторический отдел. Вместе с тем он продолжал заниматься философией и историей, под­готовляя себя к большому труду, план которого еще не был готов.

Разразившаяся в 1789 году во Франции револю­ция произвела на Годвина огромное впечатление. Вме­сте со всеми сторонниками французской просветитель­ной философии он видел в ней торжество теории о всемогуществе разума. Последующие годы Годвин по­святил целиком изучению политических проблем. Одно время он даже помышлял о том, чтобы выставить свою кандидатуру в парламент, но отказался от этой мыс­ли, считая себя неспособным к практической полити­ческой деятельности.

В 1790 году появились «Размышления о француз­ской революции» Бёрка, представлявшие первый опыт оценки событий во Франции с реакционной точки зре­ния. В 1791 году в ответ Бёрку радикальный писатель Томас Пэн издал книгу «Права человека». Годвин не мог не быть затронут этой контроверзой по поводу интересовавших его проблем. В этом же году он заду­мал свой капитальный труд «Исследование о полити­ческой справедливости». Отказавшись от журнальной работы, он принялся за книгу, которая, по его мне­нию, должна была поставить вопрос о политических принципах на непоколебимую основу. Проработав с огромным усердием 16 месяцев, он уже в 1793 году выпустил книгу, принесшую ему славу. Через несколь­ко недель по ее выходе Годвин стал известен всей чи­тающей Англии. Появление «Исследования о полити­ческой справедливости» было как нельзя более свое­временно, так как с развитием французской революции интерес к политическим и социальным проблемам стал всеобщим, и успех книги Годвина был очень велик.

Уже в 1794 году вышел в свет его известный ро­ман «Вещи как они есть, или Калеб Вильямс». Из всех художественных произведений Годвина только этот роман имел долгую жизнь, он и теперь еще не утратил своего значения *. К славе политического писателя Годвин присовокупил славу художника. В этом произ­ведении Годвин популяризировал мысли, высказанные им в «Исследовании о политической справедливости».

* «Калеб Вильямс» переведен на русский язык.

В это время в Англии уже подымала голову поли­тическая реакция, что обусловливалось страхом гос­подствующей верхушки перед французскими события­ми. Начались политические преследования. В мае 1794 года были арестованы и обвинены в государст­венной измене члены радикально-демократического «Корреспондентского общества» за пропаганду поли­тических реформ. Обвинение поддерживал лорд-глав­ный судья Эйр. Годвин написал статью под назва­нием «Беглая критика обвинения предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри при­сяжных». Опубликованная в газете анонимно, она была перепечатана брошюрой и распространена по всей стране. Внимание прогрессивных кругов Англии было так возбуждено, что суд вынужден был усту­пить давлению и оправдать всех обвиняемых. Вскоре авторство Годвина стало известно, и популярность его достигла своего апогея. В следующем году он высту­пил против реакционной политики правительства в памфлете «Размышления о законопроектах лорда Гренвиля и г-на Питта».

В 1797 году Годвин женился на известной в то вре­мя в Англии публицистке Мэри Уолстонкрафт, авторе книги «Защита прав женщин». В том же году он закон­чил новую работу «Исследователь: размышления о воспитании, нравах и литературе». Она примечательна тем, что побудила тогда еще никому не известного Мальтуса написать «Очерк о законе народонаселения».

Семейное благополучие Годвина продолжалось не­долго: жена его умерла при рождении первого ребенка. В 1798 году Годвин опубликовал ее жизнеописание под названием «Биография автора книги о защите прав женщин». Через год он издал роман «Сент-Леон». В этом романе, как и в «Калебе Вильямсе», Годвин выступает против привилегий, даваемых богатством и знатностью. Роман имел большой успех. В этот момент реакция в Англии праздновала победу, и Годвин стал предметом многочисленных нападок. Известный поэт «Озерной школы» Кольридж начала 1796г. выпускать журнал «Страж» («Watchman»), занимав­шийся вопросами религии, политики и этики с реак­ционных позиций. В нем Кольридж объявил принципы Годвина морально порочными и оспаривал всемогуще­ство разума. Еще более чувствительный удар был на­несен Годвину его бывшим другом, священником Парром, который в своей пасхальной проповеди в 1801 го­ду воспользовался случаем, чтобы резко напасть на всю так называемую «новую философию» и ее защит­ников, главным же образом на Годвина. Эта проповедь была напечатана, и Годвин ответил на нее памфлетом «Мысли, вызванные чтением проповеди д-ра Парра», полемизируя не только с автором проповеди, но со всеми своими противниками, в том числе и с Мальту­сом. Он пишет, что погребен в одной общей могиле с делом свободы и с любовью к ней.

