Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1 Теоретико-правовые основы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства учреждениями исполняющими уголовные наказания




Введение

 

Венцом, фактическим и юридическим завершением совокупности уголовных, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и организационно-материальных компонентов проводимой государством политики по противодействию преступности по праву признается институт исполнения приговора суда. Жизнедеятельность данного института обеспечивается рядом установленных гарантий, призванных способствовать его эффективному функционированию в выстроенной законодателем и правоприменителем системе борьбы с уголовными правонарушениями. Одной из таких ключевых гарантий является прокурорско-надзорная деятельность. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее - Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства права, законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, общественных и государственных организаций прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законодательства при исполнении судебных постановлений, наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера (ст. 4, 32-35).

На реализацию указанной функции ориентируют прокуратуру и иные базовые нормативные правовые акты. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. (далее – УПК), в ст. 25 которого непосредственно содержится обязанность прокурора осуществлять надзор за исполнением судебных решений. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь от 11 января 2000 г. (далее – УИК), предписывающий, что прокурорский надзор за соблюдением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляется Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (ст. 20).

В теории прокурорского надзора вопросам, связанным с сопровождением прокуратурой процесса исполнения приговора, уделено явно недостаточно внимания. Отсутствуют научные и научно-прикладные исследования, посвященные системному, комплексному рассмотрению обозначенной проблематики. Встречается лишь несколько монографических работ периода существования СССР, анализирующих отдельные аспекты прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора. К их числу относятся, в частности, труды Н. М. Белякина, В. Т. Михайлова, А. П. Сафонова, Б. М. Спиридонова, раскрывающие сущность и содержание прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения свободы, в исправительно-трудовых учреждениях, в стадии исполнения приговора, при административном надзоре и т. п.

Остальные же имеющиеся по тематике работы, во-первых, в своей совокупности являются малочисленными и, как правило, представлены статьями (тезисами). Во-вторых, посвящены либо конкретным техническим элементам прокурорской деятельности, либо в них акцент делается на иные сферы и отрасли прокурорского надзора.

Вышеизложенное предопределяет актуальность рассматриваемой темы работы.

Цель работы – анализ правового регулирования прокурорского надзора за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания по приговору суда.

Задачи работы:

- рассмотреть теоретические подходы к определению надзора за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими наказания по приговорам суда;

- исследовать особенности организации работы в прокуратуре по надзору за исполнением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания;

- рассмотреть сущность, значение и задачи прокурорского надзора в учреждениях исполняющих уголовные наказания;

- проанализировать полномочия прокурора по осуществлению надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания;

- определить предмет надзора за исполнением законодательства органами и учреждениями, исполняющими наказания;

- раскрыть порядок взаимодействия прокурора с другими правоохранительными органами и общественными формированиями.

Объект исследования – надзор за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания по приговору суда как самостоятельная отрасль прокурорского надзора.

Предмет исследования – общественно-правовые отношения, возникающие при осуществлении надзора за соблюдением законодательства учреждениями, исполняющими уголовные наказания по приговору суда.

Методы исследования: логический, сравнительно-правовой, частно-научный, индукции, дедукции.

Теоретическую основу работы составили труда таких авторов как: Н.П. Белая, Г. А. Василевич, А. А. Кеник, А.С. Сенько, О. А. Антонова, Я.С. Аврах и др.

Нормативно-правовую базу работы составили: Конституция Республики Беларусь, УПК, УИК, Закон о прокуратуре и др.

 

 


Обзор источников по теме

 