В 1800 году Годвин написал белыми стихами тра­гедию «Антоний». Трагедия, однако, успеха не имела и выдержала только одно представление. Материаль­ное положение Годвина было уже подорвано, а расчет на успех пьесы не оправдался. С этого времени он постоянно испытывал угрозу нужды и всегда был опутан сетью долгов. Между тем семья его возросла, так как в конце 1801 г. он вторично женился на вдо­ве Клермон с двумя детьми. Вскоре прибавился еще сын Вильям. Новая семейная жизнь складывалась негладко: жена Годвина не жаловала его друзей и вно­сила разлад в его отношения с ними.

Неуспех «Антония» не смутил автора, и он еще раз со свойственным ему упорством решил испробо­вать свои силы в драматургии, однако новая трагедия «Фокинир», хотя и прошла шесть раз, но репутации его как драматурга не укрепила. Еще до написания этой трагедии Годвин решил вернуться к давно остав­ленной им области, к истории. 1801-1802 годы он посвятил изучению XIV века, и в 1803 году выпустил «Историю жизни Чосера и его эпохи». Скудость био­графических материалов об этом английском поэте по­будила Годвина заняться тщательным изучением быта и нравов эпохи. Но и этот его труд был плохо принят реакционной журналистикой, так как имя Годвина стало для нее одиозным. Между тем материальное положе­ние его продолжало ухудшаться. В 1805 году вышел третий роман Годвина «Флитвуд». В нем социальные мотивы не играют существенной роли, главное ме­сто занимают любовно-психологические переживания героя Флитвуда. Роман этот слабее не только «Калеба Вильямса», но и «Сент-Леона». Он не принес ожи­даемого Годвином облегчения в материальном отноше­нии. Годвин решил заняться издательской деятельно­стью и основал в том же году издательство под наз­ванием «Юношеская библиотека», которое он вел в течение двадцати лет. Годвин опубликовал ряд написан­ных им самим книг для школьников и молодежи как учебных, так и для занимательного чтения, например, басни, Пантеон греческих и римских богов, краткую ис­торию Англии, историю Рима, историю Греции, учеб­ные книги по английской грамматике и языку, био­графию претендентки на английский престол в XVI ве­ке Джен Грей. Писал он под псевдонимами Эдуарда Балдуина и Теофила Марклифа, и книги его были хо­рошо приняты прессой. Но из-за неумения вести ком­мерческое дело Годвин не мог выпутаться из долгов.

За это же время появились только два произведе­ния Годвина, выпущенные под собственным его име­нем, именно: «Жизнь Эдуарда и Джона-Филипса, племянников и учеников Мильтона» и «Очерк о гроб­ницах», оба историко-познавательного значения. Ре­деющий круг друзей Годвина пополнился в 1812 году, тогда еще молодым поэтом Шелли, на которого «Ис­следование о политической справедливости» произвело большое впечатление. Надо упомянуть, что Шелли вступил в брак с дочерью Годвина от первой жены — Мэри. Он не мог оформить брак, так как не получил развода с первой женой. Это обстоятельство разру­шило дружбу философа с поэтом. В 1819 году в жизни Годвина произошла тяжелая катастрофа — покончила самоубийством усыновленная и воспитан­ная им дочь его первой жены — Фанни Годвин. Само­убийство Фанни Годвин тщательно скрывал, чтобы не возбудить против себя и так уже враждебных ему журналистов.

В 1817 году Годвин, терзаемый житейскими забо­тами, сумел закончить новый роман «Мандевиль», действие которого отнесено ко времени Кромвеля. Ге­рой этого романа, по имени которого он назван, несет уже на себе черты романтической разочарованности, характерные для начала XIX века.

Теперь, впервые после ответа на проповедь священ­ника Парра в 1801 году, Годвин снова вернулся к вопросам социально-политическим. После опубликова­ния «Мандевиля» он отдал все свое время ответу на книгу Мальтуса «Очерк о законе народонаселения», которая была использована реакционными политика­ми как орудие против трудящихся в их борьбе за улучшение своего положения. Уже в «Исследовании о политической справедливости» Годвин посвятил од­ну главу вопросу о росте народонаселения. Теперь в ответ на книгу Мальтуса он выпустил новый труд «О народонаселении». Выход этой книги и ее успех не задержали постепенно подготовлявшегося разорения Годвина. Ко всем заботам и горестям прибавилась в 1822 г. еще одна — смерть Шелли. Через два года после этого Годвин был объявлен банкротом, и «Юно­шеская библиотека» прекратила свое существование.

За последние пятнадцать лет своей жизни, несмот­ря на старость, Годвин сумел написать ряд работ, в том числе такую обширную, как «История английского государства от его начала до реставрации Карла II», и романы «Клаудсли» и «Делорен». Наибольший ин­терес представляет его сочинение «Размышления о человеке, его природе, его труде и изобретениях», в котором он уже не так высоко оценивает разум, но в отношении основных причин человеческих бедствий остается на прежних позициях. Последнее изданное при жизни Годвина сочинение называлось «Биография некромантов». Оно вышло, когда автору было уже 78 лет, и было очень плохо принято, так как в число магов автор включил библейские персонажи и проявил скептицизм в отношении ряда чудес, описываемых в библии. До последнего дня, несмотря на свои немощи, Годвин продолжал работать над трудом, который был назван им «Разоблачение духа христианства». Умер Годвин 27 марта 1836 года. Последняя его книга была издана только в 1873 году под названием «Очерки».

Настоящая работа представляет собой перевод восьмой книги «Исследования о политической справед­ливости». Эта часть работы Годвина особенно инте­ресна для оценки его отношения к проблеме собствен­ности и его социального идеала. В приложении даны наиболее значительные отрывки из других частей его труда. Перевод сделан с первого издания 1793 года С. А. Фейгиной. Ею же составлен и комментарий.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Фригольд — свободное держание или наследст­венное земельное владение, возникшее в период гос­подства в Англии феодальных общественных отноше­ний. Фригольд не нес феодальных повинностей.

Копигольд—держание или владение по копии; в этом случае собственник земли, лорд, получал от крестьянина-копигольдера земельную ренту. На право владения землей крестьянину вручалась выписка из протокола — копия, откуда и название этого рода вла­дения. Копигольдеры представляли в XVI—XVIII вв. основную массу лично свободного крестьянства Анг­лии.

Манор (от латинского глагола maneo — прожи­ваю) — название феодальной вотчины в Англии. В маноре хозяйство лорда основывалось на феодаль­ной эксплуатации вначале крепостного, а позже — лично свободного крестьянина.

2 Автор ссылается на кн. II, гл. II «О справед­ливости», в которой трактует ее не в отвлеченно-мо­ральном, а в общественном аспекте.

3 Годвин ссылается на ту же главу, о которой говорится в предшествующем примечании.

4 Свифт Джонатан (1667-1745)—английский писатель-сатирик, ранее примыкал к партии вигов, за­тем к тори, но впоследствии порвал с обеими партиями, как представлявшими интересы земельной аристокра­тии и торгово-промышленной буржуазии. Свифт стал знаменитостью благодаря «Путешествиям Гулливера» (1726), в которых под видом страны лилипутов изоб­разил Англию с ее социальной несправедливостью и алчностью богачей. В способность существующего общества к совершенствованию Свифт не верил.