В статье Н.П. Белой «Прокурорский надзор за законностью деятельности исправительно-трудовых учреждений в советский период развития российской истории» рассматривается историческое развитее прокурорского надзора за исполнением приговоров[3,c.94]. Так, в статье указывается, что в советский период развития надзор за исполнением приговоров уголовно-исполнительными учреждениями начал складываться в самостоятельную отрасль прокурорского надзора, определился предмет и основные средства надзора. 28 мая 1922 г. 3-я секция ВЦИК IX созыва утвердила первое Положение о прокурорском надзоре, в котором в числе основных функций на прокуратуру возлагалось наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. Основными методами надзора были регулярные посещения мест лишения свободы, просмотр личных дел заключенных, надзор за работой наблюдательных и распределительных комиссий, рассмотрение жалоб. Положение о Народном комиссариате юстиции, принятое 1 февраля 1923 г. Декретом ВЦИК, также расширило полномочия прокуратуры по надзору за местами лишения свободы. Дальнейшее развитие законодательство о прокурорском надзоре за соблюдением законности в ИТУ получило в связи с принятием Конституции СССР (31 января 1924 г.), Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик (2 октября 1924 г.), а 31 октября 1924 г. - Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик. К компетенции прокурора было отнесено наблюдение за исполнением приговоров, а также надзор за состоянием и деятельностью мест лишения свободы, то есть на данном этапе формируется надзор за соблюдением законности в деятельности администрации мест лишения свободы. 10 июня 1933 г. была учреждена Прокуратура Союза ССР. 17 декабря 1933 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о Прокуратуре Союза ССР, которое в числе основных функций возлагало на Прокуратуру СССР «надзор, на основе особого положения, за законностью и правильностью действий... исправительно-трудовых учреждений». В дальнейшем укрепление прокурорского надзора за соблюдением законности в местах лишения связано с утверждением Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском надзоре в СССР, в котором на органы прокуратуры была воз- ложена ответственность за соблюдение социалистической законности в местах лишения свободы. 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР г. был принят Закон о прокуратуре СССР, в котором впервые законодательно закрепляется надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначенных судом. Ухудшение состояния законности в исправительных учреждениях, рост преступных проявлений в местах отбывания наказаний обусловили необходимость активизации прокурорского надзора в рассматриваемой сфере. В числе мер, направленных на установление режима законности в уголовно- исполнительной системе, было образование в период 1985-1986 гг. специализированных прокуратур по надзору за исполнением законов в ИТУ. В советский период российской истории прокуратура играла заметную роль в деле обеспечения законности в исправительно-трудовых учреждениях. С развитием исправительно-трудового законодательства развивалась и совершенствовалась надзорная деятельность прокуратуры, расширялись полномочия прокуроров, перечень средств прокурорского реагирования. В системе органов прокуратуры были сформированы прокуратуры исправительно-трудовых учреждений, успешно надзирающие за исполнением законов в ИУ и по сей день.

В статье О.В. Воронина «Пенитенциарный надзор прокуратуры» делается акцент, что прокурорский пенитенциарный надзор не образует отдельной отрасли или направления, а представляет собой отдельный вид прокурорской деятельности, реализуемый в рамках различных отраслей и направлений деятельности отечественной прокуратуры[8,c.51]. Нормативно-правовой основной выделения прокурорского пенитенциарного надзора выступает институт (отрасль) пенитенциарного права, регулирующий правовые отношения, складывающиеся в сфере исполнения институциональной принудительной изоляции в целях реализации уголовной политики (пенитенциарной изоляции). Прокурорский пенитенциарный надзор как отдельный вид деятельности реализуется через прокурорский надзор за законностью пенитенциарной изоляции, участие прокурора в судебном рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора; участие прокурора в судебном обжаловании действий и актов администраций органов и учреждений, исполняющих наказания; правозащитную прокурорскую деятельность, направленную на обеспечение правового положения лиц, отбывающих меры пенитенциарной изоляции.

В статье А.С. Сенько «Правовая модель деятельности прокуратуры по надзору за соблюдением законодательства при исполнении приговора» исследуются основы теоретико-правовой модели осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства при исполнении приговора[25,c.290]. Показывается, что прокурорский надзор распространяется как на стадию исполнения приговора, так и на деятельность субъектов правоотношений, непосредственно реализующих функцию исполнения приговора. Автор приходит к выводу, что объекты прокурорского надзора представлены судами, иными органами и учреждениями, должностными лицами, на которых законодательством возложена функция по исполнению приговора. Предметом прокурорского надзора является соответствие законодательству решений, действий (бездействия) объектов прокурорского надзора, а также лиц, в отношении которых постановлен приговор. Приводится авторская классификация правовых средств прокурорского надзора.

В статье Е.Л. Никитина «Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении уголовных наказаний уголовно-исполнительными инспекциями»[19,c.96] рассматриваются вопросы организации и осуществление прокурорского надзора за законностью исполнения уголовного наказания без изоляции от общества.


Глава 1 Теоретико-правовые основы осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства учреждениями исполняющими уголовные наказания

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...