5 Годвин ссылается на первое послание апосто­ла Павла коринфянам. В указанной 3-й главе Павел пишет, что говорил с ними не «как с духовными, но как с плотскими», и далее: «я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах».

6 Берк Эдмунд (1729—1797) — английский по­литический деятель и реакционный публицист. В сво­ем сочинении «Размышления о французской револю­ции» («Reflections on the revolution in France», 1790) отразил страх английской социальной верхушки перед французской буржуазной революцией.

7 Земельная рента — доход собственника земли, не зависящий от его предпринимательской деятельно­сти; представляет часть прибавочного продукта, кото­рый создается трудящимися в сельском хозяйстве и присваивается собственником земли.

8 Огильви Вильям (1736-1819) — английский экономист. Опираясь на теорию естественного права, требовал превращения безземельных батраков в мел­ких земельных собственников и такого обложения круп­ной земельной собственности, которое поглотило бы ренту. Его труд «Исследование о праве собственности на землю, основывающемся на естественных законах» («An Essay on the right of property in land with res­pect to its foundation in the law of nature») впервые был издан анонимно в 1782 г. и оказал влияние на Годвина.

9 Платон (427-347 до н. в.) — древнегреческий философ-идеалист. В своем сочинении «Государство» проводил мысль о том, что идеальное государство ос­новывается на разделении функций между тремя груп­пами граждан: между правителями-философами, вои­нами и ремесленниками совокупно с земледельцами. Частная собственность и семья казались Платону источником осложнений, поэтому воинов он лишает права их иметь, чтобы они всецело посвятили себя заботам об охране государства. Обязанность воспи­тывать детей Платон возлагает на государство.

10 Мор Томас (1478-1535) — английский мыс­литель-гуманист, предвозвестник идей утопического социализма, изложенные им в «Золотой книге, столь же полезной, как забавной, о наилучшем устройстве госу­дарства и о новом острове Утопии»; книга эта была впервые издана в 1516 г.

11 В гл. VI, ч. IV «Путешествий Гулливера», на которую ссылается здесь Годвин, Свифт дает изобра­жение Англии. Он пишет между прочим: «Благодаря огромному значению денег богатые подчиняют себе бедных и пользуются плодами их трудов. На каждого богача приходится более тысячи бедных».

12 Мабли Габриель Бонна (1709-1785) — французский политический мыслитель, основывавший­ся на теории естественного права; источником власти является, по его учению, народ, имеющий право ме­нять форму правления. Мабли был врагом частной собственности, приведшей людей к неравенству, но счи­тал, что возвращение к полному равенству уже невоз­можно, вследствие укоренившихся страстей, созданных частной собственностью. Его книга «О законодатель­стве» (De la legislation ou principes des lois») вышла в 1776 г.

13 Уоллес Роберт (1697-1771) — английский экономист, автор работ о народонаселении. В 1753 г. опубликовал «Рассуждение о численности населения в древнее и новое время». Упоминаемая Годвином книга «Various prospects of mankind, nature and providence» («Различные стороны человечества, природы и прови­дения») вышла в 1761 г.; она касалась тех же вопро­сов народонаселения и стимулировала интерес Маль­туса к этим проблемам.

14 Юм Давид (1711-1776) — английский фи­лософ, историк и экономист. Его «Очерки» («Essays») вышли в 1741—1742 гг.

15 Годвин ссылается на кн. VIII, гл. VII.

16 Крит — остров. В греческих преданиях суще­ствовало стойкое представление о мудрых законах Кри­та. Это традиционное представление сохранилось вплоть до XVIII в.

Спарта — древнегреческое государство. В хозяй­стве древней Спарты основное значение имело земледе­лие; торговля и ремесла не играли большой роли. Господствующий класс — спартиаты — составляли общи­ну равных и должны были вносить определенное ко­личество продуктов для общих трапез. Все они имели установленные для них наделы земли, но обрабаты­вали ее илоты, эксплуатируемая часть населения, жив­шая на земле спартиатов и сдававшая им определен­ную часть урожая. В XVIII в. порядки Спарты счи­тались многими образцом «справедливого» строя, строя равенства; их установление приписывалось согласно античной традиции Ликургу.

Перу — государство в западной части Южной Америки. Племена индейцев, населявшие эту страну, были покорены индейским племенем инков, которые в середине XV в. образовали государство со своеобраз­ным общественным порядком. Правящий слой общест­ва жил за счет труда крестьян-земледельцев. Земля считалась принадлежащей верховному вождю, но об­рабатывали ее крестьяне, образовывавшие соседские общины, причем переделы происходили ежегодно. В XVIII в. было широко распространено представле­ние о «коммунизме» инков.

Парагвай — государство в Южной Америке; страна, первоначально населенная индейцами, была в XVI в. захвачена Испанией; колонизацию возглави­ли иезуиты, создавшие на юго-востоке страны своеоб­разное иезуитское государство, просуществовавшее до конца XVIII в. Земля обрабатывалась закрепощенны­ми индейцами, что не помешало созданию легенды о «коммунистическом» государстве в Парагвае.

17 Годвин ссылается на кн. II, гл. III «Об обя­занностях», где он пишет: «Нет ничего более редкого, чем чистое и беспримесное лицемерие. Мы не совер­шаем в своей жизни ни одного действия, для которо­го мы в момент его совершения не нашли бы оправда­ния, за исключением случаев простой беззаботности и беспечности». Из этого он заключает, что нет таких человеческих поступков, которые не претендовали бы на звание добродетельных.

18 Автор ссылается на кн. V, гл. XVI «О при­чинах войн», где утверждает, что войны были бы не­возможны, если бы государства не способствовали накоплению отдельными людьми собственности в ущерб остальным согражданам.

19 Огильви — см. прим. 8.

20 Мандевиль Бернар (1670(?)-1733) — фило­соф и сатирик, голландец по происхождению, живший в Англии и писавший на английском языке. В своей сатире «Басня о пчелах или о частных пороках, со­ставляющих выгоду для общества» («The fable of the bees, or private vices — public benefits», 1705) становит­ся на позиции утилитаризма и утверждает, что люд­ские пороки стимулируют деятельность людей и содей­ствуют прогрессу.

21 Ковентри Генри (1710-1752) — автор книги «Philemon to Hydaspes, relating a conversation with Hortensius upon the subject of false religion» («Бесе­да о ложной религии»), вышедшей в пяти частях в 1736-1744 гг.

22 В своих «Очерках» («Essays») Юм доказы­вает, что при моральной оценке поступков надо исхо­дить из их общественной полезности. Роскошь считает­ся источником всякого зла, но Юм думает, что она содействует повышению трудолюбия и развитию реме­сел, и потому ее моральная оценка должна быть пере­смотрена.

23 Годвин ссылается на кн. IV, гл. VIII «О прин­ципах добродетели», в которой доказывает, что по мере своего совершенствования люди научатся согласовы­вать свои личные желания с требованиями отвлеченной справедливости и соображениями общего блага.

24 Эпикур (342-270 до н. э.) — греческий фи­лософ, положивший в основу этики принцип удоволь­ствия. Его система получила название эпикуреизма. Эпикур утверждал, что упразднение страданий, соз­даваемых лишними потребностями, заботами и страха­ми, обеспечивает состояние устойчивого удовольствия.

25 Годвин ссылается на кн. IV, гл. VII «О меха­нике человеческого сознания», где он утверждает не­прерывность потока мыслей. «Дело обстоит так, что на наше тело непрерывно действует бесчисленное количе­ство возбудителей и самый слабый из них не доходит с ясностью до сознания только вследствие того, что более сильный возбудитель преодолевает его».

26 Франклин Беньямин (1706-1790) — американский политический деятель, экономист и физик, уча­ствовавший в составлении Декларации независимости и конституции Соединенных Штатов. Экономические идеи его были не оригинальны, он заимствовал их отчасти у писателей меркантильной школы, а позже у физио­кратов. В области физики известен своими исследова­ниями электричества и изобретением громоотвода.

27 Ликург — легендарный руководитель и зако­нодатель древней Спарты, будто бы установивший социальный и политический порядок, существовавший в исторической Спарте. См. выше прим. 16.

28 Илоты — земледельческое население древней Спарты, прикрепленное к земле, которая принадлежала землевладельческой и военной знати; илоты считались собственностью государства, но находились в положе­нии рабов у спартиатов.

29 Годвин ссылается на кн. VI, гл. VIII «О на­родном образовании», в которой он высказывается про­тив передачи государству дела образования и воспи­тания детей потому, что публичные учреждения легко усваивают, по его мнению, косные приемы и тем мно­жат предрассудки, что единообразие в них вредно для развития сознания, наконец, потому, что будучи ору­дием правительства, они служат его целям.

30 Годвин ссылается на кн. VIII, гл. V.

31 Фемистокл (ок. 525 — ок.460 до н. а.) — го­сударственный деятель и полководец древних Афин. Фемистокл стремился к усилению морской мощи Афин, одержал победу в морской битве с персами у острова Саламин в 480 г. до н. э., был изгнан из Афин под воздействием землевладельческой аристократии, проти­водействовавшей его политике.

32 Смит Адам (1723-1790) — английский эко­номист, представитель классической буржуазной поли­тической экономии. Содействовал разработке теории трудовой стоимости. В области экономической полити­ки был сторонником свободы внешней торговли и не­вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Важнейший его труд — «Исследование о приро­де и причинах богатства народов» (1776).

33 Уоллес — см. примеч. 13.

34 Цитата из «Екклезиаста», одной из книг биб­лии; название этой книги означает по-гречески пропо­ведника в собрании.

35 Франклин — см. прим. 26.

36 Прайс Ричард (1723-1791) — английский публицист и философ, выступал в печати за независи­мость американских колоний и против войны с ними; занимался проблемами этики.

Морган Вильям (1750-1833) — английский эко­номист, писал о росте расходов европейских государств на военные нужды, ведущем к их разорению. Одна из его работ посвящена обзору статей Прайса о финансах Англии.

37 Кранмер Томас (1489-1556) — архиепископ Кентерберийский, проводил реформу в католической церкви в Англии в духе лютеранства. После восстанов­ления католичества, осужденный на казнь огнем, преж­де чем взойти на костер, сжег свою правую руку, кото­рой в минуту слабости подписал под принуждением от­речение от своих взглядов.

38 Муций Сцевола — легендарный герой древнего Рима. Во время покушения в 507 г. до н. э. на этрус­ского царя, который осаждал Рим, был схвачен, и для доказательства своего презрения к смерти сжег руку на огне.

39 Тезей — легендарный царь древних Афин, со­вершивший по преданию множество подвигов.

40 Ахилл (или Ахиллес) — герой древнегрече­ской мифологии, подвиги которого изображены в «Или­аде» Гомера.

41 Гл. VII дается нами с сокращениями. Опуще­ны весьма наивные рассуждения и не имеющие ника­кого научного значения соображения Годвина о беспре­дельных возможностях воздействия психической при­роды человека на его тело, в частности, о возможности достижения бессмертия.

42 Годвин ссылается здесь на кн. V, гл. III «О частной жизни коронованных особ», где говорит, что с точки зрения королей «благосостояние порождает мятеж и что народ надо держать в бедности и в ли­шениях для того, чтобы сделать его покорным»,

43 Аддисон Джозеф (1672-1719) — англий­ский писатель и поэт, в своей трагедии «Катон» («Саto») вложил в уста римлян либеральные речи во вку­се близких автору вигов.

44 Годвин ссылается на кн. II, гл. III «Об обя­занностях», см. прим. 17.

45 В Спарте имущественное равенство существо­вало для господствующей верхушки — спартиатов, со­ставлявших общину равных (см. прим. 16). Рабский труд применялся очень широко, особенно в земледе­лии. Неравенство было очень сильно выражено даже в период относительной устойчивости ее строя.

46 Аграрные законы в Риме преследовали цель наделения землей крестьян и проводились в значитель­ной степени для обеспечения военной мощи римского государства. Первым по времени был закон 133 г. до н. а., проведенный народным трибуном Тиберием Гракхом. Крестьянство наделялось участками до 30 югеров на правах наследственной аренды за счет обществен­ных земель без права отчуждения, причем все, захва­тившие ранее большие участки, должны были всю зем­лю сверх 1000 югеров, или 250 га, вернуть государ­ству для раздачи. Аграрная реформа Тиберия Гракха была отменена в 111 г. до н. э. В 103 г. до н. э. народный трибун Апулей Сатурнин провел закон о наделении ветеранов землей с той же целью возрож­дения крестьянства.

47 Золотой век — в греческой мифологии и поэзии — первая и наилучшая эпоха в истории челове­ческого рода, когда земля приносила в изобилии свои плоды, а люди жили якобы без забот и страданий. Представление о золотом веке часто связывалось с представлением об отсутствии власти и частной соб­ственности.

48 Налог для бедных входил как составная часть в целый комплекс английских узаконении и положений, представлявших так называемый «старый закон о бед­ных», подвергшийся пересмотру в 1834 г. Начало старому закону о бедных было положено в 1601 г. Налог для бедных взимался с членов приходских общин, для затрат на обучение ремеслам детей, родители которых не могли содержать их, для подыскания работы бед­някам, способным к труду, и для денежной помощи тем, кто по возрасту или инвалидности не мот рабо­тать. Так как эти расходы при обострившихся социальных противоречиях не давали видимого резуль­тата, то в XVIII в. был принят ряд законодательных новелл — об учреждении знаменитых работных домов, о выплате пособий фермерам, бравшим к себе бедня­ков, и др. Расходы за счет налога достигли к 1718 г. почти 8 млн. фунтов стерлингов.

49 Законы об охоте в Англии охраняют право охоты на зверей и дичь владельцев земельных угодий. Охота без их разрешения рассматривается судами как нарушение владения.

50 Постоянные войны, огромные расходы на двор, жестокая эксплуатация трудового народа привели, с одной стороны, к обнищанию французских трудящих­ся, с другой — к крайнему расстройству государствен­ных финансов дореволюционной Франции и к огром­ному дефициту в государственном бюджете. В своих попытках разрешить проблему финансовой реорганиза­ции революционные правительства Франции были ограничены, условиями борьбы с внутренней контр­революцией и внешней интервенцией.

51 Поземельный налог в Англии взимался не с земельной площади, а с дохода, даваемого землей, что при упадке земледелия приводило к уменьшению нало­говых поступлений.

52 Локк Джон (1632-1704) — английский фи­лософ, в 1685 г. издал «Two treatises on government» («Два трактата о правительстве»), в которых обосно­вывал идеи народного суверенитета и общественного договора. Энгельс называл Локка «сыном классового компромисса 1688 года» между английской буржуазией и феодальной аристократией (К. Маркс и Ф. Эн­гельс. Избр. письма. М., 1953, стр. 429).

53 Филъмер Роберт (1604-1688) — английский политический писатель. В сочинении «Patriarcha of the natural power kings» («Об естественном праве коро­лей»), вышедшей в 1646 г., развивает теорию божест­венного происхождения королевской власти, которая основывается на божьей воле и не может подвергаться ограничениям.

54 «Common Sense» («Здравый смысл») принад­лежит перу Томаса Пэна (1737-1809). Пэн — английский прогрессивный политически деятель, пере­селился в 1774 г. в Америку, где опубликовал в 1776 г. названное сочинение. Этот республиканский памфлет, получивший широкую известность вследствие защиты в нем права угнетенных на восстание, сыграл свою роль в национально-освободительном движении Соеди­ненных Штатов. В 1787 г. Пэн вернулся в Англию и выступил против внешней политики Питта.

Когда Бёрк издал в 1790 г. свой контрреволюцион­ный трактат «Размышления о французской револю­ции», то Пэн написал ответ — «Права человека» (1791-1792), получивший большое распростране­ние.

В 1792 г. департамент Калэ (Франция) избрал его в национальный Конвент, где он, однако, разошел­ся с якобинцами. Пэн был сторонником национализации земли, уничтожения имущественного неравенства и страхования от безработицы.

55 Рейналь Гийом (1713-1796) — француз­ский политический писатель и деятель. В своей книге, вышедшей во Франции в 1770 г. под названием «Фи­лософская и политическая история заведений и коммер­ции европейцев в обеих Индиях», написанной при уча­стии Дидро и Гольбаха, он критикует феодально-аб­солютистский строй, католическую церковь и колони­альный гнет.

56 Пизистрат — афинский деятель, захвативший власть в Афинах в 560 г. до н. э., при поддержке бед­нейших земледельцев и пастухов. Пизистрат сумел привлечь к себе сочувствие афинского демократиче­ского населения. Правил до своей смерти в 527 г.

57 Перикл (490-429 до н. э.) — вождь афин­ской демократии, поднял значение Афин как морской державы и, использовав для этого казну всего Афинского союза, построил ряд зданий, сохранивших свою славу до наших дней (Парфенон, Пропилеи).

58 Остракизм — так называлось в Афинах право народных собраний (VI в. до н. э.) изгонять на 10 лет неугодных граждан в целях защиты государственного строя — рабовладельческой демократии. Остракизм был важным орудием партийной борьбы афинских, политических группировок. Имя изгоняемо­го писалось участниками народного собрания на гли­няных черепках — «остраках», откуда произошло и само название.

59 Мильтиад Младший — знаменитый афинский полководец, руководивший битвой при Марафоне в 490 г. до н. э. во время войны с персами. Потерпев затем частичную неудачу, был по возвращении в Афины брошен в тюрьму как изменник, где и умер в 489 г. до н. э.

60 Аристид (540-465 до н. э.) — афинский го­сударственный и военный деятель эпохи греко-персидских войн. Внутренняя политическая борьба в Афи­нах привела к временному изгнанию Аристида из Афин.

61 Фокион (402-318 до н. э.) — афинский госу­дарственный деятель и полководец; считая, что афин­ское государство может быть сильно только при усло­вии соглашения с македонским царем, стоял за уступ­ки ему, провел ограничение демократии в Афинах и допустил захват Пирея македонцами, за что приго­ворен к смерти и был вынужден вылить яд — цикуту.

62 Годвин ссылается на кн. II, гл. VI «О выпол­нении частными лицами обязанностей судьи», где на­стаивает на нецелесообразности наказания преступни­ка, так как наказание представляет собою акт насилия одного человека над другим, менее сильным, что про­тиворечит требованиям справедливости.

63 Амфиктионией (т. е. союзом амфиктионов) назывались у древних греков союзы племен, предста­вители которых собирались на общие празднества и обсуждали при этом дела союза. Известен союз, пред­ставители которого собирались при храме Аполлона в Дельфах,

64 «Ex post facto» (латин.) — означает рассмот­рение какого-либо обстоятельства на основании прин­ципов, установленных после появления самого факта. Применяется главным образом в криминологии и оз­начает, что проступок не может быть судим на основа­нии закона, принятого после его совершения.

65 Ссылка относится к кн. VI, гл. VIII «О на­родном образовании», где говорится о том, что вслед­ствие склонности публичных учреждений, ведающих образованием, к неизменности и постоянству, они ста­новятся источником предрассудков, препятствующих дальнейшему расширению знаний.

66 Прокруст (буквально «вытягиватель») — мифический греческий великан-разбойник, который за­манивал к себе путников, укладывал на ложе, причем тем, у кого ноги были короче этого ложа, вытягивал их, а тем, у кого были длиннее, отрубал. Отсюда вы­ражение «прокрустово ложе».

67 "Summun jus summa injuria" (латин.) — поговорка, означающая, что жесткое применение права часто приводит к величайшей несправедливости.

(текст приводится по единственному русскому изданию фрагментов "Исследования о политической справедливости" Годвина: Москва, Издательство АН СССР, 1958г.).

Конец формы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...